Россия современная-10. Горбачев критикует Путина

Сергей Корягин
Горбачев критикует Путина, называет его политику сталинской…

Какова ситуация в сегодняшней России? Относительный порядок установлен.  Революционной ситуации нет. Есть, однако, проблемы с элитой: она расколота, и раскол этот постоянно подогревают политики левого крыла и их сторонники из научной интеллигенции. Что касается ультраправых, то опасности для государства они не представляют никакой, они лишь дискредитируют либеральное движение.
 
Два слова о народе. Всякий народ (низы, демос, трудящиеся массы), как ребенок, живет своим недалеким умом и первичными чувствами, исходящими из любви к себе. Сочувствует он, в основном, близким людям и домашним животным. Истории не знает,  нет у него исторической памяти. Все, что случилось вчера, позавчера, он еще помнит, а далее… Кто-то там, чтобы удержаться у власти, совершил множество преступлений? Но это было еще при злом царе…  Любит парады, демонстрации, разного рода символику, красный цвет. Праздники. Но, в отличие от ребенка, народу еще нравится, когда одни политические вожди казнят других политических вождей, когда летят головы буржуев и умников-интеллигентов – всех, кто вырвался вперед в карьере, богатстве, способностях. Да, интеллигентов, – кроме тех, разумеется, кто ему верно служит,  лебезит перед т.н. простым человеком. Фундаментальные свободы и права человека он презирает.
В особых случаях народ бунтует (стихийно или под водительством харизматической персоны): 1. Когда устал от беспорядка (Октябрьская революция 1917 года). 2. Когда сильно хочет есть, а продукты с прилавков магазинов исчезли (Августовская революция 1991 года). 3. Когда его обделили (сегодняшние революции в арабском мире). Разумеется, эти причины переплетаются.

Во время Великой революции французы приходили на площадь, чтобы посмотреть, как  работает гильотина, и без содрогания созерцали процедуру отрубания головы. Иным эта процедура казалась даже скучноватой: они  зевали, ковыряли в носу, женщины при этом вязали. При советском режиме неугодных казнили тайно, но народ на собраниях кричал во всю глотку: «Смерть кровавым пособникам империалистов!» А как простые немцы любили своего фюрера – показал Михаил Ромм в фильме «Обыкновенный фашизм». И не следует удивляться, что у нас в почете сегодня самый кровавый диктатор в истории – Сталин, что одиозная фигура Сергея Кургиняна (адвоката политических палачей) не в меньшей мере популярна на телевидении, чем фигура прославленного певца Иосифа Кобзона.

Путин представляет в России политический центр, и он укрепляет его. Он ни за левых (они проиграли по большому счету), ни за правых (у них пока нет шансов), а – за всех. Путин опирается на равнодействующую силу в обществе, и большинство избирателей, включая умеренных коммунистов, его поддерживает. Это – старики (среди них многие – ветераны войны), граждане среднего возраста, молодежь. Путин любит жесткую риторику, но в отношениях с подчиненными весьма терпим, он за свободу и демократию, но либералов держит на дистанции. Он искусно маневрирует в океане российской политической жизни. Сегодня философия, наука, искусство, вера свободны. У каждого есть право поехать за рубеж и вернуться домой, каждый имеет право отстаивать свою политическую линию на выборах, в прессе, в Интернете. Россия сегодня– свободное государство.    И это – несмотря на склонность народа и значительной части его политической элиты возвести на трон диктатора.

Горбачев Михаил Сергеевич – святой для меня человек: он разрушил коммунистический режим и вывел в политику Бориса Николаевича Ельцина. Но Горбачев был и остался романтиком в политике. И социализм он пытался наивно улучшить, и русский капитализм наивно пытается в мгновение ока превратить в капитализм европейский. Приходит на ум украинская песня: «Чего ж я не сокол, чего ж не летаю?..» Но я не сокол, и крыльев у меня нет. Путин, в качестве второго лица, строит дом из материала, какой у него есть, какой у него под руками. Нам надо где-то жить, чтобы укрыться от непогоды. Дворец мы скоро не построим, да и жить во дворце с достоинством не сможем: скоро загадим его и превратим в примитивную ночлежку. Всему свое время, и это сегодняшний премьер, в отличие от Горбачева и псевдолибералов, понимает. Тянет Путин Россию назад? Он, однако, укрепляет частную собственность, санкционирует приватизацию убыточных государственных предприятий. Закрывает рот своим оппонентам? Но это неправда: сегодня его грубо и безнаказанно критикуют все, кто пожелает. Пример – наш форум.  понедельник, 29 августа 2011 г.

P.S.: Возможно, у Горбачева есть информация, которая свидетельствует о намерении Путина совершить какую-нибудь глупость. Например, продавить через «Единую Россию» некие запреты на некие свободы. Или устроить расправу над видными гражданами – предпринимателями, политиками, учеными и т.д. Или выступить в защиту Моамара Каддафи. В этом случае озабоченность бывшего президента СССР выглядит разумной и оправданной.