Эссе и афоризмы 2-я часть 60-120

Сергей Станиловский
 

 № 60

(О жадности)

Жадность есть то, что не приносит удовлетворения, ибо не дарует человеку истинного блага.
Жадный человек не занят ничем, кроме поиска в области накопительства новых материальных ценностей. Он не замечает того, чем уже владеет, его взор поглощен богатствами, которые ему не принадлежат.
Поэтому богатства, накопленные жадностью, не принесут их владельцу ничего, кроме неприятных хлопот, связанных с приумножением уже достигнутого и забот по сохранению того, что накоплено.
Истинным владельцем своего блага, и следовательно, истинно богатым может считаться лишь человек, довольствующийся тем, что добыто им из себя, - мудростью, добродетелью, -  что, соответственно, не может быть отнято у него другими,  в отличие от того, кто сделал ставку в добыче своего достояния на других, а значит, на то, что принадлежит не ему, но случаю.







* * *
 № 61
Умение видеть предметы в их истинном свете есть мудрость, а мудрость, в свою очередь, есть слово; не владеющий своим языком, не так мудр, как ему кажется.

* * * 
№ 62
Тот, кто смеется над чужими горестями, плачет впоследствии вдвое горше.

* * *
  №  63
Оставаясь бездеятельны, лишь способствуем тому, что злые языки говорят о нас.

* * *
   №  64
Бог изваял этот Мир по Своему Образу и Подобию, но земля была мертва и служила лишь отрицанием Божественного миропорядка. Тогда Господь посеял на земле жизнь, венцом которой явился человек, призванный осмыслить, осознать этот мир, воплотив в нем Божественный замысел, подобно тому, как шедевр, отражая оригинал, в то же время привносит в него тень Божественного резца, органично воплотив в себе, и замысел художника, и реальность, очистив последнее от всего наносного и преходящего.

* * *
  № 65
Любовь есть неосознанное стремление мужчины помучиться и женщины – помучить.
Прекрасные женщины – носительницы некой волшебной силы, столь необходимой мужчинам на их тернистом жизненном пути.
Уступая в любви женщинам, мужчины одновременно поднимаются и до господства над ними. Сила, умеряя себя перед лицом слабости, не терпит поражения, но питая собой слабость, делает последнюю своей необходимой составляющей.
Женщины, восприняв мужскую слабость, став хранительницами их самых сокровенных тайн, делают мужчин практически всесильными. Олицетворяя в своем лице слабость мужчин, женщины делают их неуязвимыми перед лицом будущих невзгод.
Мужчина, перестав быть хозяином своего слова, лишает себя любви, требующей от него жертв во имя свое, оставаясь тем самым один на один с холодом и равнодушием света.

* * *
 № 66

(О будущем)

Нечаевцы (Нечаев – самый радикально настроенный российский революционер) полагали не более, не менее, что излечение человечества от всех его общественных язв и социальных болезней лежит в уничтожении всего населения земного шара возрастом старше 25 лет, чтобы с молодежью, не испорченной старым миром, строить светлое будущее.
Гитлеровцы пытались выкристаллизовать цвет человечества, концентрируя его в арийской расе, путем уничтожения всех остальных.
Все эти теории были бы хороши, если бы не осуществляли счастье одних за счет несчастья других. Чтобы отделить умных от дураков, совсем необязательно убивать последних, напротив, нужно предоставить каждому свободу выбора.
Предоставленный самому себе, каждый, охраняемый сенью закона, окажется в положении, наиболее отвечающем его земной сути – достойные возвысятся, дураки же останутся в дураках.
Нельзя пропускать верблюда жизни через игольное ушко необходимости. Развитие думающих людей эпохи всегда непредсказуемо, ибо связано с развитием мысли, будущий ход которой есть ход всего Исторического развития.
Будущее же дураков как раз предсказуемо, ибо дурак, предоставленный самому себе, непременно свернет себе шею на каком-нибудь из путей следования собственной глупости.

* * *
  № 67

(О подлецах)

Когда на меня лает пес, нет необходимости на него обижаться. Мне незачем проявлять благородство и ждать, когда он сам поймет, что так делать нехорошо.
Будет лучше, если я достану палку или просто хорошенько прикрикну на него, только так ему можно доказать разумность своих доводов.
Пес видит лишь непосредственное, он не имеет возможности умозаключать от одного к другому, поэтому страх перед наказанием – единственных для него способ приобщиться к разумному (не преступая, естественно, разумной меры в действиях с моей стороны).
То же и подлец: не желая думать, т.е. сознательно исключая себя из списка разумных людей, он сам наказует себя, определяя время своей жизни мерой воздаяния за свои злые дела.





* * *
 №  68
 (О пороке)

Почему существует порок, почему нам так тяжело от него избавиться? Потому что всегда на первый взгляд он сулит нам блага, которые потом неизбежно обернутся для нас неприятностями и пресыщением.
Потворствуя своим прихотям, мы все больше попадаем в зависимость от них. Ибо упасть легко, а возвыситься неизмеримо трудней,  нужно приложить максимум усердия и терпения, чтобы довести начатое до совершенства.
То, что сулит нам легкие блага, неизбежно затем обернется к нам всеми своими дурными сторонами. Поминутно отступая и дробя и так не столь высокий свой нравственный рубеж, один который только и способен удержать нас от окончательного падения, мы не изведем зло на земле и через тысячу лет.

* * *
 №  69
Только глупцу пришло бы в голову кроить от  других людей солнце, ветер, воздух, ибо то, что принадлежит всем, достается целиком и полностью и каждому в отдельности, тот же, кто претендует на все без остатка, не желая ничем делиться с остальными, не обладает ничем. Он проводит свои досуги в плену собственных заблуждений, не оставляя ничего после себя.

* * *
  № 70
(О счастье)

«Прелесть  новизны в любви подобна цветению фруктовых деревьев – красота ее быстро проходит и больше никогда не возвращается»,  сказал Франсуа де Ларош Фуко в своих «Максимах и афоризмах». Тот же, кто вновь возвращается туда, где был когда-то счастлив, желая увидеть первые весенние цветы своей юности, рискует встретить лишь бледный отблеск в глазах своих былых симпатий, оставляющих на лице лишь новые морщины.


* * *
  № 71
Спешащий гневаться мешкает на путях добра.

* * *
 №  72
Суд земной есть похвальное стремление людей соединить воедино справедливость земную и небесную.

* * *
  №  73
Надсмотрщики над жизнью – карьеристы и деляги – считают себя вправе вмешиваться в чужие судьбы. Убивая у нас, посредством различных ухищрений и махинаций, всякие добрые чувства друг к другу, им кажется, что они благодетельствуют человечество, ровняя всех под одну гребенку. В их жизненные категории не входят такие понятия, как простота и сердечность в отношениях между людьми.
Тому, кто занимается подобными вещами, думая, что делает большое и нужное дело, хочется сказать, что жизнь, незримо струящаяся в нас, священна и никому не дано права ни остановить ее ход, ни повернуть вспять ее русла.

* * *

 №  74

(О дружбе)

Как поддержать дружеские отношения, сохранив их в изначальной сердечности и теплоте?
Тот, кто полагается в своих отношениях лишь на механизм отношений, полагая, что друг есть лишь звание, присваиваемое партнеру в самом начале знакомства, никогда не достигнет успеха на поприще дружбы.
Лишь тот, кто осознал дружеские отношения как ежедневное проявление дружеских чувств друг к другу, никогда не ошибется в своем выборе. Он никогда не останется одинок в своей беде, наполняя чужие горестные дни своим дружеским теплом и участием.
Критические же точки, существующие в отношениях с каждым, вследствие косности, материальности, не полной, если хотите, духовной бестелесности дружбы, могут быть преодолены при наличии веры в светлое в человеке, ибо вера в лучшее есть извечное преодоление границы материального, сообщение земному косному – бестелесности духовного.

* * *
  № 75
Слезы матерей – единственная доступная миру монета, которой он платит за боль и кровь погибших своих сынов. Будь же проклят всякий, кто взывает к кровопролитию во имя чего бы то ни было. Он кажется себе правым, ему кажется, он далеко опередил все человечество в слепых изысканиях своего пошлого разума,  видящего в цепи сухих рассудочных рассуждений панацею от всех бед. Ему кажется, он достиг всего, тогда как он не достиг даже начала чертогов той страны, превысившей своими богатствами все известные сокровища мира, которая открывается во всем своем величии и красоте в глубине любящего женского сердца, один стон которого, исторгнутый кровоточащей раной души, не стоит всех хитросплетений резонеров и кликуш всех времен.
* * *
  №  76
(1) «Если не можешь дать человеку ничего, а хочешь отобрать у него все, пообещай ему золотые горы», - лозунг политиков, желающих любой ценой остаться у власти.
И действительно, если ты не представляешь из себя ничего, яви миру хотя бы видимость достоинств. Это самый легкий способ завоевать почет и уважение. Слова заменяют дела лишь у бездельников, и народ, который сам породил их, охотно им верит. Вот уж действительно, на Руси, как нигде, актуально: «Народ получает тех правителей, каких заслуживает».

* * *
 №  77
Мужчины добиваются авторитета в женских глазах лишь за тем, чтобы впоследствии вовсе перестать считаться с их мнением.

* * *
  №  78
Семейная жизнь – это театр одного актера, вынужденного читать свои монологи перед вечно освистывающей его аудиторией.

* * *
  № 79
Часто в несчастье мы желали бы своим врагам оказаться на нашем месте, редко вспоминая в счастливые минуты о друзьях.

* * *
  № 80
Слишком дорогие подарки, подаренные нашими друзьями, уводят их от нас в сторону – вместе с ними из нашей жизни уходят и прежняя полнота и дружественность отношений. Храните же этот хрупкий сосуд, дар небес, ведь кроме этого на земле один только непроглядный мрак и холод.

* * *
  № 81
Много споров вызывает замечание Христа: Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую.
Не следует понимать это буквально. Если разбойник отнял ваш кошелек, это еще не значит, что каждый должен бежать за разбойником предлагать ему свои сапоги. Кто-то возмутится и отомстит и в этом изначальная первобытная справедливость ветхого завета: «око за око, зуб за зуб».
Но, быть может, кто-то, кто не желает в своих поступках руководствоваться голой необходимостью, побежит и предложит ему еще свой чемодан, и в этом жесте будет и его насмешка над чужой жадностью, и презрение к собственному благополучию, в этом должен быть виден жест доброй воли. Ведь если все мое естество сопротивляется такому поступку, то я отнюдь не ухожу от насилия, а совершаю его над собой.

* * *
 № 82
(О детях)

Дети живут в наших сердцах. Уже только родившись, они призваны воплотить в себе все наши самые сокровенные несбывшиеся замыслы и надежды.
Вложив в них всю свою заботу и внимание, мы передаем им в дар свое сердце, которое будет биться в них и когда они вполне возмужают и  смогут встать и заявить о себе в полный голос. Получив к старости от них в подарок самих себя, мы наслаждаемся созерцанием того, чем видели себя лишь в самых дерзких своих мечтах.

* * *
  № 83
Достижения, даже самые невозможные, даются человеку в труде, дары же, оставленные им без должного внимания, будут отняты у него без всякой жалости.

* * *
  № 84

Знать что-то означает на деле дедуцировать свое знание, воспроизводить ход мыслей, приведший некогда к тем или иным выводам, заново. Поэтому преподавателям, несущим свое знание ученикам, необходимо преподавать, ибо вместе с учениками они вновь и вновь заканчивают свои школы и университеты, всякий раз заново открывая для себя истину.

* * *
  № 85
Власть слова – в красноречии, а не в изобилии. Метко сказанное слово обретает зримость символа, заставляя считаться с ним самых могущественных сильных мира сего.

* * *
 № 86
Красота – серебро, а молчаливость и добрый нрав – золото.



* * *
 № 87
Любовники проверяются временем, герои – бедой, друзья – и тем, и другим вместе взятые.

* * *
  № 88
Умеренность в изобилии еще даже более необходима, чем в нищете.

* * *
 №  89
Война – это массовое самоубийство. Люди идут на него, подстрекаемые горсткой маньяков, на которых не успели вовремя надеть смирительную рубашку.

* * *
  №  90
Чувство национального достоинства проявляется, прежде всего, в любви к Родине. У кого нет Родины, тому нет места и на земле.


* * *
  № 91
Родина с нами во всем, что напоминает о ней.

* * *
  № 92
Лимонов – странный субъект. Воистину, загадочная личность. 30 лет прожив в стране победившей революции и уехав из этой страны, он на страницах своей «секретной тетради» то и дело призывает революцию. Что это, обычная советская тупость, жаждущая видеть во всем не похожем на себя свое родное уродство, или сознательная экзальтация его непризнанной взрывной поэтической силы?

* * *
  № 93
То, что на свете существует множество зевак, говорит о косности и, вообще, неустроенности жизненного порядка вещей. Ведь тот, кто занят конкретным делом, не глазеет по сторонам. Он способствует пробуждению мира, поднимает его еще на одну ступеньку в его пути к своему понятию, таким каким задумал его Бог, когда уже понятие Бога и понятие Мира будут неотличимы, они сольются воедино в вечный праздник жизни, в торжество царства справедливости над материальной косностью и суетой.
Бездельники же, не давая себе возможности своим бездельем приобщиться к Богу, представляют себя во власть дьявола, который, не имея в этот мир законного доступа, проникает в него через посредство дураков и бездельников, пользуясь ими как слепым орудием в своих кознях. И тот, кому кажется, что он целиком и полностью раскрепостил свою волю, освободив себя от всяких обязательств по отношению к кому бы то ни было, на самом деле, оказывается в лапах куда более могущественных, нежели его собственные, делающие его жалкой марионеткой в чужой игре. В то же время жертвование себя другим позволяет человеку действительно действовать от собственного имени.

* * *
 №  94

(О возрасте)

С возрастом мы все чаще и чаще с удивлением замечаем, что все больше становимся ребячливей, все больше впадаем в детство, чем старше становимся. С годами все терпимей мы делаемся к тому, от чего в юности передернуло бы от отвращения, и на что, скажем, в детстве (так же как и сейчас!) не обращаем внимания. Тогда это был как ветер над головой. Ну а теперь?
Очевидно, с жизненными горестями мы уменьшаемся, наше сердце ссыхается, в нем появляется горечь житейской мудрости сдерживающей его порывы, накладывающей на его трепетный пульс железные обручи запретов, ставимых нашим разумом, как следствие слишком частых обид и поражении.
Но это – лишь кажущаяся усталость. На самом деле – это лень души, согревшей и выпестовавшей себе огромного жирного червяка разочарованности в себе и окружающих, не имеющей желания продолжить борьбу за выживание своих светлых принципов. Тот, кто говорит: «Что есть Истина?» - попросту не дает себе труда о ней размышлять.

* * *
 №  95
Иным легче не верить глазам своим, нежели отказаться от заблуждений, служению которым они посвятили все свою предыдущую жизнь.

* * *
 №  96
В приобретении разума совершенствуются и чувства. Любящий собственное благо, любит благо и для других.
* * *
  №  97
Клевета распространяется столь быстро именно потому, что людей низких – большинство, а они всегда гораздо охотнее верят плохому о других, нежели хорошему.
* * * 
№  98
Ясность суждений нисколько не способствует вдохновению, но ведь ничуть и не мешает!

* * * 
№  99
От сварливой жены не отгородишься, как не скроешься от самого себя.

* * *
 №  100
Тот, чьи слова и помыслы направлены в разные стороны, вряд ли когда-нибудь сможет осуществить задуманное.

* * * 
№ 101
Москва – огромная сковородка: чем дольше пребываешь в ней, тем больше создается впечатление, что тебя поджаривают в аду тысяча взбесившихся чертей.


* * * 
№ 102
Загорать на солнышке возле реки лучше, чем пылиться в гранитном Мавзолее на Красной площади.

* * *
  № 103
Негодяи, конечно, виноваты в том, что они – негодяи, но не менее виноваты и хорошие люди, равнодушно проходящие мимо чужих преступлений.

* * *
  № 104
Страдает не тот, кто исполняет приказ, но тот, кто исполняет его помимо своей воли.
       * * *

  № 105
Дьявол совсем не страшен с виду. Он даже может назвать себя другом. Он похлопает вас по плечу и предложит рюмочку. Но в плату за те блага, которыми вы соблазнитесь, он потребует вашу душу.

* * *
  № 106
Наслаждаясь шедеврами, созданными гением, мы тем самым приобщаемся к его творчеству, создавая творцов и в себе самих.

* * * 
№  107
Есть пути в жизни, чьи невидимые нити предначертаны нам судьбой еще до дня нашего рождения.

* * *
 №  108
Тот, кто никому не в тягость, везде желанный гость.


* * *
  №  109
Безумная отвага так же вредит делу, как и отчаянная трусость.

* * *
№  110
Деньги всегда проще зарабатывать, нежели копить.

* * *
  №  111
Малодушие есть недостаток, свойственный лишь двойственным натурам.

* * *
  №  112
Доверишься дураку – и всему, что ты задумал, будет не суждено осуществиться.


* * *
  № 113
Вероломное сердце неизбежно таит в себе яд измены и предательства.

* * *
 №  114
Опьянение губит мысль и притупляет память.

* * *
 № 115
Глупо транжирить деньги, когда их не достает, но еще глупее экономить их, когда они в избытке.






* * *
  №  116
Горячее сердце всегда тверже доводов рассудка. Поэтому человек, быть может, менее изощренный в искусстве спора, но более уверенный в собственной правоте, выглядит всегда убедительней своего более искусного, но холодного противника. Внутренняя уверенность дарит красноречие даже косноязычным.

* * *
 №  117
Если не можешь представить себе жизнь без женитьбы – не женись!

* * *
  № 118
Привычка – злейший враг мой.

* * *
 № 119
Мужая, мы облагораживаемся душой, старея, - лишь впадаем в дряхлость.
* * *
 №  120
Мудрость есть единственная доступная человеку при жизни смерть – в том смысле, что он, придя к осознанию нетленных, истинных ценностей, рвет со всем окружающим его житейским миром – неподвижным и косным, тормозящим его духовный рост.
Придя к осознанию необходимости стремления к духовной жизни, человек максимально одухотворяет свою жизнь, сведя ее житейскую составляющую к минимуму посредством сведения к минимуму же своих потребностей.