Жил-был Анри, или... как друзей выбирают

Анатолий Цепин
    У меня в жизни было три собаки, и каждая оставила свой неизгладимый след. И если первых двух заводили родители, то третьего я завел сам. Какой породы заводить собаку – вопроса не стояло. В то, давнее уже время (тридцать лет тому) как раз прошел телесериал про шотландскую овчарку Лэсси. И уж такая она была красивая и умная, такая хозяйственная и сообразительная, такая замечательная нянька и защитница, что решено было мною однозначно – у нас будет только овчарка, и только колли. У нас к тому времени росла трехмесячная дочка, и я втайне надеялся, что из колли получится хорошая нянька.

     Не помню уже, кто мне дал адрес клуба собаководов, но то, что я помчался туда незамедлительно, помню прекрасно. Клуб не впечатлил – в тесном закутке двух комнат полуподвального помещения, увешанных плакатами и дипломами, было пусто и … одиноко. За единственным столом, укутавшись в шаль по причине промозглой прохлады, притулилась пожилая женщина. Она сразу же мне сказала, что особого выбора сейчас нет, вот позже …. Но мне так нетерпелось заиметь щенка колли, да и время поездки в экспедицию на Курилы поджимало, что я не согласился ждать перспективных приплодов, а сразу поехал по адресу заводчика у которого уже были на выданье почти месячные щенки. При этом я не озадачился даже поинтересоваться у специалистов признаками настоящей породы. Впрочем, если бы я даже и захотел это сделать, то выполнить это было бы непросто – знакомых кинологов у меня не было, и не существовало еще тогда всезнающего Интернета. Впрочем, меня тогда и не интересовала вся эта атрибутика элитности – мне нужен был не кобель-производитель, а друг и член семьи, а друзей не выбирают.

     Заводчик мне понравился сразу – интеллигентный добродушный и радушный дядька сразу пригласил меня к столу, предложил крепкий ароматный чай с мятным листочком, и стал описывать все прелести своей овчарки Граны. И такая она оказалась умница и красавица, и кровей то чистокровных, и все признаки породы налицо: полный белый воротник, белый кончик хвоста и белые кончики лап и ног, и ниспадающие вперед кончики ушей, и все, все, все, что требуется для породистой колли.  Грана сидела тут же, внимательно слушала хозяина и время от времени улыбалась, причем всегда впопад, демонстрируя, что слова хозяина близки к истине. Была предъявлена ее родословная и куча дипломов и медалей, причем передник с медалями был тут же надет на Грану – она сразу стала серьезной и важной и окончательно завоевала мои симпатии.

     Пора было переходить к выбору щенков. Хозяин сразу предупредил, что двух лучших он не отдаст – один «алиментный» по правилам уходит к хозяину кобеля, а другого уже выбрали до меня, но пока еще не забрали. Я не возражал – мне нужен был друг, которого я не собирался загружать хождением по выставкам.

     Щенкам и маме была предоставлена отдельная небольшая, но уютная комнатка с полным набором собачьих радостей – подстилки, мисочки для еды и питья, игрушки с которыми усердно возились пять занятных щенов. Мне разрешили разуться и вступить туда для выбора своего предпочтения. Откровенно говоря, я растерялся – уж больно ответственное это дело выбирать себе друга. По счастью проблема разрешилась элементарно просто – один из щенов сразу отметил меня. Отметил самым натуральным образом – отделился от щенячьей компании, забавно ковыляя, поспешил ко мне и помочился мне на ногу. Хозяин поторопился заверить, что это хороший признак – меня признали и приняли за своего. Больше всего расстроилась Грана, которая виновато посмотрела на меня и тут же подлизала все за своим отпрыском. Я же был искренне тронут таким вниманием, и посчитал случившееся знаком судьбы. По счастью оказалось, что забияка был не из числа заказанных – выбор был сделан!
 
     С хозяином договорились о цене (хотя и говорят, что друзей не покупают), правда, в рассрочку, и о том, что щенка я забираю сразу. Хотя отрывать его от мамки время еще не подошло, но на несколько недостающих дней заводчик махнул рукой, и я так и ушел со щенком, упакованным в мою старенькую шапку и в корзинку. На прощанье мне надавали кучу полезных советов по кормлению и воспитанию друга, а Грана, волновавшаяся все время смотрин и переговоров, так грустно-грустно посмотрела на меня, что сердце защемило от своей жестокости к хвостатой мамаше.

     Вот так появился у нас Анри. Ах, да, почему именно Анри? Имя для породистой собаки вопрос немаловажный, подчиняющийся строгим правилам, но оставляющий и свободу воли для владельца. Главную роль в выборе имени играет мама щенка, вернее ее имя в сочетании с номером помета. У Граны это был третий помет, значит щен должен именоваться на третью букву ее имени – в нашем случае на «А». Имя должно быть короткое, звонкое, но и предостерегающее, желательно с буквой «Р». Тут я долго не думал – только АНРИ! В то время как раз с успехом демонстрировался фильм «Гусарская баллада» в котором лихо распевалась песенка на стихи А.Гладкова, которая так и начиналась: «Жил-был Анри Четвертый, он славный был король …», а у нас будет славный пес АНРИ почти королевских кровей подумал я – так и закрепилось за щенком это имя, и попало в родословную. Уже после, на выставках собак встречал я и однопометных братьев Анри – Атоса, Арамиса и Арчи, но это уже совсем другая история.