Миф

Владимир Спасибо
О чем спор?

В свое время для оправдания тяжелых поражений Советской армии в начале войны тиражировался тезис о том, что Германия имела над СССР огромное превосходство в боевой технике и вооружениях новейших образцов, огневой мощи, техническом оснащении войск. Танкостроение и авиационная промышленность СССР еще только набирали темпы выпуска новой боевой техники, поэтому не было возможности быстро перевооружить бронетанковые войска и авиацию. [1]

В постсоветские времена появились утверждения о том, что никакого технического превосходства вермахта не было и в помине. Якобы научно-технический уровень советского военного производства не просто соответствовал лучшим мировым стандартам, а по целому ряду направлений формировал их. Создавая в том числе и лучшие в мире танки. [2]

Более того, не только новые танки были великолепны, но и их предшественники мало в чем уступали основным германским танкам. Количественное и качественное превосходство существовало к началу войны и сохранялось на всем ее протяжении. А некомпетентность руководства и управления войсками повлекли огромные потери наших танков, несоизмеримо превосходившие германский уровень.[3]

Особенно превозносят танк Т-34. Превосходивший в подвижности, бронезащите, вооружении, пожаробезопасности, запасе хода. Оговариваясь, правда, что наш танк уступал германским в удобстве работы экипажа и эксплуатации [4]

Оппоненты же восторженных ценителей напоминают - преимущество в огневой мощи над германским Pz.IV исчезло в начале 1942 года и было восстановлено лишь через 2 года. Танк был «слеп». Крайне ненадежен (дизели, трансмиссия и пр.). Пожароопасен.  [5]

И все же Т-34 был несколько лет назад признан телеканалом Military Channel лучшим танком XX века. Опрошенные британские и американские военнослужащие и эксперты дали танку близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищенность, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью, репутацию среди противников (фактор страха).

Второе место занял M1 Abrams, третье – Pz-VI Tiger-1, четвертое - первый английский серийный танк Mk 1, пятое – английский Centurion, шестое – германский Pz-IV. Затем британский Challenger, советский Т-54/55, израильский "Меркава". На последнем - M4 Sherman.

Американцам пришлось столкнуться с советским танком во время войны в Корее. За всю войну произошло 119 танковых боев, причем только в 24 случаях в них принимало участие более трех танков с каждой стороны. Американцы записали на свой счет 97 Т-34-85 (еще 18 - уничтожено "вероятно"), признав потерю 34 своих. В целом американцы оценили Т-34 как "превосходный танк", в то же время отметили специфическую подготовку их экипажей, которые не могли на равных драться с американскими танкистами в единоборствах.

По мнению американских специалистов, М4А3Е8"Шерман" имел близкие характеристики с Т-34-85. Первый и последний в рейтинге, оказывается, имели близкие характеристики! Да и соотношение потерь слишком уж неблагоприятное.[6]

К слову – Т-34-85 начал выпускаться только весной 1944 года, за год до окончания войны. И он имел принципиальные отличия от Т-34-76, на который пришлась основная часть серии Т-34.

 

Проект

Начиналось все с выдачи 13 октября 1937 году АБТУ РККА харьковскому заводу № 183 ТТТ на проектирование колесно-гусеничного танка БТ-20 боевой массой до 14 тонн и бронированием до 25 мм. [7]

После утверждения эскизного проекта 25 марта 1938 года за подписью наркома обороны Климента Ворошилова была направлена докладная записка в СНК СССР с предложением создать опытные образцы танка как колесно-гусеничного, так и гусеничного. К январю 1939 года были готовы рабочие чертежи танка А-20 и началось проектирование гусеничного А-32 с бронированием 30 мм и 76-мм пушкой Л-10.

После войсковых полигонных испытаний, проходивших в июле-августе 1939 года Наркомат обороны поставил вопрос о принятии А-20 и А-32 на вооружение. Предполагалось, что колесно-гусеничный вариант будет выпускать завод №183, а гусеничный - Сталинградский тракторный.

Однако Комитет Обороны (КО) 19 декабря 1939 года принял постановление, предписывавшее принять на вооружение в числе прочих танк Т-34 с увеличенной толщиной основных бронелистов до 45 мм; улучшенной обзорностью из танка.

Завод № 183 должен был изготовить два опытных образца и к марту 1940 года завершить их заводские испытания. Всего же в 1940 году выпустить 200 танков Т-34 и полностью перейти на выпуск танков с начала 1942 года с годовой программой 2000 танков. Как и СТЗ.

После показа 17 марта танков в Кремле Сталин распорядился, чтобы заводу №183 была оказана необходимая помощь по устранению имевшихся недостатков, на которые указывали замнаркома обороны Г.Кулик и начальник АБТУ РККА Д.Павлов.

31 марта 1940 года был подписан протокол КО о постановке танка Т-34 в серийное производство на заводе №183 и по подготовке его выпуска на СТЗ. С оговоркой "в случае благополучного завершения всех войсковых испытаний".

Тем временем завод готовился к серийному производству Т-34. Выпускались рабочие чертежи, утверждались маршрутные карты техпроцесса, подготавливался мерный инструмент и приспособления. Строился новый конвейер.

Шла реконструкция танкового производства на СТЗ.

В июне принято постановление СНК СССР, в котором до конца 1940 г. планировалось изготовить не менее 600 танков Т-34. Завод № 183 - 500 машин, СТЗ – 100. Однако выполнить эти требования не удавалось. К 15 сентября заводские цеха покинули три первых серийных танка, а до конца года их было изготовлено 115 единиц, или 19% годовой программы. СТЗ вообще не сдал ни одной машины, хотя и собрал к концу года 23 танка.

Много вопросов было к самому танку. 13 июля один из четырех танков опытно-войсковой серии был отправлен в распоряжение особой группы НКСМ на Ленинградский артиллерийский научно-испытательный полигон для проведения испытаний на препятствиях "Линии Маннергейма". Отчет об испытаниях содержал большое количество замечаний по работе двигателя, главного фрикциона, коробки перемены передач (КПП), гусениц. Отмечалось несовершенство приборов наблюдения, плохой обзор местности. Большие претензии были из-за стесненности боевого отделения (особенно башни), неудобства пользования боекомплектом и т.д.[8]

В сентябре-октябре Т-34 проходил испытания "на препятствиях" в 14 танковой дивизии. По распоряжению начальника АБТУ все препятствия были "применены к местности" и сооружены "согласно действующим уставам и наставлениям", то есть с соблюдением необходимых мер маскировки, и усилены штатными средствами – противотанковыми орудиями, пулеметными гнездами и минными полями.

Танк должен был преодолеть маршрут по проложенной на полигоне трассе длиной около 2 км, причем в задание членам экипажа входило обнаруживать и условно уничтожать ведением холостой стрельбы обнаруженные "вражеские" пулеметы и орудия, которые также должны были производить холостую стрельбу по танку.

Все предложенные препятствия танком были преодолены с оценкой "хорошо". Механик-водитель вел танк при открытой крышке люка и все решения принимал сам. Другие члены экипажа не смогли сообщить о ходе испытаний практически ничего, так как никто не видел ни позиций замаскированной 45-мм ПТА, ни окопов "вражеской пехоты", укрытых немного сбоку от маршрута.

Более того – претензии к Т-34 усиливались. На полигон в Кубинку поступили два танка Pz-III Ausf.G, купленные в Германии после подписания пакта о ненападении. Результаты сравнительных испытаний оказались крайне неутешительными для Т-34.

Pz-III имел трехместную башню, в которой были достаточно комфортные условия для боевой работы членов экипажа. Командир имел удобную башенку, обеспечивавшую ему прекрасный обзор, у всех членов экипажа имелись собственные приборы внутренней связи. Высокое качество оптических приборов, удобное размещение боекомплекта и радиостанции.

В башне Т-34 с трудом размещались два танкиста, один из которых выполнял функции не только наводчика, но и командира танка, а в ряде случаев и командира подразделения. Внутренней связью обеспечивались только два члена экипажа из четырех - командир танка и механик-водитель.

Pz-III превзошел Т-34 по плавности хода, оказался менее шумным - при максимальной скорости движения Pz-III было слышно за 150-200 м, а Т-34 - за 450-500 м. Имел надежные двигатель и трансмиссию. Полной неожиданностью явилось превосходство германской машины в скорости. На гравийном шоссе Кубинка-Репище Pz-III разогнался на мерном километре до скорости 69,7 км/ч, в то время как лучший показатель для Т-34 составил 48,2 км/ч. Выделенный же в качестве эталона БТ-7 на колесах развил только 68,1 км/ч.

Германская 32-мм цементованная броня была равнопрочна 45-мм броне Т-34. [9]

АБТУ предоставило отчет Г.Кулику, который издал приказ, прекращавший приемку Т-34. Г.Кулик, начальник АБТУ Я.Федоренко, командующий ЗОВО Д.Павлов предложили прекратить выпуск Т-34 и восстановить производство БТ-7М, пока не будет завершена работа над новым танком Т-34М. [10]

6 ноября 1940 года нарком обороны С.Тимошенко обратился к Ворошилову с письмом, в котором предлагалось, в числе прочего установить на башнях командирские смотровые башенки с круговым обзором; пересмотреть численный состав экипажа; уточнить вооружение и боекомплект; усовершенствовать смотровые приборы механика-водителя и радиста; увеличить гарантийный срок работы танка не менее, чем до 600 часов; применить торсионную подвеску; планетарную трансмиссию.[11]

В сложное положение попал завод - производство БТ-7М прекращалось, очень интенсивно велась подготовка серийного выпуска новой машины и вдруг прекращение приемки. Естественно, что создатели Т-34 искали возможности повлиять на его судьбу. И они обратились за помощью в Наркомат среднего машиностроения, заручившись одновременно и поддержкой некоторых специалистов АБТУ. [12]

Суть предложений состояла в том, чтобы продолжить производство Т-34 с некоторыми исправлениями и доработками, но с сокращенным до 1000 км против требуемых 2000 км гарантийным пробегом. Заместители Председателя СНК СССР Малышев (нарком среднего машиностроения) и Ворошилов (недавний нарком обороны) поддержали завод, но потребовали немедленно начать разработку Т-34М.

Над проектом модернизации ОКБ начало работать  в июле 1940 года. [13]

А-41 от прототипа отличался трехместной штампованной башней на погоне диаметром 1700 мм, в которую предполагалось установить 76-мм пушку Ф-34 вместо Л-11, заменить дизель В-2 на дизель М-250. Из прочих улучшений предполагалось установить шестискоростную КПП с усиленным главным фрикционом.

Проект был готов 15 октября, а 1 ноября макетная комиссия приняла решение о прекращении работ над ним - установку на существующем корпусе башни без переделки корпуса сочли невозможной. Также нереальным признали возможность изготовления в отведенный срок принципиально новой КПП. Отвергли конструкцию цельноштампованных башен (в ноябре была принята литая башня с толщиной стенок 52 мм, что соответствовало 45-мм катаной броне).

В декабре на заводе № 183 состоялось совещание по вопросам выполнения планов на 1941 год и улучшения конструкции Т-34. Морозов доложил о трех вариантах изменения конструкции без усложнения технологического процесса сборки и остановки производства.

Согласно первому варианту башня в целом оставалась прежней конфигурации и на прежнем погоне, но должна была получить выштампованные местные уширения в местах расположения командира орудия и заряжающего, причем над головой командира орудия дополнительно устанавливалась наблюдательная башенка. Второй вариант отличался тем, что увеличение боевого отделения достигалось изменением угла наклона бортов башни. Третий – уширением погона до 1600 мм и изменением конструкции носовой части башни. Командирская башенка при этом размещалась в кормовой части башни слева, и под ней оборудовалось место командира-наблюдателя.

Обсуждение предложенных проектов показало, что переход к выпуску танков по первым двум вариантам приводил к остановке производства Т-34 на 2-3 месяца, при этом возрастала сложность изготовления башни. Третий вариант в целом удовлетворял требованиям по ликвидации тесноты боевого отделения и слепоты танка, но также требовал изменения конструкции корпуса, остановки производства.

Но зачем было настаивать на производстве столь ущербной машины?

В феврале 1941 года Федоренко утвердил уточненные ТТТ на танк А-43 (Т-34М), в которых в обязательном порядке выдвигалось требование установки планетарной трансмиссии в габаритах танка Т-34 без изменения установки двигателя и бортовых редукторов. А-43 должен был стать длиннее, уже и выше, чем Т-34. Дизель мощностью 600 л.с. 4-скоростная КПП с демультипликатором. Торсионная подвеска. Трехместная башня с погоном 1700 мм, наблюдательной башенкой с раскрываемыми смотровыми щелями.

Техническая документация Т-34М была выдана в производство для изготовления опытного образца в апреле 1941 года. Однако в связи с резко возросшей загруженностью производства изготовлением серийных танков Т-34 работы по танку Т-34М были практически прекращены.

5 мая 1941 года постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) утвердило план производства танков Т-34 в количестве 2800 штук, в том числе по заводу № 183 - 1800 штук и по СТЗ – 1000 штук. В том числе 500 улучшенных. С увеличенной толщиной брони башни и переднего лобового листа корпуса до 60 мм; торсионной подвеской; погоном башни не менее 1600 мм, командирской башенкой с круговым обзором; вертикальными бортовыми листами корпуса, равнопрочными 40-мм броне при угле наклона 45°.[14]

А уже 24 июня 1941 г. С. Тимошенко и начальник ГШ РККА Г. Жуков обратились к Сталину с докладной запиской, в которой предложили, впредь до изготовления, испытания образцов улучшенного танка и организации серийного производства продолжить выпуск Т-34, находящихся на производстве. В.Малышев распорядился все работы по модернизации Т-34 прекратить.

 

Война

В отчете НИИ-48, выполненном в апреле 1942 г., констатировалось, что броневая защита отечественных танков не смогла значительно снизить потери танковых войск в летне-осенней кампании 1941 г., так как немецкая армия имеет набор бронебойных средств, способных противостоять танкам Т-34 и КВ.

Наиболее опасными с точки зрения поражаемости танков были признаны остроголовые снаряды с бронебойным наконечником. Применение бронебойного наконечника помогало снаряду "закуситься" на наклонной броне и "нормализоваться" (довернуться в сторону наклона), благодаря чему путь снаряда в броне сокращался. Именно этим объяснялось, что даже лобовая броня Т-34, теоретически не пробиваемая 50-мм танковым снарядом, часто пробивалась в бою, причем канал шел в броне большей частью наклонно.

Однако нарком танковой промышленности Малышев в записке Сталину 23 июня 1942 года утверждал, что благодаря удачной конфигурации корпуса танка и правильно выбранным углам наклона лобовая часть танка Т-34 снимает бронебойные снаряды всех калибров до 76 миллиметров включительно.[15]

В сентябре-октябре 1942 г. НИИ-48 провел еще одно статистическое исследование боевых повреждений танков Т-34. 89 % попаданий в верхнюю лобовую деталь, 66 % попаданий в нижнюю лобовую деталь и около 40% попаданий в борт не приводили к сквозным пробоинам. Менее прочная литая броня башни слабо сопротивлялась даже 37-мм снарядам автоматических зенитных пушек. Опасными были и кумулятивные снаряды, впервые примененные осенью 1941 года. [16] 

В начале 1942 года два эталонных образца Т-34 производства УТЗ были переданы для изучения специалистам Великобритании и США. Один Т-34 (и один КВ) прибыли в США в апреле 1942 г., а в мае они были испытаны на Абердинском полигоне. Там Т-34 подвергся испытаниям длительным пробегом по пересеченной местности, совместно с колесно-гусеничным американским танком Т-4.

Первая поломка Т-34 (лопнул трак) произошла приблизительно на 60-м километре, а после преодоления 343 км танк вышел из строя и не мог быть отремонтирован.

Танк был снят с испытаний пробегом, но испытан обстрелом из орудия танка КВ и 3-дюймового орудия самоходной пушки М-10. Американские специалисты полагали, что, изменив технологию закалки бронеплит, можно было уменьшить их толщину, оставив ту же снарядостойкость.

Основной недостаток башни и боевого отделения в целом – теснота. Американцы не могли понять, каким образом наши танкисты помещались в танке зимой в полушубках. Отмечался плохой механизм поворота башни - мотор слаб, перегружен и искрил, в результате чего сгорели сопротивления регулировки скоростей поворота, выкрошились зубья шестеренок.

Пушка Ф-34 понравилась артиллеристам - проста, безотказна, удобна в обслуживании. Недостатком орудия признали низкую начальную скорость (около 620 м/с против возможной 850 м/с), что связывалось с невысоким качеством советского пороха.

Танки признали тихоходными, с устаревшей подвеской. Стальные траки просты по конструкции, но американские резинометаллические - лучше. Мала прочность трака на разрыв. Плохое качество гусеничных пальцев.

Дизель В-2 легкий и быстрооборотный. Недостатки – плохой воздухоочиститель, который вообще не очищает воздуха, попадающего в мотор. Пыль ведет к быстрому срабатыванию цилиндров. Пропускная способность воздухоочистителя мала.

Плохие стартеры. Трансмиссия устаревшей конструкции. При испытаниях полностью выкрошились зубья на всех шестернях.

Сварка броневых плит грубая и небрежная. Механообработка деталей оборудования и частей за редким исключением очень плохая.[17]

В отчете, написанном по итогам боев под Сталинградом в июле-сентябре 1942 г. командиром 13-го танкового корпуса Т.И. Танасчишиным, отмечено, что танки пожароопасны. На танке Pz.IV топливные баки располагались на полу боевого отделения и были прикрыты броней. Доставшиеся в наследство от БТ баки в бортах боевого отделения Т-34 были бичом до самого конца войны. Недостаточно было люков для посадки—высадки экипажа, что являлось немаловажным условием для эвакуации экипажа в случае пожара или иных боевых повреждений.[18]

Резонно мнение, что Т-34 – это «бывший» легкий танк с увеличенным с 45 до 76 мм калибром орудия и толщиной брони 45 мм вместо 25. В разряд средних танков прототип А-32 перешел, набрав 6830 «лишних» килограммов (за счет дополнительной брони), однако он сохранил характерные особенности компоновки легких машин семейства Кристи (свечная подвеска, опорные катки, сильно смещенная вперед двухместная башня с малым диаметром погона, топливные баки, расположенные по бортам вдоль боевого отделения).[19]

В таком виде танк Т-34 состоял в серийном производстве до середины 1944 года, причем дольше всех его выпускал завод №174 в Омске.[20]

Табл.

Производство Т-34 в 1942-1944 гг.

Завод
 1942 г.
 1943 г.
 1944 г.
 
№ 183 (Н.Тагил)
 5684
 7466
 6583
 
№ 174 (Омск)
 417
 1347
 2163
 
№ 112 (Сормово)
 2584
 2962
 3619
 
Кировский (Челябинск)
 3594
 445
 
 
УЗТМ (Свердловск)
 257
 452
 
 
СТЗ (Сталинград)
 2520
 
 
 

 

Модернизация

В декабре 1941 г. КБ завода №183 получило задание спроектировать улучшенную версию танка Т-34 с точки зрения стоимости и защищенности. Новый танк имел более плотную компоновку агрегатов и интерьера, что наряду с сокращением экипажа танка до 3 человек (без радиста) позволило получить резерв массы, достаточный для поднятия бронирования танка до 60-70 мм в лобовой части, бортах и корме. Предполагалось применить в танке новую КПП (так как переключать скорости в танке со старой коробкой можно было только во время остановок) и торсионную подвеску. Проект был представлен на заседании 2-го отдела НКТП в феврале 1942 г., но утвержден не был.

Весной 1942 г. большое количество нареканий на качество изготовления и боевые возможности Т-34 побудили НКТП и ГКО вновь обратиться к идее создания среднего танка с увеличенными боевыми возможностями. Главным требованием было увеличить толщину брони до 60-80 мм при сохранении маневренных качеств на уровне Т-34, поднять скорость движения до 50 км/ч (в 1942 г. серийный Т-34 разгонялся до скорости 45,8-48 км/ч) и увеличить гарантированный пробег до 1500-2000 км (против имеющихся 500-1000 км). [21]

Особо оговаривалось условие – от Т-34 сохранялись моторно-силовой агрегат, катки и траки, возимый ЗИП и элементы интерьера. Предписывалось устранить слепоту Т-34, ввести третьего члена экипажа в башню, снабдив его наблюдательной башенкой кругового обзора. Вооружение из 76-мм пушки и двух пулеметов считалось достаточным.

Трехместная башня Т-43 выполнялась по типу башен германских средних танков и танка Т-50 (с командирской башенкой по центру кормовой части башни).

Третьего члена экипажа разместили в кормовой нише, что затрудняло регулировку положения сиденья по вертикали. А наблюдательная башенка не содержала эвакуационного и вентиляционного люков. Поэтому командиру танка при входе-выходе из танка приходилось использовать откидной гильзоулавливатель.

Испытания танка с 5-скоростной КПП показали улучшение эксплуатационных параметров, увеличение скорости на пересеченной местности и проходимости.

К сентябрю-октябрю 1942 г. все основные агрегаты нового танка были опробованы и их работоспособность не вызывала сомнений. А 5-скоростные КПП, созданные для Т-43, были поставлены с марта-июня 1943 г. в массовое производство для Т-34.

В октябре 1942 г. начались испытания Т-34С с 5-скоростной КПП, трехместной башней Т-43, лобовой броней толщиной 60 мм, прежним натяжным механизмом и катками с внутренней амортизацией.

Танк даже с броней 45 мм имел массу более 32 т. Его механизмы работали недостаточно надежно. Неудачная эргономика рабочих мест. Через год испытаний и доработок, в декабре 1943 г. работы по модернизации танка Т-34 были прекращены. И форсированы работы по Т-43, опытный образец которого был изготовлен в декабре 1943 г.

Водителя разместили справа от продольной оси танка, а на его прежнем месте оказался единый топливный бак. Своего люка в корпусе механик-водитель не имел (только наблюдательный люк-пробку) и вынужден был для входа-выхода пользоваться одним из башенных люков, что было затруднительно при загорании машины.

Танк испытывался вместе с Т-34С в течение трех месяцев. По проходимости, среднетехнической скорости движения по пересеченной местности и надежности Т-43 превосходил. Но из-за чрезмерно плотной компоновки и тесноты в башне не представлялось возможным перевооружить его более мощным орудием.

До государственных испытаний танк допущен не был, а НКТП настоял на изготовлении нового танка.

Т-34-85

Чтобы повысить боевую живучесть Т-34, нужно было увеличивать эффективности вооружения. Улучшить баллистические характеристики Ф-34 за счет увеличения длины ствола не получалось, хотя таким путем шли немцы со своей 75-мм пушкой на Pz IV. Не было хороших порохов, материала для стволов.

Решено было снять с командира обязанности наводчика, освободив его для наблюдения за полем боя. Одновременно улучшить противотанковые качества машины, установив 85-миллиметровое орудие в трехместной башне с увеличенным погоном и 90 -мм бронированием.

Конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Поскольку моторно-трансмиссионное отделение занимало почти половину длины корпуса, башня была смещена вперед, что приводило к повышенной нагрузке на передние опорные катки и не позволило смонтировать люк механика-водителя на крыше корпуса.

В боевом отделении отсутствовал вращающийся полик башни. В бою заряжающий работал, стоя на крышках ящиков со снарядами, уложенными на днище танка. При поворотах башни он должен был перемещаться вслед за казенником, при этом ему мешали стреляные гильзы, падавшие на пол. При ведении интенсивного огня скапливавшиеся гильзы затрудняли и доступ к выстрелам, размещенным в боеукладке на днище.

Использование для изготовления пружин подвески более качественной стали помогло избежать быстрого их проседания, но значительные продольные колебания корпуса танка в движении сохранились. Что негативно воздействовало на экипаж, расположенный в передней части танка.

В феврале-марте 1944 года Т-34-85 начали поступать в войска. В заметных количествах использовались в ходе наступления в Белоруссии.

Таблица

Общий выпуск Т-34-85 в 1944-1945 гг.

Год
 1944
 1945
 
Т-34-85
 10 499
 12 110
 
Т-34-85 командирский
 134
 140
 

 

Серийное производство в основном прекратили в 1946 году. На заводе №112 в 1947-1950 гг. выпущено 4750 танков Т-34-85.

Т-44

Осенью 1943 года в КБ завода № 183 в Нижнем Тагиле начали проектирование новой машины.[22] В ноябре 1943 г. Ю.Максарев и А.Морозов доложили наркому танковой промышленности В.Малышеву ориентировочные характеристики и представили макет танка, получившего заводское обозначение «объект 136» и индекс Т-44.

Расположение двигателя поперек корпуса сократило длину силового отделения. Литую башню с 120-мм лобовой броней и 85-мм пушкой сместили в центр корпуса, где на танкистов меньше воздействовали утомляющие угловые колебания машины. Этому же способствовало использование торсионной подвески и планетарного механизма поворота. Возросла точность стрельбы.[23]

Броневой корпус выполнили без характерных для Т-34 надгусеничных полок. Боковые 75-мм стенки стали вертикальными. Верхний 90-мм лобовой лист корпуса, установленный под углом 60; к вертикали, монолитный.

Механик-водитель имел смотровую щель в лобовом листе, а также перископ на крыше корпуса. На освободившемся месте рядом с механиком-водителем поставили топливный бак (опять не в моторном отделении!- В.С.). [24]

11 февраля 1944 г. в Харькове началась сборка поточных линий. А в октябре 1944 г. из цехов вышли первые Т-44 (до конца года - 25 шт.). Их было выпущено по апрель 1945 г. 190 машин. Всего в 1945 году - 880 танков этого типа. В серийном производстве танк находился до 1947 года

Итог

История проектирования, производства и применения танка Т-34 полна подлинного драматизма. Инерция бюрократической машины повлекла принятие на вооружение вопреки мнению военных фактически небоеспособной боевой машины – «слепой», ненадежной, неудобной, и т.д. Хотя возможности для исправления этой ситуации были еще в 1940 году. Но удалось это сделать, и то частично, в 1944 году.




[1] Начальный период войны. По опыту первых кампаний и операций второй мировой войны./ Под общ. ред. С. П. Иванова. -М.: Воениздат, 1974, с.15, 45.; Колечицкий В. В. Ведомство любуется собой.//Военно-исторический журнал, -1989, -№2, с. 61. Ротмистров П. А. Стальная гвардия. -М.: Воениздат, -1984, - с.55

[2]Марк Солонин. Бочка и обручи или Когда началась Великая Отечественная война? (Части 1,2)-Дрогобыч: Издательская фирма «Возрождение», 2004, с.10

[3] Шлыков В. В. И танки наши быстрые.//Международная жизнь, -1988, -№9, с.119

[4] Шмелев И. И. Танки в бою. -М.: Молодая гвардия,-1983,-с.59. Михаил Шутенко. Нереализованное превосходство. /НГ-НВО, 22.06.2007 г Алексей Киличенков. Т-34 против «Пантеры»: поединок менталитетов //НВО, 16.06.2006

[5] Александр Широкорад. Боеспособны были на бумаге. /НГ-НВО, 27.07.2007.

[6] http://military.discovery.com

[7] М.Н. Свирин. Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943) –М.:"Эксмо",2007

[8] Ветров А.А. Незабываемая «тридцатьчетверка».//Вопросы истории -1982 -№5, с.42

[9] Свирин М.Н. Броневой щит Сталина…С.180

[10] Максарев Ю. Е. Так ковалась Победа.//Вопросы изобретательства, 1985 -№5, с.47

[11] Свирин М.Н. Броневой щит Сталина…с.184

[12] Шмелев Н. Танк Победы.//Техника и оружие -1998 -ноябрь-декабрь, с.13

[13] Листровой В., Слободкин К. Конструктор Морозов. -М.: Политиздат, 1983 -с.42

[14] Бахметьев А., Кондрашин Г.,Спасибухов Ю. Из истории испытаний танка Т-34// Техника и вооружения -1999-№ 2, с.15; Известия ЦК КПСС -1990 -№2, с.191

[15] Чьи танки лучше. Исторический архив. №5. 1993 г.

[16] А.Исаев. «Я был на "тридцатьчетверке"/Вступительная статья из книги А.Драбкина «Я дрался на Т-34»; Исаев А. В. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. — М.: Яуза, Эксмо, 2008.с.136.

[17] «Невский бастион» № 1, 1997 г. (выпуск 2)

[18] Алексей Киличенков. Т-34 против «Пантеры»: поединок менталитетов //НВО, 16.06.2006

[19] С. Уколов, А. Ефимов. Оружие победы /«Грузовик Пресс» №5/2005

[20];И.Желтов и др. "Неизвестный Т-34", Экспринт 2000;Бронеколлекция №3, 1999;И.Шмелев "Танк T-34", Техника и вооружение №11-12, 1998;

[21] Свирин М.Н. Броневой щит Сталина…с.411

[22] Михаил Барятинский. Наследник «тридцатьчетверки» /ВПК,  № 16 (382)  27 апреля 2011 года

[23] Грянкин С. Т-44.//Техника Молодежи -1990 -№1,с.22; Уланов Р.Н. Переходный вариант// Техника и вооружения-1999-№4

[24] "Бронеколлеция" №4 1999;И.Шмелев "Танк T-34", Техника и вооружение №11-12, 1998;