Мятеж рогоносцев часть 2

Лиана Делиани
Время пролетает незаметно. Я поняла это, отметив Жаннин третий день рождения.  Моя девочка стала большой болтушкой. Она мило улыбалась и тараторила без умолку.  Ее золотистые кудряшки я собирала драгоценным обручем, и отмечала с невольной гордостью, что вырастет она красавицей.  На третий год жизни она покорила сердце своего папы, и он подарил ей на именины ожерелье с рубинами. Жанна тянулась к нему, улучшив минутку, взбиралась на колени и, перебирая пуговицы его камзола, рассказывала о своих открытиях, оживленно и непосредственно.  Король смеялся и говорил, что она забавная, в отличие от Марии, которая всегда смотрит букой.
За прошедшие годы Лизон родила сына, у Жана было уже трое детей, а у Жака пятеро, его старшего сына я отправила учиться к рыцарям Ордена. Аннет вышла замуж за Антуана де Линьи, простого рыцаря Ордена, вышла по любви, я помогла ей с приданным, а для него попросила у короля должность гарнизонного коменданта в крепости Руаньян, на границе графства Вильруа и баронства Луэлло. Так она могла часто приезжать ко мне и навещать родителей. С отцом я помирилась еще до свадьбы Аннет. Он все жаловался на новые высокие налоги, и я добыла ему разрешение на беспошлинную торговлю на ярмарке в Виле.  Гийом теперь служил в королевской гвардии и был женат на фрейлине королевы, с непривычным для нас именем Люцина, родом из хорошей чернопантерской фамилии.  Подросли младшие сестры, Мари и Кристин, выросли дочери Жанны, моей старшей сестры, всех их надо было наряжать, выдавать замуж.  Благо с королевой к нам прибыло много чернопантерских рыцарей и пажей.  Сыграли еще четыре свадьбы.
Впрочем, семейные заботы никогда не кончались. Моей многочисленной родне постоянно было что-нибудь нужно, но, к счастью, в большинстве случаев мне достаточно было обратиться к О’Флаери, а не просить короля.  Правда, потом, он, в свою очередь мог просить меня оказать ему услугу. Он все же стал канцлером, и даже поддержка королевы-матери не помогла Хуго де Монтиньяку удержаться на своей должности.
Семейные заботы, заботы по хозяйству, пиры и празднества в честь короля и, конечно, моя дочь.  Вот так и прошли эти три с половиной года.

Король. Для меня он был не только королем, он был мужчиной, с которым я жила, от которого родила дочь. Он мог увлекаться кем-то время от времени, но всегда возвращался ко мне.  Отчасти это было заслугой О’Флаери, но, в большей степени моей. Я знала, что есть немало женщин, не уступающих мне в красоте, но знала и то, что мои темные глаза в сочетании со светлыми  косами, впечатляли многих мужчин. И уж точно не оставляли равнодушным короля.
Я никогда не устраивала ему скандалов, не  заставляла чувствовать себя неуютно, памятуя о том, что рассказывали о его первой жене. Андуэн даже как-то признался, что в припадке ярости она кидалась на короля с кинжалом. Неудивительно, что он предпочитал женщин, более тихих в выражении своих чувств. Сам король, правда, никогда не говорил о своей жизни ни с первой, ни со второй королевой. А я не стремилась спрашивать.
Вместо этого я придумывала новые развлечения, игры, танцы. И уж тут-то я не стеснялась громко выражать свои чувства. Королю это нравилось. Пожалуй, поэтому я и была нужна ему, по этой причине больше чем по какой-либо другой, он возвращался ко мне снова и снова. Со мной он забывал все тяготы, и бремя власти не так давило ему плечи.

А я… Если бы мне дано было выбирать, из всех мужчин, с которыми мне доводилось встречаться в жизни, я бы выбрала Антонио. Но я не тешила себя иллюзиями. Между нами стояли не только две искренне любящие его женщины – жена и любовница, но и его собственные чувства. В его жизни была любовь, единственная, кроме которой, по большому счету, ему никто был не нужен. Такая, какой я мечтала бы быть для него. Но для Антонио ею была герцогиня де Круа. А у меня были прекрасный дом, чудесная дочь, большая семья. И я умела ценить то, что у меня есть.

А потом, осенью, случилось то, что случилось. Жак с Антонио заехали ко мне по дороге на западное побережье, как они делали иногда, когда знали, что король в столице.  Заехали, как обычно ненадолго, Жак любил возиться с Жанной, и всегда привозил ей подарки.  Они уехали из АльмЭлиса утром, а к обеду приехал король.   Я встретила его и его свиту, усадила за стол. После обеда Жанна прибежала поиграть с ним.  Он потрепал ее за щеку и велел играть с собачкой.
- Кто у тебя был сегодня? – спросил король.
- Брат заезжал.
- Он был не один. Твой брат, что, якшается с бунтовщиками?
- Это всего лишь шурин моего брата, и ревновать тут ни к чему, - рассмеялась я, обращая наш разговор в шутку.
- Так значит шурин твоего брата… - задумчиво повторил он, но я не придала этому значения.

Месяц спустя в АльмЭлисе появился отряд королевской стражи. На дорогах неспокойно, король велел удвоить охрану, сказал их командир. Они поселились в подвале и только и делали, что начищали оружие. Во всяком случае, тогда мне так казалось.
Я не тревожилась за Жака и Антонио, им хорошо были известны все дороги окрест, и никакие разбойники не могли причинить им вреда. Они вернулись, целые и невредимые, как и следовало ожидать. Но лучше бы они никогда не возвращались.
Когда откуда-то снизу раздались крики, и я выглянула с галереи во двор, то увидела лишь пару недоумевающих слуг, прислушивающихся к лязгу металла, доносившемуся из подвала. Мужчины в пылу азарта иногда забывают об осторожности, и я уже готова была отойти от перил. Но тут снова раздался крик. Я узнала голос Жака. Он звал на помощь. Я не могла ошибиться.
Я бросилась вниз и в одном из коридоров налетела на Фиону. Она тоже бежала на шум, становившийся все явственнее. Во дворе дорогу нам преградили два стражника, уже успевшие разогнать оторопевшую челядь.
Я ничего не могла сделать. Ни я, ни Фиона - всего лишь две женщины, безуспешно пытавшиеся остановить два десятка вооруженных мужчин.
Они отдали мне Жака. Он получил удар чем-то тяжелым по голове, и был без сознания. Мы с Фионой осмотрели его и оставили приходить в себя.
Антонио они увезли с собой. Ранен он или нет, я не знала. Знала только, что после их отъезда в подвале осталось больше десятка трупов и лужи крови.

Король должен был вернуться ближе к концу недели, но я не стала ждать. Я бросилась к нему, в Хилрод, где он гостил у графини Вердерины и дона Диего. Прежде всего, я нашла О’Флаери и рассказала ему все.
-  Алисия,  чем меньше людей об этом узнает, тем лучше для вас, - сухо ответил он.
- О’Флаери, ради бога, объясните, что произошло? Как могло случиться, что в моем собственном доме напали на моих родственников?
- Ваши родственники были не в ладах с королевским правосудием. А у него длинные руки.
- Вы могли бы предупредить меня. Я поговорила бы с королем. Все можно было бы уладить. Не так ли?
- Не в этом случае.
- Но в чем причина?
- Вы же умная женщина, Алисия. Выбросьте это из головы. И не задавайте лишних вопросов.

Но я все же задала. Правда, не ему, а королю.
- Мой король, помните, в прошлый раз  на пути в АльмЭлис вы встретили моего брата и его шурина?
- Я, что, должен помнить всех твоих родственников?
- Мне показалось, его вы запомнили.
- Ну и что ты хочешь?
Если бы речь шла о чем-то другом, я бы отступила. Когда он говорил так, словно цедил слова сквозь зубы, это означало, что он зол, и разговор ему неприятен.
- Прошу, будь милосердным. Отпусти его, - я присела на подлокотник кресла рядом с ним.
- Нет, - ответил он слишком быстро,  и я поняла, что решение уже принято.
- Ты же простил всех бунтовщиков…  - я ласково положила руку ему на плечо, - Прости еще одного.
- Вот именно. Одним больше, одним меньше. Какая тебе разница?
- Мой король ревнует? – улыбнулась я.
Он рывком пересадил меня к себе на колени. 
- А что, есть причины?
- Как мне успокоить вашу ревность? – спросила я, целуя его.
- Есть много способов, - без улыбки ответил он, поднимая мои юбки.
Я продолжила разговор после того, как наши тела были удовлетворены, но еще не разъединились.
- Теперь, когда у тебя нет поводов для ревности, отпустишь его? – спросила я.
- Уже поздно.
- Как?!
- Он умер.
- Но он был жив, когда его увозили…
- А теперь мертв, - король приподнял меня и, поставив на пол, принялся оправлять  свою одежду.
- Почему, ваше величество? – день померк в моих глазах.
- Потому что такова моя воля, - отрезал король.
- Господи, бедная Гертруда, - пробормотала я, не в силах заставить себя осознать услышанное. - Что я скажу ей?
- Можешь сказать, что она - вдова и чем раньше выйдет замуж, тем лучше.
- Но она его любит…
- Иногда приходится убивать тех, кого любят. И тех, кого любишь, - он невесело усмехнулся сам себе и, взяв меня за подбородок, пристально взглянул в глаза. – А ты запомни, что больше мне нравишься, когда заботишься обо мне, а не о моих врагах.

Я слишком хорошо изучила нрав короля за эти годы, чтобы пытаться вернуться к этому разговору с ним или О’Флаери. Никогда еще я не чувствовала себя такой раздавленной.
Жак все еще оставался в моем доме. Я спешно вернулась в АльмЭлис, чтобы успеть увезти его в Ла Курятник, до того, как король приедет в Альтамира. Фиона уже залечила его раны, но состояние у него было ужасное. Сейчас он мог выкинуть что угодно. Броситься на кого-нибудь с мечом, кричать о подлости и предательстве. Мне еле удалось справиться с ним, и с помощью Жана отправить в путь.
Но не это было самым тяжелым. Нужно было известить Гертруду. Я велела Жану доставить ее в АльмЭлис как можно быстрее. Времени оставалось мало, король и так задержался на охоте в Хилроде.

Как я и боялась, король со свитой прибыли в АльмЭлис раньше Жана и напуганной Гертруды с сыном. Глубокой ночью, уложив спать Клеменцио и Жанну, мы с ней долго сидели и шептались при свете оплывшей свечи.
- Алисия, я знала, рано или поздно что-то случится. Я молилась об одном – чтобы бы он был жив, ранен или арестован, главное – жив, - обреченно говорила она.
- Гертруда… - я обняла ее за вздрагивающие плечи.
- Он говорил мне: «Если меня повесят, надежный человек передаст тебе деньги, будешь воспитывать сына сама».  Я не хотела держать эти деньги в доме, боялась накликать беду… Хорошо, что с ними не было Клеменцио. Не хочу, чтобы он знал, как это случилось… Прошу, не говори никому, Алисия.
- Тише, Гертруда, тише. Успокойся. Никто не узнает.
- Я знаю, у него кто-то был, знаю даже кто – та женщина, что освободила его из тюрьмы. Но в этот раз она не спасла его… Если бы она попросила короля о помиловании? Быть может, у нее бы получилось.
- Уже ничего нельзя сделать. Просто поплачь. Поплачь, тебе будет легче.

Отчаяние толкнуло Гертруду на безрассудство. Она осмелилась просить короля отдать ей тело ее мужа.
Король был в гневе. Ему не дают ни минуты покоя, заявил он. Кем я окружила себя! Он больше не желает видеть посторонних в АльмЭлисе.   
Гертруде с сыном пришлось уехать той же ночью.
- Прости, Алисия, я и тебе причинила неприятности, - сказала она на прощание.
- Гертруда, будь осторожнее. Я постараюсь все уладить, насколько это возможно.
Отъездом Гертруды дело не ограничилось, через пару дней король велел, чтобы Фиона покинула замок.
- Не нравится мне эта старая карга. Вечно смотрит так, будто хочет меня живьем зажарить. Чтоб духу ее здесь не было.
В ответ Фиона  только подлила масла в огонь, заявив во всеуслышание, что уж если ее кто боится, пусть боятся и дальше. Ей-то как раз боятся нечего. Она уезжает, чтобы не видеть кое-чьих противных физиономий.

Я осталась развеивать дурное настроение короля, защищать Гертруду, Фиону и многих других. На сей раз, это было не просто.
Вскоре  из столицы пришло известие, что королева разрешилась от бремени мальчиком. Королевство наконец-то получило наследника, и король спешно уехал.
Чуть позже я тоже последовала за ним. Я взяла с собой Жанну, несмотря на то, что из-за отсутствия Фионы, управляться с ней было труднее обычного. Ожидался праздник по случаю рождения наследника, и все дети знатных семейств должны были принимать в нем участие. А я не намеренна была лишать Жанну возможности войти в их круг.

Празднества удались на славу. Менестрели, бродячие фокусники, актеры, танцовщики не скупились на чудеса. В огромной пиршественной зале собрался весь цвет королевства. Королева Целестина сияла, сидя между королем и золоченой колыбелью. Она долго ждала этого дня, и сейчас была счастлива. Я относилась к ней с симпатией, поэтому при дворе старалась привлекать к себе внимания не больше, чем это было предусмотрено дворцовыми церемониями.
Отступив за спины празднично наряженных придворных дам, я привычно осмотрелась вокруг.  Супруга О’Флаери принцесса Элеонора в открытую строила глазки юному конюшему из свиты  герцога Лонгвиля. Сам герцог тревожно оглядывался в поисках своей жены, бывшей уже на сносях.  Дамы неспешно беседовали, утомленные  танцами и обильным ужином.
Заметив герцогиню де Круа,  я подумала, знает ли она о том, что произошло. Я наблюдала за ней, пока она слушала болтовню герцогини Граэр, и мне показалось, что она нервничает и чего-то ждет. Несколько раз она невзначай оглядывалась на короля.  На ее лице лежала тень озабоченности, и именно эта тень навела меня на мысль, что, возможно, ей ничего определенного не известно.
На всякий случай, я сказала графине Граэлент, улучшив момент, когда герцогиня де Круа повернулась в мою сторону, о том, что Гертруда овдовела.  На мгновение наши взгляды встретились, потом она снова повернулась к герцогине Анриетте.  Привели детей, Жанна подбежала ко мне, я поправила ей ленты в волосах, и напомнила, что сегодня папу нужно называть его величество.
Герцогиня де Круа подошла ко мне, едва я отошла от группы дам. Она спросила, как умер Антонио. Я ответила, что не знаю, король просто велел передать его жене, что отныне она вдова. Мне было тяжело смотреть на нее, еще тяжелее было говорить. Я пыталась намекнуть ей о том, чтобы она никого больше не расспрашивала.  Не знаю,  поняла ли она меня, но после долгого молчания она улыбнулась. Как-нибудь заеду к вам в гости, посмотреть на ваш знаменитый замок,  - пообещала она.
И действительно заехала. Два месяца спустя. Она осталась всего на один вечер, осмотрела замок и передала мне увесистую шкатулку со словами:
- Я прошу вас отдать это мадам Браско дель Монте.
Мы были одни, поэтому она добавила:
- Скажите ей, Антонио оставил это на случай, если с ним что-нибудь случится. 
Я обещала передать. Она спросила:
- Где его похоронили?
Глядя в ее огромные, измученные глаза, я могла лишь повторить то, что говорила ей еще на пиру:
- Не спрашивайте ни о чем.  Забудьте.
- Значит, нет даже могилы…
- Разве это имеет значение? Вы любили и были любимы, у вас есть дети. Помните об этом.
Она отвернулась и несколько мгновений смотрела вдаль. Потом сказала:
- Вы правы. Что ж, мне пора.
На прощание, садясь в повозку, она сказала странную фразу:
- Мессалина, сама не зная того, отомстила ему сполна: никогда в жизни он не сможет взять на руки ребенка в полной уверенности, что это его дитя или дитя его брата. Она отомстила не только ему, но и всем нам. Потому что мы не будем знать покоя. У вас ведь есть дочь? Вы никогда не думали, что ждет ее в будущем? Подумайте, пока не поздно.

А теперь пришло время рассказать о моем третьем замужестве.
После того, что случилось с Антонио и разговора с герцогиней де Круа, я и впрямь всерьез задумалась: что будет со мной и моей дочерью? Через пару лет мне исполнится тридцать, кругом полно молодых красавиц.  Все эти годы мне удавалось удерживать короля возле себя, но лишь я да старая Фиона знали, чего мне это стоило. И при том он всегда любил погуливать на сторону, да что там, на сторону, в  моем собственном доме девах пощипать.  Он позволял Жанне называть его отцом, но это не давало ей никаких прав, а на него не налагало никаких обязанностей. И с моей стороны было просто преступлением оставлять все так, как оно есть.
И вот однажды, покуда он был в хорошем настроении, я завела с ним этот разговор. Сказала, что беспокоюсь, ведь по моей смерти Жанна  останется незаконнорожденной, и все, что достанется ей в наследство – заболоченные земли в Чандосе, приносящие не бог весть какой доход. Король искренне удивился, а как же АльмЭлис и графство Альтамира? Я поведала ему о завещании, которое оставил Педро и по которому все должно было достаться детям дона Алонсо и дона Диего, умолчав лишь о том, что уже рассказывала ему все еще до рождения Жанны и о том, что еще тогда же он обещал что-нибудь сделать. Я спросила, нет ли возможности королевским указом отменить завещание Педро и признать Жанну владелицей АльмЭлиса. Король сказал, что велит О’Флаери заняться этим.
Признаться, я не думала, что одного разговора окажется достаточно, но две недели спустя ко мне явился поверенный канцлера, сказал, что вопрос решен, и все, что от меня требуется – подписать две бумаги. В одной из них я клятвенно присягала в том, что шесть лет назад обвенчалась с доном Алонсо, тайно, в присутствии лишь священника и церковного служки; под присягой клялась, что родила дочь в законном браке, и требовала признать ее законное происхождение. В другой – закрепить ей в наследные владения графство Альтамира.
Ей-богу, будь дон Алонсо холост, я бы подписала эти бумаги из одного только желания отомстить за то, как презрительно он отказался на мне жениться после смерти Педро. В конце концов, король не впервые прибегал к такому способу пристроить своих бастардов.  Но дон Алонсо был женат на своей северной невесте уже около пяти лет, и я знала, что у них родился сын. Покупать счастье своего ребенка ценой позора и несчастья чужого, мне  в голову не приходило.
Поверенный, видя мое замешательство, ничуть не смутился и подробно объяснил,  в чем суть дела, и каковы будут последствия.
- Дело будет направлено в церковный суд, - сказал он, - и сначала будет рассматриваться как дело о двоеженстве. В таких случаях законным признается первый по времени брак, при отсутствии иных чрезвычайных обстоятельств. Поскольку в вашем деле их нет, а в бумагах, которые вы сейчас подпишите, дата венчания  предусмотрительно указана более ранняя, чем у дона Алонсо и донны Изабеллы, то вы выиграете это дело. Затем, - продолжал поверенный, - основываясь на своем решении  по первому пункту и вашей письменной присяге, суд признает синьориту Жанну законным и старшим отпрыском дона Алонсо. Второй ребенок также будет признан законным, ибо на нем нет вины его родителей. Тут вы обратитесь в королевский суд и попросите принять во внимание завещание дона Педро, в соответствии с которым вы собственно и вступили в брак с доном Алонсо, и потребуете выполнения изложенных в нем условий. Ваша дочь станет носить фамилию Альтамира и получит соответствующий титул, а маленький дон Луис эль Горра также останется законным наследником  своего родового поместья. После этого вы спокойно можете затевать дело о разводе, заявив, что не желаете жить с безбожником и развратником. И кстати, поскольку брачный договор между вами и доном Алонсо не был заключен, можете требовать с него увесистую  сумму фамильных драгоценностей, как вашу долю имущества, которое в этом случае считается принадлежащим супругам поровну. А уж потом он волен делать все, что душе угодно, может даже заново жениться на собственной супруге и плодить совершенно законное потомство.  С юридической точки зрения комбинация просто блестящая, как говориться максимальный выигрыш с минимальным ущербом – по его гордому виду было ясно, что он сам не в последнюю очередь приложил к ней руку.
Но у меня все еще оставались сомнения. Как я смогу доказать, что действительно была обвенчана? И что будет, если все пойдет совсем не так, как он предполагает, если дон Алонсо сумеет опровергнуть мои утверждения?
- О, Вы напрасно беспокоитесь, Ваша светлость, у нас есть монах и церковный служка, готовые подтвердить вашу правоту, к тому же соответствующая запись сделана в приходской книге церкви святого Иоанна в Ланкастере. И потом, его величество уже принял решение по этому делу, а ни один суд не осмелится с ним не согласиться.
Вот уж да, церковь святого Иоанна в Ланкастере.  Стало быть, тут не обошлось без дона Диего. Даже женившись на единственной наследнице богатейшего и обширнейшего поместья в округе, он не смог спустить братцу того, что ему может достаться земля, на которую он когда-то зарился сам. Побоялся, как бы у самого чего не отняли.
Я подписала бумаги. Моя дочь станет графиней Альтамира. И без меня кругом полно подлецов. 
И потом, его величество уже все решил.
Вот так, через три месяца я и стала именоваться графиней Луис эль Горра. И до сих пор, когда я вспоминаю об этом, мне бывает стыдно.
 
Мой отец принял случившееся до смешного просто - он поверил.  «Как ты могла столько времени  молчать?! Мерзавец хотел оставить мою внучку нищей», - говорил он. Мама не поверила, но она поняла, что я сделала это ради Жанны,  и только покачала головой. Братья, сестры, прочие родственники ничего не сказали, да и что им было сказать, после того, что они получили за все эти годы и с чем не собирались расставаться. Лишь один человек не стал бы молчать ни за что, и именно поэтому меня теперь ни за какие блага нельзя было заманить в Чандос – впервые в жизни я была благодарна королю за то, что он запретил Фионе показываться ему на глаза.
Среди остальных нашлись немногие, кто поверил в эту историю, большинство сделало вид, что верит, но были и те, кто посчитал, что король зашел слишком далеко, подшутив подобным образом  над одной из знатнейших фамилий в королевстве. И как это обычно бывает, вместо того, чтобы выразить свое возмущение королем, они стали костерить меня, на чем свет стоит. Пару раз в мою повозку полетели гнилые овощи. Не скажу, чтоб я очень хорошо себя при этом чувствовала. Я хотела добиться расторжения брака, и как можно скорее. Но поверенный, раздосадованный тем, что я не собираюсь требовать раздела имущества, затягивал начало процесса, в надежде, что я еще передумаю.
- На твоем месте я бы без зазрения совести оттяпала бы у них полсостояния. А потом устроила себе и его величеству небольшой передых, отправившись в какой-нибудь из своих замков.  Все бы только и говорили о его новых шлюхах, и к твоему возвращению о тебе и твоих неблаговидных делишках напрочь забыли бы. Да и его величеству не мешает  немного развлечься, чтобы потом заново оценить твои чары, - высказалась Эойя.
Ее совет показался мне здравым, особенно в последней части. Я собрала дочь и отправилась в АльмЭлис.
Только вот доехать туда нам не удалось. За воротами Матиля мою повозку окружили вооруженные всадники и велели кучеру поворачивать на север. На мой вопрос, по какому праву они смеют так себя вести, один из них ответил:
- По праву супруга, дорогая графиня Луис эль Горра.
Излишне говорить, что это был дон Алонсо.

После двух недель пути, нас с дочерью привезли в какую-то башню и заперли. В единственное окошко был виден обычный горный пейзаж.  Еду нам приносила полная женщина с добродушным лицом, которую я спросила, где мы. Она ответила, что это мельничья башня и что мы можем выходить  даже на стену, все равно под нами пропасть,  а выход из башни охраняется. Действительно, со стены страшно было смотреть вниз, вокруг не было видно ничего, похожего на обиталище человека, за исключением маленького замка вдали, тоже приютившегося над краем пропасти.  Судя по всему, это был замок эль Горра. Снизу, куда нам нельзя было спускаться, каждый день слышались голоса, причем в основном мужские, но иногда разговаривали и женщины и пробивались детские голоса.  Жанне тут не нравилось, она хандрила и спрашивала, когда мы поедем домой. Я попросила полную женщину, оказавшуюся женой мельника, позволить Жанне спускаться вниз, чтоб играть с детьми. Та сначала заколебалась, но потом согласилась. Теперь я целыми днями сидела одна и пыталась придумать, что делать.  Жанна рассказывала, что внизу в башне живут люди, и даже есть два мальчика, с которыми она играет. А еще приходят другие люди молоть муку. Можно было бы попытаться передать с кем-нибудь из них записку, но я не знала точно, где я и как долго тут останусь, и вообще, что собирается с нами делать дон Алонсо. На все мои попытки узнать что-нибудь жена мельника  хранила молчание.  Я надеялась, что король уже знает, что нас похитили. Неизвестность была хуже всего, но проходили дни, я теряла им счет, а о нас словно забыли. 
Но однажды утром, вместе с мельничихой пришла другая женщина. У нее были черные волосы и бледное красивое лицо, одета она была в простое платье из дорогой темной ткани. Она рассматривала меня внимательно, потом перевела взгляд на Жанну. Случайно или нет, с ней был ее сын, она держала его за руку, мальчик был такой же черноволосый, лицом похожий на нее, только тонкие темные брови, остро сходившиеся на переносице, напоминали дона Алонсо. Глаза у мальчика были еще по-детски нежные и немного грустные. Я не помнила точно, как ее зовут, Анна или Изабелла, да и сказать-то ей мне было нечего. Так мы и смотрели друг на друга, держа за руки своих детей. Потом она ушла, не проронив ни слова. Честно говоря, даже не знаю, как бы я вела себя на ее месте. Наверное, намного хуже.  Жанна сказала, что знает этого мальчика, его зовут Фернандо, и она играла с ним внизу.
После этого опять долго никто не появлялся. Жанна рассказывала, что внизу остался один мальчик, Фернандо его мама забрала с собой.  Со стены мне не было видно дороги, поэтому о том, что дон Алонсо приехал, я узнала, только когда он вошел в комнату.  Я осталась спокойно сидеть и заниматься шитьем:
- Как вы собираетесь поступить со мной и моей дочерью?
Он смерил меня уничтожающим взглядом:
- Воздать вам по заслугам, мадам.
- Мои заслуги не столь велики, как вам могло показаться.
- К чему ложная скромность, графиня. Вы славно потру¬дились и заслужили награду.
- Дон Алонсо, мне кажется, вы упускаете из вида одну важную деталь. Его величество не допустит, чтобы и волос упал  с головы одной из нас.
- Сильно в этом сомневаюсь, мадам.
- Когда вы в этом убедитесь, исправить что-либо будет уже поздно.
- Вы пытаетесь мне угрожать?- дон Алонсо насмешливо приподнял одну бровь.
- Дон Алонсо, я лишь пытаюсь получить ответ на свой вопрос: как вы собираетесь поступить? Чего вы требуете за наше освобождение?
- Не вижу смысла требовать что-либо. Но если вы и в самом деле так дороги королю, как вам хочется надеяться, чтобы получить вас обратно, ему придется признать, что я никогда и ни при каких обстоятельствах на вас не женился и не имею никакого отношения к появлению на свет вашей дочери.  А затем принести извинения мне и моей жене.  Но что-то мне подсказывает, он не пойдет на подобные жертвы ради ваших прекрасных глаз.
- Если вы знаете, что требуете невозможного, к чему говорить об этом? Я могу предложить вам другой способ разрешить наш спор. Брак между нами может быть расторгнут на взаимовыгодных условиях. Я не буду предъявлять прав на половину вашего имения, как могла бы, если Жанна сохранит за собой титул и фамилию Альтамира. Ни вы, ни я ничего не потеряем, все останется так, как прежде. И, после развода, вы сможете вновь жениться на мадам Изабелле.
- Я не собираюсь вновь жениться на своей жене ради того, чтобы  вы могли заполучить Альтамира, - насмешливо ответил дон Алонсо. – Ни вы, ни ваша дочь не имеете никаких прав на него. А что, король, который так вами дорожит, не в состоянии обеспечить будущее вашей дочери иначе, как подделкой документов?
- Если вас не устраивает мое предложение, скажите, какие условия кажутся вам более приемлемыми.
- Никакие, мадам. Я увез вас не для того, чтобы торговаться с вами или королем.
- Тогда зачем вы это сделали?
- Видите ли, графиня, осмелившись носить мое имя, навязывая мне приблудного ребенка и, при этом, открыто сожительствуя с королем, вы оскорбили мою честь. 
- Я никогда не имела намерения оскорбить вас.
- Это очень любезно с вашей стороны, мадам. Но теперь, когда вы здесь, я могу быть уверен, что не обзаведусь ненужными украшениями вне зависимости от ваших намерений.
- Если дело в этом, то чем скорее мы разведемся, тем быстрее вы сможете быть спокойны за свою честь.
- Вы, кажется, не понимаете, мадам. Я не собираюсь с вами разводиться – я никогда не женился на вас. И я приложу все усилия, чтобы доказать, что все свидетельства вашего брака со мной являются насквозь лживыми. А потом с удовольствием понаблюдаю, как вы будете изворачиваться.  В этом случае вас ждет тюрьма и лишение всех титулов. Но если даже мне это не удастся,  на правах супруга я запру вас в монастырь за супружескую неверность.
- Что будет тогда с моей дочерью?
- О ней позаботиться ее отец. Я имею в виду ее настоящего отца, естественно.  Разумеется, если вы вообще знаете, кто он.
- Дон Алонсо, вы считаете себя вправе делать подобные предположения?
- У меня просто нет оснований считать иначе. Ваш образ жизни и многочисленные похождения не имеют ничего общего с понятием порядочной женщины.
- Ну почему же? Я была верна своему первому мужу, и второму, я могу в этом поклясться. Что же касается известной вам истории, то в то время я была вдовой. И после смерти Педро тоже. Единственный мой супруг, верность которому я действительно нарушила – это вы, но, поскольку вы утверждали только что, что мы никогда не были женаты, то я вправе сказать, что я честная женщина.
На мгновение дон Алонсо потерял дар речи.
- О да, мадам, ваша честность может сравниться лишь с вашей алчностью.
- То, что я сделала, я сделала не ради себя, а ради моей дочери.
- В самом деле? Это ради своей дочери вы вышли замуж за полуживого болотного барона? Не ради нее ли вы обольщали престарелого дона Педро, и терпеливо дожидались его кончины, лицемерно изображая добродетельную супругу, чтобы потом, получив наследство, пуститься во все тяжкие? И, разумеется, ради ее будущего вы затеяли этот грязный фарс со лжесвидетельством и клятвопреступлениями.
- Конечно, дон Алонсо, останься я старой девой в Ла Курятнике или похорони я себя на болотах, я доставила бы вам куда меньше хлопот. Вы бы даже не узнали о моем существовании! Угрожаете запереть меня в монастырь? Да разве не тоже самое вы собирались сделать со мной после смерти Педро?! Если вам и в самом деле так хотелось от меня избавиться, к чему было мешать моему браку с графом д’Олонэ? Вы с вашим братцем сами загнали меня в угол,  а теперь упрекаете в том, что мне удалось оттуда выбраться. Господь дал мне ум, молодость и красоту, и я сумела ими воспользоваться вместо того, чтобы быть заживо похороненной в  монастыре. И если я и сожалею о тех путях, которые мне пришлось использовать, чтобы добиться своей цели, то лишь из-за вашей супруги и сына, которые ни в чем не повинны, а не из-за вас, дон Алонсо.
¬- Молитесь, чтобы король  действительно готов был ради вас на все, иначе я подберу вам монастырь с самым суровым уставом, мадам. Возможно, там вы по достоинству оцените добродетель, которой вам так не хватает –  смирение.
- Почему именно я, дон Алонсо? Почему вам не дают покоя именно мои прегрешения? Вокруг полно женщин, вышедших замуж по расчету, полно жен, изменяющих своим мужьям, полно лицемеров и подлецов, вспомните хотя бы собственного братца, дона Диего. Ответьте мне, почему?!
- Мадам, мне не было дела до вас и ваших интриг, пока вы не решили присвоить мое имя.
- Неправда. Вы прекрасно осведомлены о моей жизни, вы внимательно следили за мной задолго до того, как я стала именоваться графиней Луис эль Горра. Вы ненавидите меня. И я скажу почему. Помните тот вечер в АльмЭлисе, когда  я дала вам пощечину? Нет, вы ненавидите меня не из-за того, что я тогда вас ударила. Вы не можете простить мне того, что я вам нравлюсь. Ваши чувства кажутся вам унизительными. Вам оскорбительна сама мысль о том, чтоб сделать меня даже своей любовницей, не говоря уже о том, чтобы жениться на мне.
- С вашей последней фразой я полностью согласен, - усмехнулся дон Алонсо.
- Но вас тянет ко мне, и вы ничего не можете с этим поделать. Вы просто обыкновенный мужчина, который хочет женщину и не может ее получить.
Несколько мгновений он внимательно смотрел на меня, сощурив глаза.
- С учетом того, что я знал о вашей добродетели, я счел себя вправе проверить, верны ли вы дону Педро. Было бы глупо отрицать, вы действительно красивая женщина и умеете этим пользоваться. Но человек тем и отличается от животного, что в состоянии контролировать свои порывы. Не пытайтесь и здесь торговать собой, мадам.
- Браво, дон Алонсо, вы настоящий благородный сеньор – оскорбляете женщину, когда она беззащитна и находится в вашей власти.
- Не я вас оскорбил, назвав вещи своими именами, вы сами оскорбили себя своими поступками.

В конце сентября, когда стало холодать, нас с Жанной перевезли в замок эль Горра.  У нас не было с собой теплой одежды, и донна Изабелла передала мне свои старые платья. Некоторые из них я перешила для Жанны. Как всегда, моя дочь очень быстро освоилась в незнакомом месте: через неделю она уже бегала повсюду и, подружившись с Фернандо, придумывала всевозможные игры и забавы, незамедлительно приводимые другими детьми в исполнение. Передвигаться по замку  я могла свободно, здесь нас с Жанной не запирали, как в мельничьей башне. Замок оказался таким же небольшим, каким казался издалека. Ров ему заменяла пропасть, толстые стены башен заканчивались тяжелыми островерхими крышами. Повсюду было много разных уступов и косых навесов, как я потом узнала, нужных для того, чтобы зимой все не заваливало снегом.
Я не привыкла сидеть без дела и, понемногу стала помогать укладывать провизию к зиме. Слуги сначала на меня косились, но коль скоро донна Изабелла ни разу не выразила своего неудовольствия, они постепенно привыкли ко мне.
Первое время я оставалась по вечерам в своей комнате с Жанной, заплетала ей косы на ночь и укладывала спать.  Потом к нам стал заглядывать  Фернандо, и донна Изабелла сказала, что мне лучше приходить вечером в большую залу. Видимо она не  хотела, чтобы ее сын проводил со мной много времени.
Она была не многословна, спокойна, говорила тихим голосом. Тем не менее, в замке ее приказания исполнялись беспрекословно. Я ни разу не видела, чтобы она в чем-то перечила мужу, во всяком случае, на людях. Если она и бывала с чем-то не согласна, то об этом можно было лишь догадываться по слегка поджатым губам. Но проходила пара дней или недель, и дон Алонсо все равно делал так, как она хотела. Если между ними и не было большой любви, то уж взаимопонимание было точно.
После того разговора, дон Алонсо меня вообще перестал замечать. Да и мне тоже не хотелось с ним сталкиваться. После того, что я ему высказала, моя злость как-то схлынула. Я словно увидела всю свою жизнь чужими глазами и ужаснулась – неужели все и правда выглядит так? Теперь я ждала, что предпримет король, чтобы развязать узел, который он так мастерски завязал полгода назад.
Так прошла осень. Снег выпал рано, в середине октября. За неделю до этого дон Алонсо уехал с отрядом своих людей. А под рождество они вернулись, привезя с собой связанного по рукам и ногам монаха, того самого, который под присягой клялся, что обвенчал меня с доном Алонсо. Куда его поместили, я не знала, но в том, что, в конце концов, он заговорит,  можно было не сомневаться.
Перед рождеством в ворота замка постучались Жак с женой. Они ехали в Луэстра-Чум, и Жак решил попытаться узнать, что со мной.  Мне позволили с ними повидаться. Жак рассказал, что отец подал жалобу в церковный суд на дона Алонсо, за то, что тот продолжает сожительствовать с двумя женщинами, несмотря на вынесенное церковью решение. Теперь такая жалоба была только на руку дону Алонсо, но я не стала рассказывать об этом. Что толку? Я спросила, где сейчас король, и по взгляду, которым обменялись брат с невесткой, поняла, что его величество будет встречать Рождество куда как веселее нас и в куда более приятной компании.