Упрямство или настойчивость?

Гадаев Алексей Вениаминович
      Ребенок - это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. Иногда мы, воспитатели, педагоги и психологи, замечаем в детях необычное, чрезмерное возбуждение, проявляющееся в неестественных жестах, позах, речевых оборотах и интонациях то есть аффектацию. Эта аффектация может перерастать в аффект неадекватности.
 Дети у которых в силу постоянного неудовлетворения каких-либо существенных для них внутренних потребностей возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанными с ними формы поведения это аффективные дети.
В большом психологическом словаре под редакцией Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко записано, что характеристика аффективных детей зависит от содержания неудовлетворенной потребности и её соотношения с другими потребностями ребенка и всей его личностью.
 1. одни дети пытаясь сохранить привычную самооценку, отвергают постигший их неуспех: причину его возникновения они приписывают не зависящим от них обстоятельствам, обвиняя при этом окружающих, и не только не снижают, но могут даже повышать свой уровень притязаний.
У таких детей наблюдаются проявления бравады, заносчивости, фрондирование, агрессивное поведение, излишнее стремление к самоутверждению, негативизма[c.53].
Примером может послужить рассказ А.П.Чехова "Папаша":
"Позвали сына и потребовали от него слова. Сынок рассердился, нахмурился, насупился и сказал, что арифметику знает лучше самого учителя и что он не виноват в том, что на этом свете пятерки получаются одними только гимназистками, богачами да подлипалами. Он разрыдался и сообщил адрес учителя арифметики во всех подробностях"[том 1,с.29].
 2. Другие дети напротив стремятся достичь успеха за счет постановки более легких, заведомо достижимых для них целей. Эти дети характеризуются неуверенностью в себе, боязнью разочарования в своих возможностях. Они отличаются повышенной обидчивостью, подозрительностью, ранимостью и т.п.
Длительное сохранение аффективных переживаний и аффективных форм поведения приводит к тому, что последние закрепляются и становятся относительно устойчивыми чертами характера.
Правильное с педагогической точки зрения разрешение внутреннего конфликта предполагает приведение в соответствие самооценки ребенка и уровня притязаний ребенка с его реальными способностями[c.53].
Аффект неадекватности может выражаться в виде упрямства.  Мы, взрослые помним,то ребенок может иметь завышенную, адекватную и заниженную самооценку.
Не следует смешивать настойчивость с упрямством.
При неадекватной самооценке у ребенка возникает упрямство.
"Упрямство (англ. stubbornness) - форма поведения, обусловленная мотивом самоутверждения. Чаше всего проявляется у людей с повышенной аффективностью и интеллигентной ограниченностью. У детей и подростков возникновению упрямства способствуют неблагоприятные условия жизни и воспитания: неудовлетворение их существенных потребностей, грубость в обращении или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям. Упрямство подростка может появиться вследствие мелочной опеки, игнорирования со стороны старших его возрастающих прав на самостоятельность. Не всегда умея найти разумные пути проявления своей самостоятельности, подросток может стать неуступчивым по мелочам, начинает отстаивать неразумные решения. Упрямство может закрепиться и стать устойчивым отрицательным свойством характера. В этом случае его трудно преодолеть, если сам субъект не осознает этой необходимости[c.559-560].
Настойчивость (англ. insistence) - волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Не следует на основании внешнего сходства смешивать настойчивость с упрямством. То и другое характеризуется упорным стремлением достичь желаемого, однако в отличие от настойчивости при упрямстве единственным мотивом поведения является самоутверждение, стремление настоять на своём[c.326].
Б.Г.Ананьев пишет: "Особенно ярко выявились два типа темперамента у детей, сказывающихся на протекании их волевых действий. Так, одни дети могут сохранить поставленную перед ними цель, даже если их внимание неоднократно отвлекается в сторону от этой цели. Отвлечение это носит всегда временный характер, и они снова возвращаются к достижению первоначальной цели, что объясняется стойкой эмоциональной фиксацией представлений о цели. Другие дети, напротив, отвлекаясь от основной цели, моментально теряют ее и больше к ней не возвращаются. Доминирующую роль у них играют сенсорные переживания, и их яркому многообразию подчинено все их внимание. Представление цели должно обладать большой эмоциональной насыщенностью для того, чтобы привлечь к себе их внимание и удержать его,
несмотря на внешние отвлечения. У этих детей представление как бы непосредственно переходит в движение (импульсивность), им трудно отсрочивать свои желания, преодолевать собственное нежелание, действовать в нужном направлении. С этими общими особенностями темперамента непосредственно связана их моторная характеристика, тормозимость движений в первом случае, повышение моторной возбудимости во втором.
      Из сопоставления этих двух типов вытекают общие принципы индивидуально-типического подхода в процессе воспитания. В отношении возбудимого типа темперамента необходимо нaправить воспитание по пути развития у таких детей сдерживающих механизмов: умения ждать, отсрочивать свои желания, сдерживать свои импульсы. В отношении тормозного типа, напротив, воспитание должно снимать эту повышенную тормозимость путем приучения детей к быстрому переключению на новую деятельность, преодолению своего нежелания сделать что-либо и т. д.
      Было бы неправильно думать, что тормозимый тип предоставляет большие возможности для воспитания воли, нежели тип возбудимый. Давыдова показала, что способность к задержке, неотвлекаемость, сохранность цели и т. д. могут сами по себе не только не образовать воли, но, напротив, обратиться против нее при неправильном педагогическом подходе. Та же самая задержка вместо того, чтобы способствовать развитию воли, при неправильном воспитании может развивать в детях слишком большую тормозимость, переходимую в негативизм, т. е. породить упрямство вместо настойчивости.
      Свойства возбудимого темперамента (большая эмоциональность, отвлекаемость, импульсивность движений) сами по себе не могут быть препятствиями для образования сильной волн. Под влиянием правильного (в системе детского сада) воспитания, способствующего развитию в таких детях способностей к задержке, к предварительному обдумыванию своего действия, к аккуратности, эти качества (большая живость, эмоциональная насыщенность стремлений и желаний) могут стать хорошей базой для развития сильной воли (поскольку волевой человек вместе с тем человек сильных и глубоких эмоций и страстей, но направленных к единой цели).
      В ряде исследований было доказано, что сильная воля может быть сформирована у детей  на базе различных темпераментов, в том числе и так называемого слабого типа нервной системы (меланхолического темперамента). Напротив, отсутствие правильного воспитания может привести даже на базе сильного типа нервной системы к развитию слабоволия. Из этих же данных следует, что воспитание воли на базе известных темпераментов приводит к преобразованию самих темпераментов. Так, особенно претерпевает преобразования аффективно-моторная сторона темперамента под влиянием развития волевых действий. Равно изменяется также общий тип чувствительности ребенка, психический темп, эмоциональный тонус и стиль поведения.
      Аналогичное влияние наряду с волевым развитием на развитие и преобразование темперамента у детей оказывает формирование самооценки и коммуникативных качеств характера. Наши исследования показали, что характер первоначально развивается на базе темперамента, являющегося его природной основой, но в ходе развития и воспитания личности характер приобретает все большее значение, преобразуя глубокие механизмы темперамента, т. е. собственную естественную основу. Этот факт свидетельствует об огромной  силе воспитания и возможности не только заново образовать новые свойства личности - характер, но и коренным образом изменить даже его естественные особенности, связанные с наследственной организацией (темперамент и тип нервной системы).  [Ананьев Б. Г.: Том II. , S. 693 (vgl. Ананьев:  Практика и теория индивидуальной психологии. Т. 2, S. 100-101)]
Литература:
 1. Большой психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова,В.П.Зинченко/ СПб.:Прайм-Еврознак,
2006.
 2. А.П.Чехов. 1.том. М.: Наука, 1983.

Упрямство
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/upryamstvo
Упрямство - поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов -самоутверждения. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей.
У детей и подростков - появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть самостоятельными.
Детское упрямство

Упрямство — одна из самых распространенных проблем, с которой приходится сталкиваться родителям ребенка раннего возраста. Зачастую она кажется многим абсолютно беспричинной; порой единственной причиной проявления упрямства родители считают так называемую генетическую причину, т.е. рассматривают упрямство как черту характера, полученную ребенком по наследству. "Он весь в отца!" — говорит мать про своего ребенка и беспомощно разводит руками.
Однако упрямство взрослого человека и упрямство маленького ребенка — это две разные вещи. Взрослый человек, демонстрируя упрямство, может тем или иным образом аргументировать причину его проявления.
Детское упрямство — совершенно иное. Детское упрямство заключается чаще всего в постоянном стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым. К примеру, маленький ребенок может отказываться от прогулки, несмотря на то, что очень любит гулять. Отказывается есть, ложиться спать, идти на руки и т.д., повинуясь единственному стремлению — идти наперекор взрослым.
Как отмечают психологи, пик подобного "бессмысленного" упрямства приходится на возраст около 2,5 лет. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность, начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании самостоятельности и права на собственную, пусть и абсурдную (по мнению взрослых) точку зрения.
В чем же причины подобного явления? В первую очередь, как уже было сказано, это — проявление потребности в самоутверждении, которая у детей этого возраста является одной из самых насущных. Если раньше, в более раннем возрасте, собственное "я" маленького человека еще никак не проявлялось, то теперь у него возникает первая инстинктивная потребность в том, чтобы проявить себя как личность. Безусловно, маленький ребенок не может осознавать мотивировки своих поступков, однако, с точки зрения психологии, она очевидна. Наличие собственного мнения — одна из форм самоутверждения. В такой примитивной, но единственно доступной для него форме ребенок стремится доказать окружающим, что он имеет собственное мнение.
Детское упрямство — один из способов на пути утверждения себя как личности.
Зачастую родители не очень четко представляют себе, что такое упрямство. Многие матери, стремящиеся как можно раньше научить ребёнка, примеру, навыкам опрятности, видят проявление упрямства в том, что ребенок упорно продолжает мочить штанишки, пачкать стол во время еды. Однако в данном случае едва ли можно вести речь об упрямстве. Ребенок, скорее всего, просто еще не готов к тому, чтобы неукоснительно соблюдать требования, предъявляемые родителями. Если ребенок в возрасте около года, к примеру, несколько дней просился на горшок, а потом внезапно перестал это делать, родителям едва ли стоит вести речь об упрямстве ребенка. Более того, подобная установка родителей способна, в конечном счете, действительно привести к развитию в более старшем возрасте сознательного упрямства у ребенка.
Не спешите обвинять ребенка в упрямстве предъявляйте ему разумные требования!
Еще одной причиной упрямства зачастую становится нарушение привычного ритма жизни малыша. Во время первых месяцев жизни ребенок привыкает не только к окружающим его людям и обстановке, но также и к различного рода ритуалам. Он ест, как правило, в определенное время в определенном месте. Процесс кормления осуществляется одним и тем же человеком, чаще — матерью; ребенок, взрослея, обретает свое место за столом, ест определенную привычную пищу на завтрак, обед и ужин.
Процесс подготовки ко сну также со временем становится своеобразным ритуалом, к которому ребенок привыкает. Все эти мелочи только лишь кажутся мелочами; на самом деле, привычный уклад жизни имеет для ребенка огромное значение. Подсознательно он формирует у него чувство безопасности и стабильности окружающего мира, становится залогом спокойствия.
Что же происходит с ребенком, когда подобный привычный для него уклад жизни нарушается? К примеру, нередки случаи отказа ребенка от пищи, если его начинает кормить вместо матери бабушка. Ребенок плачет, отталкивает от себя тарелку, требуя лишь одного — присутствия матери. То же самое может произойти и во время подготовки ко сну, если ребенка укладывает спать другой человек или же если его пытаются уложить спать в другом, непривычном для него месте. Ребенок протестует всеми силами, отказывается спать, несмотря на то, что глаза уже слипаются.
Упрямство может стать следствием внезапного нарушения привычного уклада жизни ребенка.
Упрямство родителей
Однако самой распространенной и опасной причиной развития упрямства у детей может стать упрямство родителей. В данном случае мы ведем речь отнюдь не о генетической передаче негативной информации поколений.
Что такое "упрямые" родители? Это родители, у которых отсутствует определенная гибкость требований в воспитании, родители, для которых существуют принципы и практически не существует отступлений от принципов.
Действие рождает противодействие — этот закон физики в данном случае с большим успехом можно назвать и законом психологии. Мать, требующая от своего ребенка постоянного подчинения и неукоснительного соблюдения определенных (возможно, вполне справедливых!) правил, может однажды столкнуться с проявлением категоричного упрямства. Ребенок перестает принимать пищу, отказывается ложиться спать только потому, что постоянное соблюдение правил рождает в нем неосознанный протест. В данном случае он пытается доказать взрослым, что его права на собственное мнение, его чувство собственного достоинства ущемлены. Подобное упрямство со временем может привести к серьезным проблемам, вплоть до полной потери духовного контакта между родителями (или одним из родителей) и ребенком.
Упрямство ребенка может стать своеобразной реакцией защиты на чрезмерное упрямство родителей. Не будьте слишком властны по отношению к ребенку!
Кроме психологических, существуют также и некоторые физиологические причины проявления упрямства.
В некоторых случаях упрямство может быть обусловлено особенностями функционального соотношения правого и левого полушарий головного мозга. В том случае, если доминирует правое полушарие (явный признак — работа левой рукой), процесс самоутверждения у ребенка протекает в более обостренной форме, чем у других детей.
При психопатической форме упрямства ребенок не отдает себе отчета в своем поведении, никак не мотивируя свое упрямство и не испытывая чувства вины. Такие дети часто агрессивны и практически не поддаются никаким уговорам. Это — одна из форм расстройства психики, которая нуждается в лечении.
Если упрямство ребенка беспричинно, непобедимо, если оно сочетается с агрессией, обратитесь к специалисту!
Еще одна форма упрямства — невротическая — является одним из видов функционального расстройства психики. Это — неконтролируемая форма упрямства, при которой ребенок действует зачастую помимо своего желания. При такой форме упрямства ребенок всегда сознает, что ведет себя неправильно, плохо, однако ничего не может с собой поделать.
Невротическая форма упрямства возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребенок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликты родителей, авторитарный режим воспитания, перестановка (инверсия) семейных ролей (в случае, когда ребенка воспитывает бабушка или няня, а не мать, или же когда мать вынуждена играть в семье роль мужчины).
Для того чтобы победить упрямство своего ребенка, следует, в первую очередь, разобраться в его причинах. А разобравшись, по возможности, устранить их. Помните, что упрямство невозможно победить в один день.
Постарайтесь следовать изложенным ниже правилам — это будет залогом в вашей борьбе с упрямством ребенка.
1. Не фиксируйте внимание на упрямстве, "не помните зла".
2. Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает.
3. Не относитесь к ребенку предвзято.
4. Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас "отстал".
5. Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства — таким образом вы разовьете у ребенка комплекс неполноценности.
6. Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте, а не проявляете ли упрямство вы сами.
7. Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой — таким образом вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпадало с его желанием.
8. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир "его глазами".
9. Предоставьте ребенку право выбора!К примеру, если вы собираетесь пойти с ребенком на прогулку, не следует спрашивать его, хочет ли он пойти гулять, если вы заранее знаете о том, каков будет его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребенка.