Улица Летова

Александра Алёшина
УЛИЦА ЛЕТОВА


Девяносто процентов информации передаётся невербально.


(любой учебник психологии)






Написано в соавторстве с   http://proza.ru/avtor/remi999  (СТАРЫЕ СНЫ)
идея её, записано мной




Настырный звонок мобильного вытащил меня из и без того не слишком спокойного сна. Да что же это такое?! Кому я нужна часов в пять, наверно, утра – практически ещё ночью?! Достали!!! Даже не глянув, кто звонит, я на ощупь заткнула наглый мобильник, уронив его при этом на пол, и попыталась опять заснуть. Ага, щас! На дереве под окном надоедливо вопил кот, потом ругались у подъезда какие-то алкаши, потом родители встали, начали собираться на работу. Включенный свет, то-сё, кому-то есть дело до того, что детям только к третьей паре?!
Когда я умывалась, в дверь ванной стукнул мой брат:
-У тебя телефон надрывается! – и протянул мне в щель мобильник. Я взяла его – и вдруг такое зло взяло: ну почему вы все не можете оставить меня в покое?! Мобильник полетел в кафельную стенку, а потом стёк в ванну уже грудой мусора. Я оглянулась и увидела, что Стас с изумлением смотрит на меня:
-Танька, ты рехнулась?!
-Чего надо?! – рявкнула я.
-Тань, что с тобой?! – не понимал брат.
-Ничего! – буркнула я и вдруг действительно поняла, что ничего. – Ничего, - повторила я уже спокойнее и подумала, что вот, оказывается, как мало надо, чтобы успокоиться – телефон раскурочить – и дело с концом. Необходимость зарабатывать на новый не огорчала, а хотелось наоборот подольше пребывать в блаженном одиночестве, когда «абонент недоступен»… Когда – не достанут те, кого видеть не хочется. А – никого не хотелось, честно-то говоря.
…-У тебя третья пара? – спросил Стас.
-Третья, - кивнула я.
-Пошли пораньше, в кафешку зайдём, лень завтрак готовить, - предложил брат.
…Мы вышли на улицу. Стоял конец мая, и потихоньку начиналось лето, не надоевшее ешё жарой и пылью, а свежее такое, радостное и радующее, когда даже наш серый, обычно невыразительный город, даже названия которого упоминать не стоит, похожий на множество и множество вроде бы и других, но таких одинаковых своей серой скукой городов, так вот – даже наш город выглядел радостным и улыбающимся.
Народу в автобусе было всего ничего, и сам он был чистенький такой, словно тоже улыбающийся, пахнущий не потом, а свежей краской. Неужели для того, чтобы жизнь если и не повернулась светлой стороной, но тёмную убрала с глаз подальше, надо так немного – расколошматить телефон?!
Двумя остановками после нас в автобус вошли двое. Одного из них я знала – это был хороший, хотя и не очень близкий, приятель Стаса – Серёга Малков. Он такой обычно – суетится, много говорит, но это всё так доброжелательно, искренне, так он не любит, когда кто-то грустит или злится, что действительно рядом с ним начинаешь искренне улыбаться. Короче, обаятельный раздолбай с первого взгляда, но – кроме шуток, с ним было о чём поговорить откровенно.
С ним был ещё один парень – спокойный такой, улыбчивый. Коренастый, может, чуть даже полноватый. Но такой уютный со своей ненавязчивой улыбкой, что мне опять захотелось улыбнуться. Этому незнакомому парню улыбнуться. И я улыбнулась. И его глаза тоже тепло улыбнулись. Мне ли, нет ли – мне показалось, что мне.
-Это вот, - сказал Серёга Малков, - товарищ ко мне приехал. Тоже Серёгой зовут. Хорошо, что вы встретились, ему там возле вашего института местечко найти надо, а мне на следующей остановке выходить, дела, никак не могу проводить. Вы не торопитесь? Проводите?
-Не части, - попросил Стас. – Проводим. – И обратился к новому знакомому: - Ты сам-то торопишься? А то может позавтракаем зайдём?
-Не тороплюсь… – улыбнулся опять Сергей. – Позавтракать было бы совсем неплохо, я тоже есть хочу.
Серёга рассказывал Сергею что-то про нас, а я продолжала смотреть на нового знакомого. Кажется, уже неприлично долго…
-А ты откуда? – спросил Стас Сергея. – Что ищешь?
-Издалека, - улыбнулся Сергей. – Вы, наверно, и не знаете о таком городе, для вас это едва ли не другой мир. А ищу я… - Сергей произнёс название, которое мне ни о чём не говорило. – Знаете, где это?
-Н-не знаю… - задумался Стас.
-Кажется, примерно знаю, - сказала я, почему-то уверенная, что смогу найти всё, что нужно, если нужно – Сергею. – Даже если и неправильно думаю, всё равно найдём, – твёрдо произнесла я, понимая, что в институт сегодня точно не пойду – и ни капли не жалея об этом. Тут к нам подлетела Вика, девушка моего брата. На лице её тревога просто выплёскивалась из глаз:
-Блохинцев сказал, что кто сегодня зачёт не сдаст, будет осенью сдавать, и третьей пары ждать не стал, наши уже сдают. Пошли быстрее!
-Пошли, -  поднялся Стас. – Не бойся, - он обнял Вику за плечи, - всё сдадим. Ты же учила?!
-Учила… - обречённо произнесла девушка. – Не помню ничего…
-Подскажу, - ободрил её мой брат.
-Это у Блохинцева-то?! – продолжала паниковать Вика.
-У Блохинцева, - вдруг вмешался Сергей.
-А ты откуда знаешь? – удивилась Вика. – Блохинцева знаешь?
-Блохинцева знаю, - утвердительно кивнул Сергей. – И Стаса знаю – он поможет.
Вика хотела ещё поспорить, побояться ещё, но Стас увлёк её:
-Пошли-пошли. Сдадим, не бойся. Сергей зря говорить не станет.
Они ушли. А мы с Сергеем так и продолжали сидеть за столиком – теперь вдвоём.
-Сдадут? – спросила я, хотя и не об этом хотела спросить.
-Сдадут, - улыбнувшись, сказал он – словами сказал. Но ощущение было такое, что говорит он что-то совсем другое, а не о каком-то пошлом тривиальном, хоть и способном попортить нервы, зачёте… - Пошли? Не волнуйся, я знаю, куда идти. Просто так надо – говорить, что не знаю… Это за улицей Ленина. Там хорошо. Ты ведь проводишь меня, хотя я и знаю, куда идти?
-Конечно провожу…
Рядом с Сергеем было так хорошо – тепло и надёжно. И не важно было, кто он, откуда – важно было – какой он. А он был… Такой, как надо. И я ему верила почему-то – почти незнакомому, даже ничего не говорившему почти. То есть он говорил, казалось – но не словами, и я его понимала. Да ещё и уверена была, что понимаю правильно.
Чуть меньше трёх кварталов было до улицы Ленина, мы шли и говорили о каких-то мелочах. И снова это было неважно – о чём говорить, важно было то, что с ним – хорошо…
За улицей Ленина был уютный такой жилмассив, в котором я никогда не ходила по одной и той же тропинке-дорожке по два раза, хотя и любила там гулять. Потому и любила, что казалось: я не просто нахожу новые дорожки, а они сами обновляются, словно мир здесь нестабилен, словно это уже не совсем наш мир, а уже немножечко… другой… И вот сейчас мы с Сергеем подошли к этой самой улице Ленина.
-У нас эта улица называется улицей Летова… - сказал Сергей.
Я открыла рот, готовая задать вопрос – скорее уточнить свои уже утвердившиеся догадки, чем высказать удивление – но Сергей с уверенной улыбкой кивнул головой – и я промолчала. Просто вот шла рядом с Сергеем – и мне было хорошо.
И микрорайон за улицей Ленина был сейчас, похоже, микрорайоном за улицей Летова. Он был другим сейчас немного больше чем обычно. Чуть больше чем обычно непохож на себя.
-Здесь грань между нашими мирами особенно тонкая, непрочная, - сказал Сергей. Я кивнула. И всё же задала вопрос, который и не был, пожалуй, особенно важен:
-Кто ты?
Не особенно важен… От ответа ничего практически не зависело. Кто бы ни был… Сергей, и всё…
-Секретный агент, - сказал Сергей, улыбаясь своим словам, понимая, что они звучат будто в игре про разведчиков. – Из другого мира. Впрочем, не самого высокого ранга. Просто должен подтвердить, что в вашем мире – ну вот в вашей вот области этого мира! – всё по-старому, намного хуже не стало, и с этим вашим миром можно пока жить бок о бок.
-А можно? – недоверчиво спросила я.
-Пока можно, - подтвердил Сергей. – Есть же хорошие люди: вот вы с братом, Серёга Малков, Вика… Вот и можно…
За улицей Ленина был всегда такой высокий ещё обрыв над рекой. И за улицей Летова тоже было что-то похожее, только я, приглядевшись, поняла, что это не река уже, а морской залив, весенний, красивый, открытый всем ветрам. Ну и хорошо!..
-Под этим обрывом две ваших подводных лодки. То есть из вашего мира. И к нашему относятся – не очень. Они не настоящие, но всё равно нехорошие. Видишь?
Я не видела. Но в то же время и видела… Словно внутренним зрением. Или глазами Сергея. Я ничего не сказала. Но Сергей всё равно кивнул: правильно, мол, так и есть…
-А какой он, твой мир? – спросила я. Сергей пожал плечами:
-Да почти такой, как и твой. Но в чём-то – честнее, справедливее. Хотя плохого тоже хватает, даже своего. А тут ещё и из вашего мира лезет порой – типа этих подводных лодок.
-Наверное, в чём-то честнее… - согласилась я. – У нас нет улицы Летова, да и вряд ли когда-нибудь будет…
Потом Сергей протянул мне руку, я вложила в его сильную, но мягкую и тёплую ладонь свою ладошку – и мы пошли бродить по тропинкам, ведущим в только что народившееся, да и то не совсем, и совершенно не надоевшее ещё лето. По невысокой траве, под лучами тёплого солнышка, на лёгком ветерке над морским заливом…
А потом мы подошли к какому-то зданию с колоннами, напоминавшему клуб, вернее дом культуры, советских времён. В клубах, библиотеках и школах бывает иногда особенное какое-то пространство – словно из сна… И в этом пространстве сейчас, как во сне, нарастало какое-то невесёлое напряжение…
Мы вошли в комнату, которая казалась пародией на кабину звездолёта из советского фильма не первого эшелона… Мониторы, клавиатура, пульты. Всё почти – мёртвое. Лишь где-то в углу мигали лампочки… Сергей пошёл туда:
-Я сейчас. Возьми стул, посиди, подожди…
Я сидела, и мне было невесело. Вот передаст сейчас Сергей информацию – и всё… Задание его выполнено, и ему нужно будет возвращаться. А с ним было так хорошо… Необыкновенно, честно сказала я себе, хорошо. И мне было грустно. И в то же время я очень явственно чувствовала, что то, что было – никуда не исчезает. Раз было – значит, навсегда осталось в нашей душе, в нашей памяти, даже в нашей жизни… Старая истина – но от этого не менее верная. Истины – они не устаревают. Так что я не отчаивалась. Грустила – но всё же светло.
Я сидела и смотрела куда-то в пространство. И в прострации не заметила, как Сергей подошёл ко мне сзади, положил руки на плечи. Я оглянулась, встретилась с ним взглядом.
-В вашем мире только Серёга Малков должен был знать, кто я  такой. Для остальных – вот появился такой человек – потом исчез. Чтобы не было вопросов – исчез навсегда. Так что можешь про меня что угодно услышать. Вплоть до самого жестокого. Что погиб, скорее всего. Так это всё – просто чтобы вопросов не было, разговоров. Не бойся, я не собираюсь погибать, и ничего другого плохого со мной случиться не должно. Может быть, я ещё вернусь, - он опять улыбнулся. – Может, вашу улицу Ленина и переименуют ещё в улицу Летова. Неплохо бы было, а?
-Неплохо… - не очень соображая, что к чему, сказала я.
-Тань, не грусти, - попросил Сергей. – «Всё идёт по плану».
Я кивнула, но, видно, опять невесело – так это отразилось у Сергея в глазах.
…Как мы шли назад, я рассказывать не хочу. Мы были ещё вместе, и это было наше – и должно было уйти вот-вот – и было грустно. И всё равно хорошо. А как – никому кроме нас это не принадлежит, и не ждите…
С месяц – даже сессию сдала, как-то на автопилоте, даже с людьми разговаривала – не видя ненужных и неинтересных мне лиц – я ходила по этому изменчивому жилмассиву – и всё было… ну не совсем так, как до Сергея. Хотя и совсем, увы, не так, как при нём… Только под обрывом, снова уже речным, всё ещё видело моё внутреннее зрение две подводные лодки, не настоящие, но зловредные.
А через месяц Стас сказал мне:
-Помнишь Сергея, с которым нас Серёга Малков познакомил? Погиб он… Жалко парня… На мотоцикле разбился. На ровной совершенно дороге – так нелепо в дерево въехал…
Да, я помнила, как Сергей говорил, что могут сказать, будто он погиб. Но, может, он просто хотел успокоить меня, зная, что действительно может погибнуть?! Или правда все эти рассказы о нём – только потому, что так положено?!
Не знаю! Не знаю…
Только вот иногда, бродя в одиночку по задворкам улицы Ленина, я ловлю себя на невольной надежде оказаться опять на той тропинке, по которой мы шли в тот день. Тогда это точно бы значило, что всё хорошо. И на надежде может быть оказаться даже не одной…
Но это, конечно, почти невозможно, как и то, что улицу Ленина в нашем мире когда-нибудь переименуют в улицу Летова. Почти невозможно… Хотя… Почти – это ведь не совсем. Какая-то надежда  всё равно есть. Всегда есть.
Да ещё Серёга Малков при встрече всякий раз ненавязчиво старается ободрить. Он тоже уверен, что опытный секретный агент не станет разбиваться на ровной дороге…