По дороге на базар

Рафаил Маргулис
Я взял тележку, сел в автобус и поехал на базар.
Сказать по правде, мне это приходится делать нечасто.
Далеко от нашего дома городской рынок.  Да и здоровье подводит.
Но день был хороший – не слишком жаркий, не слишком ветреный, с утра я чувствовал прилив сил и энергии.
- Съезжу, – решил, – когда же, если не сегодня?

В автобусе было много пожилых людей с тележками.

- Вы не знаете, – спросил меня сосед справа, – по какой цене нынче идут помидоры?
Я не знал и честно в этом признался.
На мимолётный разговор откликнулась соседка спереди.
- Вы обращаетесь к этому человеку? – воскликнула она с негодованием, просверлив меня насквозь взглядом. –
Что он понимает? Он же не из наших, не из тех, кто регулярно посещает базар.
Я так его вообще впервые вижу. Вы меня спросите.

Сосед справа спросил, и она тут же удовлетворила его любопытство.
Между ними завязалась оживлённая беседа на тему «Что – почём?»
Я слушал вполуха. Было неинтересно.

Но кто-то дотронулся до моего плеча сзади. Оглянулся.
Сухонькая старушка смущённо улыбнулась и прошептала:
- Скажите, а куда вы обычно кладёте деньги?
- В карман, – рассеянно ответил я.
- Вот и неправильно, – убеждённо сказала старушка, – карман – самое ненадёжное место.

- Что вы к нему обращаетесь? – воскликнула соседка спереди, вновь просверлив меня взглядом. –
Что он знает? Вы у меня спросите, я вам всё подробно разобъясню, когда выйдем.
Здесь слишком много ушей.
- Большое вам спасибо, – отозвалась старушка, которая сидела сзади.
- Договорились, – сказала передняя пассажирка.
И повернулась ко мне.

- А ты! (Вы заметили, как легко люди переходят на «ты» в автобусах, едущих на базар?)
- А ты, – повторила она, – держись рядом со мной. Иначе, пропадёшь.
Всё тебе в три цены достанется.
- Послушайте, – спросил я бесцеремонную спутницу, – а чем вы занимались в добазарной жизни?

Она посмотрела на меня с изумлением, как бы добираясь до смысла незнакомых слов.
Потом, видимо, в её голове что-то щёлкнуло, и она в замешательстве сообщила:
- Я драматическая актриса.
- Очень приятно! – сказал я – Будем знакомы – бывший журналист.
- Неужели! – воскликнула актриса и, снова переходя на «вы», поинтересовалась:
а, может, вы и стихи пишете?
- Пишу.
- Да что вы! – расцвела актриса. – И вы их нам почитаете?
- Не здесь же!
- Конечно. Возле базара много скамеечек. Посидим. Послушаем вас.
- Я очень люблю стихи, – откликнулся сосед справа. – Ни одного поэтического вечера не пропустил.
- А кто вы по специальности?
- Инженер-конструктор.
- Что создавали?
- Летательные аппараты.
- Как интересно! – снова воскликнула актриса и захлопала в ладоши.
- А я, – вмешалась в разговор старушка, сидевшая сзади, – диктор телевидения.
Я быстро взглянул на неё и понял, что узнаю неожиданно проступившие черты знакомого лица.

- Ребята! – воскликнул я, – что с нами стало! Неужели, нам не о чём говорить, кроме базарных цен?

Все молчали и прятали глаза. Было неловко.

                Р.Маргулис