Владимир Ивашов

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры


28 августа 1939 - 23 марта 1995
Народный артист РСФСР (1980)
Лауреат Государственной премии МНР (1982, за фильм «Через Гоби и Хинган»). Приз «за воплощение на экране образа защитника Отечества» (Алеша в фильме «Баллада о солдате») - Международный актерский фестиваль «Созвездие-99» (Тверь).
Серебряные медали имени А. Довженко (1975, за участие в фильме "Пламя», 1982 — «Право на выстрел»).

В полунищете, надорвавшись под тяжкой ношей, от язвенного кровотечения скончался воплощавший Честь и Достоинство в искусстве Солдат Баллады, Певец Русского Поля и лучший экранный Печорин. Человек с лицом, внушавшим почти родственное доверие.

Что в нем главное?
 
Красота, Широта, Ясность. Как «Русское Поле», которое оказалось слишком коротким. Для него. Но будет и будет звучать под струнный перебор для нас.

Широта? Да. Ясность? Пожалуй. Но Красота? Прилагательное-то подбери!
 
Строгая.

Да что там строгого в мальчишке Алеше. Подбитый танк?

Холодная.

Он пытался быть таким в Печорине. Во врангелевском штабном поручике Перове, тщетно гонявшемся за «неуловимыми мстителями».
 
Сладкая.

Еще скажи слащавая… Тем более, не о нем. Он - как скромная красота обелиска. Таков памятник Алеше в Болгарии.

Не стоит зауживать и спектр, отталкиваясь от того, что не дали «засветить». Дали много меньше, особенно, в последние годы. Он же Честь и Достоинство (этот приз перед смертью вручал он своему учителю Георгию Чухраю), которые были не в чести и не удостаивались в ту последнюю «язвенную» пятилетку: 1990-95…

А ведь именно тогда он достиг духовной зрелости, интеллектуального пика и просто благородных седин.

Да, молодой Максим Исаев в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» несколько статичен. Но так уж прописан сценарно.

К сожалению, долгие годы из него выуживали и заезживали вот эту скрыто аристократическую вялость, ледяную кровь салонного любимца дам, как светских, так и просто советских. И все это - в военно-мундирной приправе, с аксельбантами, лампасами, кокардами - почему-то клонировалось безбожно. Вплоть до «Русских братьев», где его офицер, легко (смени только амуницию и знамя) обратился бы в своего антипода.

А ведь уже Алеша Скворцов приоткрывал куда более серьезный, да что там - роскошный потенциал, не смазанный и примерным комсомольцем Витей из «7 Нянек», сыном погибшего солдата.

Но сколь великолепен его конъюнктурный «мэтр макулатуры» - литератор Никифоров в «Графине»! Таких вот ролей критически и недоставало.
 
Зато его Печорин – ЕГО. Мое мнение. Неудача не бывает безупречна хотя бы в зрительном плане.

Ведь все-таки Ивашов – Красота, Широта, Ясность. Как Русское Поле, которое оказалось слишком коротким. Для него. Но будет манить и будет звучать под струнный перебор... Для нас. Для всех...