Раньше, когда был молодой, горячий и ничего не боялся, мне для творчества не хватало жизненного опыта, знаний в различных областях науки и техники, а самое главное - друзей разных профессий, которые в основном и снабжают полезной информацией во время общения за столом, на природе, в дороге. И само время тогда было другое – мы верили тому, что пишут в газетах, говорят по радио и показывают по телевизору. Если бы я в те годы работал журналистом (как мечтал одно время) и мне поручили бы срочно за вечер написать статью в номер о шахтёрах, лётчиках, егерях и т.п., то я потерпел бы полное фиаско. А старый, поездивший по стране журналист, не выходя из-за стола, мог навалять статью на любую тему, слегка покопавшись в памяти и в путевых блокнотах.
Сейчас, после пятидесяти лет, когда лучшая часть жизни уже позади, я свободно могу часами говорить на любые темы, учить молодёжь уму-разуму, писать воспоминания. И хотя у меня в жизни не было друзей шахтёров, лётчиков и егерей, даже про них я без труда наговорю статью листов на десять. Потому что все годы я копил знания впрок – читал газеты, книги, смотрел кино, общался со всеми, кого встречал на своём пути. А если ещё обложиться словарями и заглянуть в Интернет, то простенькую статью можно написать на любую тему – хоть про муху дрозофилу, хоть про адронный коллайдер. Конечно, качество и глубина подачи материала будет не как у специалистов в этой области, зато воды можно налить сколько угодно, а под конец накидать жареных фактов и небылиц, предсказаний астрологов или просто наврать что-нибудь красивое от себя лично.
Как говорится – было время разбрасывать камни, теперь пришло время их собирать.
Раньше, я подолгу мучился, придумывая темы и сюжеты для рассказов и стихов. Сейчас могу писать на любую тему: на чём остановился взгляд, про то и пишу – как казахский акын в степи. Надо только решить – зачем писать, для кого и стоят ли того потраченные на это время и силы. В молодые годы записывал за всеми всё подряд – интересное и не очень. Тогда это казалось очень важным и существенным, так как и было самой жизнью. В последнее время просто описывать жизнь уже никому не интересно. Развелось столько писателей и поэтов, что не пишут только неграмотные и умалишённые. Поэтому, чтобы заинтересовать читателя, нужно сначала найти изюминку или что-то необычное и вокруг них уже строить всё повествование. Можно придумать необычный заголовок, неожиданную концовку или старый избитый сюжет закрутить в другую сторону, поменяв героев местами. Вот этими изысками я сейчас и занимаюсь, переделывая старые рассказы на новый лад, вставляя в них изюминки и придумывая эпиграфы.
Когда устаю и одолевает временная апатия, черпаю вдохновение из классики. Даже великий Гоголь не мог сам придумать себе сюжеты. Темы “Ревизора” и “Мёртвых душ” ему подарил Пушкин. У меня нет такого друга и приходится самому собирать всё с миру по нитке, присматриваться к окружающим людям. Как получается, судить не мне. Хотя, читая некоторые свои рассказы, хочется воскликнуть в духе Пушкина: “- Ай, да Сашка! Ай, да сукин сын!”