Тебя посодют - а ты не воруй!

Виталий Хен
Реплика отставного генерала из к/ф "Берегись автомобиля"
(Фрагмент из повести "Казнить нельзя помиловать")
Наше время. …Истории из реальной жизни
Эта история об одном человеке, который волею обстоятельств оказался под беспощадным катком Системы. И таких историй-судеб – десятки, сотни и сотни, тысячи фактов!…

Как вы думаете можно ли насытиться, если аппетитный шашлык только понюхать? Ответ: навряд ли. А во что может обойтись удовольствие согнать с гнезда двух гусынь? Ответ: 4 года лишения свободы с отбыванием в ИТК  строгого режима! Такое решение было принято в январе 2000 г. в одном из районных судов г. Алматы. Предыстория этого приговора такова:

…Весенним, тёплым  днём 1999 г. по городу шёл Человек - гр. Т.В. и страстно желал сделать кому-нибудь эдакое доброе дело, и за результат такого деяния получить вознаграждение, которое бы способствовало поддержанию  жизненного тонуса. Желание это, надо бы отметить, вполне здоровое по своему содержанию, благопристойное по характеру исполнения, и уголовному преследованию не подлежит. И откликнулся на внутренний зов Человека – дедушка, такой божий человечек, с новенькими орденскими планками на пиджачке, видавшем  чуть  меньше своего хозяина. Заказчику (дедушке) требовалось построить небольшой, но добротный сарайчик.

Подрядчик, он же гр. Т.В. и Заказчик гр. N ударили по рукам  и договорились о взаимных интересах: один строит сарай, а другой оплачивает за оказанные строительные услуги 8 тысяч тенге. «Ты уж, сынок, по-божески, не грабь втридорога с ветерана войны…»,- прошамкал дед, намекая на новенькие орденские планки, и Валера чувственно стукнул себя кулаком в грудь, таким знаком заверяя в искренности своих намерений.

Сказано – сделано, и в назначенный срок  Подрядчик сдал свою работу Заказчику, но как случается в жизни, Заказчик не смог вовремя  оплатить за работу Подрядчику. Ну, что поделаешь? По всей стране такое, понимаешь? Пенсию не выдают, ну, там  дивидендов  тожа пока нет, и воще, блин, приходи завтра! На завтра то же самое, и  после завтра то же и т.д.

Через месяц – другой, у начинающего выходить из себя Подрядчика - гр.Т.В., стало повышаться  давление и увеличиваться содержание адреналина в крови, а как результат – родилась крамольная идея : «…Ну,  вот что дед, если ты сейчас не отдашь мне моих денег, то я покидаю в мешок твоих гусей на всю сумму долга!». С этими словами Валера решительно направился  в сторону гусятника, недвусмысленно размахивая тощим мешком.
- Стой, стервец! Не смей грабить бедных пенсионеров!- Хныкал дедушка, бодро, по-спортивному труся  рядом с Валериным мешком.

- Деньги отдавай,- мрачно изрёк Валера.
- Потом отдам, а гусей не тронь – не твоё!- Пытался защитить своё добро дед.

Так, пререкаясь, спорящие стороны дошли до гусятника и вошли в оное строение. В птичнике, гордо восседая на гнездилище, сидели две гусыни, высиживая будущее потомство в количестве 16 штук (яиц). По дворику сонно бродили гуси – предмет возможного бартера, и занимались чем-то своим. На вошедших гуси среагировали так же, как и во все старые времена: вытянув свои змееподобные шеи, зашипели, пытаясь ущипнуть нарушителей покоя.

- Кыш, подлюки,- рявкнул Валера на легендарных спасителей Рима и на злополучных гусынь.
Такого хамского отношения  к себе, ожиревшие гуси не ожидали, и в панике разбежались. Громко гогоча и широко расправив крылья, большие птицы  носились по птичнику, подняв невообразимый шум и гвалт. При виде такого бедлама у несчастного ветерана  навернулась подлая слеза жалости, а у Валеры дрогнуло сердце, а вместе с ним и рука с мешком. Он вдруг почувствовал себя так нехорошо, что вся его решительность куда-то улетучилась.

- Ну, ладно, дед,- примирительно произнёс Валера, - не буду я у тебя забирать гусей. Но мне деньги нужны, понимаешь?

И стоя у птичника, спорящие стороны договорились о новых  сроках по оплате. Так, мирно беседуя, они тихо шли по направлению к дому. Но основные события стремительно развивались независимо от их инцидента: мужняя жена - бабуля, увидев решительный поход Валеры и коварный мешок  в его натруженных руках, решительно позвонила  в полицию: «Гра-бют!!!».

Полицейские, надо им здесь воздать должное внимание, появились очень быстро. «Ну, кто здесь грабит?»- Грозно поинтересовались стражи порядка. Но факта преступления не наблюдалось: мешок был пуст, а из птичника  доносился отчаянный гогот потревоженных  птиц. Разобравшись в сути дела, стражи порядка почесали затылки и, хмыкнув, засобирались обратно: работать надо, преступников ловить, а вы тут с гусиными разборками, понимаешь…
Как вдруг бабуля запричитала: «Яйца пропали!». У работников  МВД захолонуло сердце: вот оно - Преступление! Ведь слово «пропали» в соответствующих обстоятельствах ассоциируется со смыслом «украли».

А раз украли, и рядом есть подозреваемый, то будь любезен, быть арестованным! Причём, быстро, жёстко и оперативно, чтобы не только не успел убежать, но и подумать об этом не успел. На это есть отработанный и натренированный приём у работников МВД: дубинкой по голове,  и мордой, то есть передней частью лица, в капот!

Так Валеру арестовали и препроводили в тюрьму, что на проспекте Сейфуллина, для дальнейшего содержания его под арестом, как злостного яйцекрада. Лишь спустя некоторое время (через полтора месяца!) следствием было выяснено что слово «пропали», произнесённое бабулей, означало, что согнанная с гнезда гусыня вновь на эти яйца не сядет - такова уж их природа. И соответственно яйца в количестве 16 штук потеряют своё качественное предназначение – протухнут!

Встретившись с таким непреодолимым фактом, работники органов МВД крякнули и вновь почесали затылки: а… за что посадили Валеру? Выходит, что он ничего не крал? Значит, человека посадили за… ещё не протухшие яйца? Но ведь наша полиция не виновата – если есть жалоба от почтенных граждан, то её надо удовлетворить. И раз попался человек, тем более что сидит под арестом уж несколько месяцев, то уж не имеет значения прав он или нет – докажут, что только ты родился, а уже решил свершить Самое Страшное Преступление.
В общем, порешили с Валерой так: раз уж сидит столько, то пущай посидит дольше. А чтобы не задавал потом глупых вопросов, то решили вменить ему иск на сумму в 4 500 тенге, за  утерянную прибыль в виде не родившихся гусят, видимо. (Яйца-то, всё-таки протухли за это время!).

Суд да дело, а Валера  просидел в тюрьме, в ожидании справедливого приговора 9,5 месяцев, включая 7 месяцев, что находился за судом. Семь долгих месяцев рассматривалось в районном суде г. Алматы это сложнейшее и запутанное дело о протухших яйцах!!!

Наконец-то, всё сдвинулось к своему завершению, и прокурор вынес свой приговор, запросив за содеянное преступное действие гр. Т.В., предусмотренное ст. 175 ч.2 УК РК  (хищение личного имущества с нанесением материального ущерба,  выраженного в пропаже, нет - в протухании, нет – в…, да и какая разница?), гусиных яиц  в количестве 16 штук в общей сумме 7 500 тенге (как раз, ровно столько, сколько был должен потерпевший дед Валере), применить наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет с отбыванием в ИТК строгого режима (!!!). Может быть на эти яйца имело свои виды фирма Фаберже, одной из специализаций которого было разрисовка пасхальных яиц?

Надо отдать должное внимание прокурору, зачитывавшему этот трагический документ. Его, видимо, одолевали какие-то чувства, но он стойко держался от обуревавших его эмоций. Он зачитал приговор, в котором запрашивал для подсудимого пять лет лишения свободы за этот акт вандализма и жестокого грабежа бедных пенсионеров и, едва закончив этот акт  возмездия, захлопнув папку с документами,  бегом выбежал из зала суда, едва сдерживая раздиравший его смех (!!!). А может он рыдал над не родившимися гусятами? И потому столь строгое наказание? Но судья оказалась более стойкой. Ведь судья - призван Конституцией защищать права наших граждан и вершить законность. Какой здесь может быть смех, когда вершится Правосудие?

И вот, в январе 2000 года, судья районного суда г. Алматы выносит Решение в отношении подсудимого гр. Т.В., который может стать раритетом в обозримом недалёком будущем, а в данной ситуации может стать образцом в чёткости исполнения уголовно-процессуальных норм. Преступник должен быть наказан! Сказал гусям «кыш!» - получи 4 года лишения свободы с отбыванием в ИТК строгого режима! Ну и что, что не украл! Зато теперь вообще воровать не сможешь… в течение 4-х лет! «…Тебя посодют - а ты не воруй!».  Га-га-га…

…Удивительно устроен этот сумасшедший мир.
 Сумасшедший, но всё же прекрасный МИР!
Каждый день своего существования, каждый час,
каждое мгновение мы, соприкасаясь с реальностью,
узнаём что-то новое.   Узнавая – познаём этот мир.
Познавая – поражаемся существующей действительности.

Несовершенство судебно-правовой системы невозможно оценить либо взвесить взглядом со стороны. Это несовершенство можно только ощутить на себе. А, ощутив на себе действие этой Системы, этой машины по ломанию человеческих судеб, остаётся только помолиться: дай нам Бог выжить после всего этого! Выжить и не потерять себя, надеясь,  что для Справедливости и Гуманности есть ещё место в этой жизни.
На «вокзальчике», по возвращению с судов, ко мне подсел Валера.

- Не можешь помочь мне  с кассационной жалобой?- Спросил он.
- Рад бы помочь, но в твоём деле не понимаю как, - ответил я ему,- ведь здесь виноваты все: полицейские, задержавшие тебя, и не оформившие как положено процедуру задержания и изъятия вещественных доказательств; следователь, который слишком поздно обнаружил ошибку; прокурор, который дал санкцию на твой арест… А вот статью про твою историю смогу написать.
- Я подумаю,- ответил он.

Но так и не ответил мне потом. Видимо разуверился, устал… Ещё одна сломанная человеческая судьба. Судьба, сломанная людьми, которых тоже сломала сама жизнь и Система… Можно понять всё, и можно понять всех в этой истории: полицейских – ну, не со зла ведь, не нарочно они так всё сделали…, торопились, работа такая; следователя – а у него таких дел не менее десятка, и всякого рода отчёты и проверки, и прочие дела, да и зарплата – копейки!

Можно понять и прокурора – ему приносят на подпись целую гору дел, на изучение каждого - времени нет, потому, что тоже проверки, отчёты…. А судье что делать? Всех этих законников посадить? А кто же тогда будет работать, и ловить преступников? Проще пожертвовать этим несчастным яйцекрадом…

Но вот чего я никогда не узнаю и не пойму в этой истории:  как же у них всех дело-то с их Совестью обстоит? Понимают ли, осознают ли о том, что они сделали? Ведь то, что они сделали, сродни убийству, убийству души человеческой, хотя и не умышленному, по неосторожности, по халатности. И, думаю, что за это их всех надо судить, хотя, при существующем порядке – это нереально.  И остаётся только высший суд – суд Совести, в судилище… Все мы там когда-то будем, и всё там и свершится! Аминь!