Выдающиеся архитекторы прошлого в истории Житомира

       Житомир - древний город, занесенный в Государственный реестр исторических городов Украины. В нем насчитывается более 80 сохранившихся интересных памятников архитектуры, в том числе 6 из них государственного значения. Несколько поколений архитекторов трудились над их созданием. А знаем ли мы их имена?  К сожалению,   история сохранила мало имен зодчих, построивших наш город.

       Первый известный нам житомирский зодчий – это Семен Бабинский, построивший в 1545 году деревянный Житомирский замок на Замковой горе на месте бывшего замка, который в 1522 году "самъ собою отъ стихии сгорел". Замок был самый большой среди деревянных фортификационных сооружений Правобережной Украины, имевший 130 метров в длину и 115 метров в ширину.  Если бы он сохранился до наших дней, был бы бесценным памятником истории и архитектуры.

       По публикациям житомирского краеведа Георгия Мокрицкого архитектор монашеского Ордена иезуитов Павел Гижицкий (1692 - 1762) построил в Житомире в 1724 году комплекс зданий Иезуитской Юридики. По проектам Гижицкого в Луцке был построен Иезуитский костел (теперь - Свято-Троицкий кафедральный собор), а в Кременце Тернопольской области - комплекс зданий Иезуитского коллегиума и костел. Здания сохранились. На польском сайте в эниклопедии Wikipedia есть перечень всех его проектов, но житомирского монастыря там нет. Жил еще в те времена известный польский архитектор Джакомо Джузеппе Фонтана (1676-1739). Может он? Во время Второй мировой войны разрушены все здания комплекса. Сохранились только руины монастыря – памятник архитектуры государственного значения.

       Первым губернским архитектором в Житомире  с 1794 года был Андрей Иванович Меленский (1766 - 1833), ученик великих архитекторов Василия Баженова, Матвея Казакова и Джакомо Кваренги. Меленский стоял у истоков создания первого генерального плана Житомира. В 1799 году его пригласили в Киев, где он работал до 1829 года главным архитектором города, руководил губернской чертёжной палатой, принимал участие в составлении генерального плана Киева (совместно с В. И. Гесте). В Киеве Меленский разработал проект планировки Подола и руководил его застройкой. По проектам Меленского в Киеве построены монумент в честь возвращения городу Магдебургского права, церкви-ротонды на Аскольдовой могиле, здание Дворянского собрания, старый театр и другие здания.
 
       Выдающийся специалист градостроительства  инженер и архитектор шотландского происхождения Вильям Гесте (William Hastie, в России - Василий Иванович; 1763  - 1832), возглавивший в Российской империи в начале XIX века огромную по масштабам работу «по рассмотрению и переделыванию городовых планов по всему государству», составил совместно с Волынским губернским землемером В.И. Кудрявцевым проект первого генерального плана города Житомира. Этот  генеральный план был утвержден в 1827 году императором Николаем I. В последующие годы Гесте несколько раз приезжал в Житомир с целью проверки и согласования генплана с топографической ситуацией. Основной каркас улиц Житомира, сохранившийся до сих пор, заложен этим генеральным планом. Вильям Гесте  в 1808 году императором  Александром I был назначен городским архитектором Царского Села, а в 1806—1817 годах он Главный архитектор России. Под его руководством были составлены генеральные планы застройки Киева, Москвы, Вильно, Смоленска, Томска и других городов - он "приложил руку" к планам около 500 городов. Вильям Гесте похоронен на Казанском кладбище Царского Села. К сожалению, местонахождение его могилы неизвестно; кроме того, не сохранилось ни одного портрета архитектора.

       Здание театра на Пушкинской улице (теперь филармония) построено в 1855 году по проекту академика архитектуры  Ивана Васильевича Штрома (1825 - 1887). Штром работал в Санкт-Петербурге, Гатчине, Порхове, Киеве (Владимирский собор, Киевский оперный театр и др. здания), Житомире, Остроге, Тамбове, Самаре, Тульской губернии, Саратове (Радищевский музей) и других городах, строил церкви в Афинах, Германии и в Париже. Штром - член-корреспондент Архитектурного института Франции и член-корреспондент Парижского общества здоровья и гигиены.

       Спасо-Преображенский кафедральный собор – главный православный храм Волинской губернии построен в 1874 году по проекту академика архитектуры Карла Карловича Рахау (1830 –1880), с участием профессора архитектуры Эрнеста Ивановича Жибера (1824 - 1909) и известного петербургского архитектора В.Г. Шаламова. Академик архитектуры, профессор-адъюнкт и член Совета  Академии художеств Карл Рахау работал в Санкт-Петербурге, в Крыму, на Кавказе, в Рыбинске и других городах России. В Житомире он также вел авторский надзор за строительством собора. Выдающийся архитектор-художник,  профессор архитектуры (с 1850 года академик), почетный член академии художеств Эрнест Жибер строил в Санкт-Петербурге, Гатчине, Самаре, Житомире, Томске и других городах. Во второй половине XIX века он фактически руководил строительством в империи. Жибер был также редактором единого в России журнала для архитекторов «Зодчий».

       Проект Богоявленского монастыря в 1897 году на Большой Бердичевской улице составил епархиальный архитектор Иван Николаевич Афанасьев (1859 - после 1924). Монастырь не сохранился, его снесли  в августе 1975 года.

       Водонапорная башня в 1898 году на Пушкинской улице, Лютеранская кирха в 1896 году на Лютеранской улице (теперь улица Коцюбинского), Крестовоздвиженская церковь на Замковой горе в 1900 году(теперь музей природы), (вероятно и Покровская церковь на Охримовой горе) построены по проектам  член-корреспондента Петербургского общества архитекторов профессора архитектуры Адам-Арнольд Карловича Енша (1866 - после 1914). С 1895 по 1898 годы он  был главным архитектором  города Житомира и младшим инженером Строительного отдела Волынского губернского правления. С 1898 года - губернский инженер  Ярославского губернского правления. В 1907 году - статский советник, профессор рижского института. До 1915 работал в Риге.

       Украинский архитектор Владимир Бессмертный (1861 – 1940) запроектировал здание Окружного суда на Старом бульваре (теперь Государственный агроэкологический университет). Здание построили в 1897 году. В 1886 – 1893 годах Бессмертный работал в Житомире в Волынском губернском строительном отделе, в 1893 – 1919 годах киевский губернский инженер, с 1921 года преподавал в Киевском инженерно-строительном институте.

       По проекту архитектора  Эстляндской губернии (теперь Эстония) Михаила Васильевича Бетаки и житомирского скульптора Генриха Олишкевича в 1899 году в начале Старого бульвара возведен памятник А.С. Пушкину. Это самый первый памятник в городе Житомире и третий памятник поэту в Российской империи.

       По проекту выдающегося украинского архитектора Зиновия Журавского (автор знаменитого железнодорожного вокзала в Жмеринке) в 1905 году начато и в 1908 году закончено строительство четырехэтажного дворца барона Ивана де Шодуара на Лермонтовской улице. В советское время в этом дворце был краеведческий музей. Здание сгорело во время Второй мировой войны.

       По типовому проекту российского архитектора  Фёдора Михайловича Вержбицкого на территории Военного госпиталя в 1910 году построена Серафимовская церковь - полковая церковь 17-го пехотного Архангелогородскго полка. Потом она стала называться "Покойницкой местного лазарета церковь", а теперь – Приемное отделение военного госпиталя.

       В застройке города в конце XIX - начале ХХ века брали участие и местные архитекторы: Е. Соколов, Ф. Афанасьев, М. Кефали, М. Либрович, В. Пальшау, М. Бетаки, а в послевоенный период (конец 1940-х –1950-е годы) -  архитекторы  С. Энгельман, Ф. Гринченко, Г. Клуген, А. Полтарак,  Д. Богуславский, Васильев. В. Гиренко,  С. Гринберг, Горелик и другие.  Творения их рук теперь украшают улицы Житомира.

       По проектам архитектора  Мечислава Адамовича Либровича  построены  здание бывшего Крестьянского (Земельного) банка по улице Фещенко-Чопивского и родильный приют братьев Дурилиных на Большой Бердичевской улице (где родился Святослав Рихтер).

       Здание Обкома партии (памятник архитектуры, ныне Дом правосудия) на площади Ленина (ныне Соборная) построено в 1957 году по проекту архитекторов Д. Богуславского, В. Гиренко, С. Гринберга.

       По проекту архитектора Аркадия  Моисеевича Полтарака в 1959 году построен Торгово-кооперативный техникум (памятник архитектуры) на Киевской улице.

       Здание музыкально-драматического театра на площади Ленина (ныне Соборная) построено в 1966 году по проекту архитектурно-планировочной мастерской № 4 Киевского института "Гипроград", где начальником был архитектор Борис Петрович Жежерин (впоследствии заслуженный архитектор Украины, лауреат Государственной премии УССР в отрасли архитектуры), а главным инженером - Василий Петрович Пироговский. Жежерин был автором проекта театра, а Пироговский главным конструктором.

       Житомирский архитектор Федор Антонович Гринченко принимал участие в разработке проектов реконструкции центральных площадей в Житомире. По его проектам построены кинотеатр «Урожай» и аркада на бывшей Областной сельхозвыставке (теперь площадь «Мистецькi ворота»), здание Облпотребсоюза на Большой Бердичевской улице, фасад кинотеатра «Украина» на Киевской улице, памятный знак «Танк» на площади Победы.

       Большая роль в создании архитектурного облика  нашего города в 1940-х — 1950-х годах принадлежит бывшему главному архитектору города Семену Моисеевичу Энгельману. По его проектам построены здания Торгового центра «Житний рынок» в 1951 году, ротонда в парке (круглая в плане беседка, увенчанная куполом), реконструировано в 1959 году  здание бывшего Общества взаимного кредита на углу улиц Михайловской и Большой Бердичевской под городской Совет.

Август 2011


Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева – Эскизный план Житомирского замка, построенного в 1545 году Семеном Бабинским. Цифрами обозначены: 1 – вежа Воротная, 2 – башня Воронина, 3 – вежа Герасимова, 4 - вежа Круглая, 5 – вежа Сторожевая, 6 – башня, 7 – церковь «Рожєства Прєчистое». Автор эскизного плана – Борис Дубман.
Вторая – Иезуитский монастырь. Рисунок середины XIX века. На рисунке видно, что костел заброшен и разрушается. На заднем плане за костелом – бывшие кельи монастыря, используемые в XIX  и в первой половине ХХ века под острог (тюрьму).
Третья  – Здание театра и водонапорной башни. Фотография на почтовой открытке начала ХХ века.
Четвертая  – Спасо-Преображенский кафедральный собор. Фотография на почтовой открытке начала ХХ века.
Пятая –  Памятник А.С. Пушкину. Фотография на почтовой открытке начала ХХ века.
Шестая - Здание Окружного суда. Фотография на почтовой открытке начала ХХ века.

Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева – Крестьянский (Земельный) банк. Фото 2009 года, автор Сергей Реент.
Вторая - Здание Обкома партии. Фото 1985 года, автор - Борис Дубман.
Третья - Торгово-кооперативный техникум (ныне колледж). Фото 2011 года, автор Сергей Реент.
Четвертая - Торговый центр «Житний рынок». Фото 2010 года, автор – Анна Голтвянская.
Пятая - Колоннада у входа в городской парк. Фото 1954 года, автор – Борис Дубман.


Рецензии