Школьные годы чудесные

Александр Оленцов
     Благодать школьных лет сильнее всего чувствуется по истечении времени. К сожалению, я не  помню своё самое первое - первое сентября. Чёткая картинка проявляется с третьего класса.
 
    22 апреля. Нас, гордых третьеклассников, принимают в пионеры. Всё вокруг сияет. Везде букеты цветов. Настроение  приподнятое. Захлёбываясь от восторга и счастья мы повторяем клятву юного пионера за старшим пионервожатым. Обещаем быть верными продолжателями поступков пионеров - героев, отдавших свои жизни за Советскую власть, во времена Гражданской и Великой  Отечественной войн.

   Вечерний костер. Песни. Особенно:« Взвейтесь кострами синие ночи.» Первые месяцы после этого торжественного события мы с гордостью салютуем друг другу, поднятой над головой согнутой в локте правой рукой,при встрече. Ложась спать, аккуратно укладывали расправленный галстук под подушку. Нашему  пионерскому отряду присвоили имя Павлика Морозова, подвигом которого мы особенно  восторгались. В настоящее  время имя его поставили на одну ступень с именем Христопродавца  Иуды.
 
    Пионервожатой в наш отряд назначили восьмиклассницу Лену. В том возрасте разница в пять лет  была для нас огромной. Лена была  для  нас взрослым человеком, поэтому все её просьбы и  указания мы выполняли старательно и добросовестно.

   Наша старшая подруга ходила за нами, как  наседка за цыплятами. Сбор металлолома, макулатуры, лекарственных трав и ягод, уход за  одинокими пожилыми людьми - всё это происходило под её присмотром и руководством.

    Неоднократно эта умная девушка выводила наш отряд за околицу и преподавала нам  уроки любви к матери - природе. Ни один учитель зоологии не смог бы  преподать урок так, как это, сама того не сознавая, делала наша Лена.Подводила к ручью, берегу реки, к опушке лесополосы и просила  замереть. Мы послушно застывали в разных позах.

    Через несколько минут перед  нашими изумлёнными глазами начиналось движение, и открывалась жизнь братьев наших  меньших: Вот божьи коровки, с прямоугольными кузовками, сцепились трамвайчиками и  исполняют незамысловатый танец «Шаг вперёд и два назад»,  таких насекомых у нас называют  казачками или солдатиками.
   
        Там чёрный жучок, с трудом перелезая через палочки и соломинки, упорно движется по одному ему известному маршруту. Вдруг из-под трухлявого пня, высоко поднявшись на ногах, подходит к нему жаба. Миг -  и жучок, прилипнув к далеко выброшенному  длиннющему языку, оказывается во рту этого земноводного. Ещё миг -  и с визгом и писком  жаба лапками выбрасывает жука из своей широкой пасти. После этого она долго вытирает лапами у себя во рту, недоуменно выпучив и без того огромные глаза, и опять прячется в своей сырой норке под  пеньком.  Ядовитый жучок оказался очень невкусным, потому и передвигался так безбоязненно.

    Большая синяя стрекоза покружив вокруг нас, на лету схватила жирную муху и усевшись на  сухую травинку, принялась с удовольствием уплетать свою добычу. Наша самая маленькая  одноклассница заплакала сказав, что мухе тоже больно.

   Мальчишки начали насмехаться над плаксой. И тут наша пионервожатая, утешив девочку объяснила нам, что в животном мире сильные убивают слабых только для того,чтобы не умереть с голоду. Никогда волк не погонится  за зайчиком, если будет сытым. Правда, тогда она не довела урок до конца и не объяснила нам, что только люди могут убивать ради удовольствия. Может быть, в то время она сама этого не  знала.
 
    На берегу реки большая серая цапля, стоя на одной ноге, зачарованно слушает оглушительный  концерт зелёных лягушек. Выбрав самую жирную и голосистую, цапля  ухватила её за широкую талию и, грациозно аплодируя крыльями, понесла  знакомить со своими малыми детишками.

    Длинный чёрный  уж с двумя жёлтыми пятнышками на головке, спустившись с обрывистого  берега, замер на самой границе воды, только чёрный раздвоенный язычок его не знает покоя. Через  несколько минут к мельтешащему языку ужа, против своей воли, ползёт оглушительно кричащая лягушка. Уж хватает её за голову и начинает заглатывать. Длится эта процедура долго, около часа. Мы с ужасом, по двое - трое, потому что в одиночку страшно, тихонько подползаем к кромке берега и наблюдаем за этой картиной.  Лена не разрешила убивать ужа, объяснив, что он тоже хочет жить и имеет на это право. Проглотив жертву, сразу растолстевший уж медленно уплывает в гущу камыша.
 
     На заплетённой паутиной высокой траве разместилась целая колония разных пауков. Наша  пионервожатая показывает нам, как они охраняют границы своих владений. Лена осторожно  подкрадывается и длинной лозиной переносит одного паука к другому. Гость стремглав убегает на свою территорию. Хозяин мчится за ним, но догнать не успевает.  Но вот мы  обнаружили небольшого паука с ядовито-зелёным крестом на спине и яркими жёлтыми узорами по  всему телу. Даже смотреть на него без содрогания, было не  возможно. Наша предводительница ловит его на  хворостину и переносит в гости к огромному чёрному паучищу. Хозяина паутины, как ветром сдуло со своей территории. Так Лена показала нам на жизненном примере, что не всегда  торжествуют справедливость. Существуют ещё яд, насилие, жестокость  и хитрость. 

   Ещё под руководством нашей наставницы мы любили  игру «На что это похоже?»  Суть её   заключалась в следующем. Кто-то из нас, увидев веточку, пенёк или облако, похожее на что-нибудь, командовали: «Замри!»  Затем показывали на понравившийся предмет и спрашивали:
- На что это похоже? 
Кто угадывал или придумывал ещё лучший вариант, считался победителем. Вот так маленькая, по  моему сегодняшнему понятию, девчонка воспитывала целый класс детей и учила их любить и  распознавать окружающий мир.
 
   Где-то через месяц  после моего вступления в пионеры к нам в гости приехал родственник  по  маминой линии. Служил он в духовной семинарии в г. Сергиев Посад. Легковых автомобилей в те времена было ещё очень мало. Хаты,в большинстве своём, не имели заборов. В лучшем случае стояла изгородь, сплетённая из хвороста, на местном диалекте называлась она «лиска».  Вероятно, от слова лес.

   Вот к нашей убогой хатёнке подъехал огромный чёрный автомобиль «ЗиС». Из него вышел высокий священник в тёмных одеждах.Два других священника, один из которых был водителем, поддерживали за ним длинную накидку. Все уселись за столом под фруктовыми деревьями. Увидев, как бедно мы живём без отца, родственник предложил матери  отпустить меня с ним для дальнейшего обучения и проживания в духовном училище. Мама подозвала меня и спросила, согласен ли я  уехать из дому, чтобы стать священником. Я был  возмущён этим предложением до глубины души:

  - Да как вы могли предложить мне такое?! Я - пионер. Мне повязали красный галстук и вручили пионерский значок. А вы хотите, чтобы я стал попом?! Да никогда в жизни не бывать этому! Ответ священника я запомнил на всю жизнь.

   Покачав головой, он сначала обратился к моей  матери:
 - Как же опустошили души детей наших. Ничего святого не оставили. 
 А потом повернулся ко мне:
 - Глупый ты, отрок. Не ведаешь, что творишь. Будешь ты помнить нашу встречу до конца дней  твоих.
Он оказался прав. Помню… Надо  было не спрашивать, а гнать лозиной,пешком, до самого  Сергиева Посада.

   Во время летних каникул мы, всем классом, до одури купались в реке, которая  протекает  недалеко от школы. Ныряли на спор – кто дальше. Выскочив на берег девочки и мальчики сосредоточено, без писка и визга, отдирали от себя присосавшихся пиявок и выворачивали их на тоненьких палочках на  изнанку.

    Реку пересекала узенькая, с огромными колеями и ямами грунтовая дамба. По ней на грузовиках возили женщин на работу в колхозные бригады. По дамбе грузовики, сильно колыхаясь и громко урча, еле ползли, что - бы не опрокинуться.

   Высшим шиком у ребят считалось забросить в кузов грузовика несколько огромных лягушек или ужа, что в это время было у нас в  руках. Сами мы в этот момент подныривали подальше в камыши и спрятавшись в них наблюдали и прислушивались.

   Очень богобоязненные  в то время  женщины, укрывая трех этажным матом узкую дамбу,водителей которые едут так медленно и нас детишек, прыгали на ходу из кузовов автомобилей прямо в реку. После таких «атак», в течении нескольких дней, через переправу, по обе стороны автомобилей, курсировали несколько здоровенных баб с длинными орясинами и лозинами.

   Увидев  в воде детишек они потрясали палками и кричали:
   - Только попробуйте, что ни будь кинуть! Мы вас сразу поубиваем и потопим.-
И автомобили с женщинами беспрепятственно пересекали дамбу.

   Вероятно, ни в одной школе нет, не было и не будет абсолютно  похожих  друг на друга педагогов.  Всех их объединяет любовь к своей профессии и ученикам. Но у каждого учителя есть своя  изюминка, оставившая память в наших сердцах.

  Одни из них запомнились строгостью, другие -  справедливостью, третьи -  увлечённостью и грамотностью. Были и такие наставники, над которыми, к моему сегодняшнему стыду, потешались все школьные балбесы.

  Один из них - учитель физики и труда, Иван Владимирович. Человек, прошедший войну.  Спокойный, требовательный на уроках,а вот за себя постоять не мог. Именно с ним чаще всего в школе случались разные казусы.
 
  На работу он ездил на велосипеде.В те времена, это считался достойный транспорт. Очень часто во время уроков, когда велосипед оставался без  присмотра, кто-нибудь спускал ему шины. После этого учитель тратил всю перемену, чтобы их  накачать. В то время к школьному зданию пристраивали спортивный зал, в котором ещё  отсутствовали окна.

   Измученный  накачиванием шин  физик, во время свободного часа, прихватил  длинную, хлёсткую лозину и присел на корточках в недостроенном здании, ожидая диверсантов. Велосипед стоял сразу за стенкой. Наш класс с гиканьем и топотом возвращался после физкультуры со школьного стадиона. Пробегая  мимо многострадального  велосипеда, заводила нашего класса Боря, по кличке Плут, наклонился над колесом и губами  сымитировал звук спускаемого из шины воздуха:
 – Пшшш…
   В проеме стены спортзала показался  наш учитель и от всей души, с протягом, оттянул лозиной Плута и нескольких любопытных учеников, склонившихся над велосипедом. После этого случая  шины никто не спускал. 

   Однажды, на уборке общественной рощи, в преддверии майских праздников, мы стали свидетелями того, как  Иван  Владимирович, увидев ползущего под ногами  ужа, несмотря на огромный живот и тучную фигуру подпрыгнул, довольно высоко.  Схватившись рукой за ветку клена, болтался на ней, призывая на помощь. Еле- еле общими усилиями его спустили на землю.

   Буквально через несколько дней после этого случая физик обратил внимание, что чернильница  на его столе время от времени пытается приподняться и как то странно шевелится. Без всякой задней мысли он протянул руку и приподнял чернильницу, что бы разобраться, что за физическое явление её шевелит. Лучше бы он этого не делал. Из ящика стола,через отверстие для чернильницы, на поверхность стал выползать огромнейший уж.

  Некоторое время они внимательно,не мигая смотрели друг другу в глаза. После  этого Иван Владимирович, чуть не выпрыгнув из собственных брюк, молниеносно, без единого звука, покинул кабинет. Через несколько секунд он появился в дверях кабинета, вместе с директором.:

  - Где спрятали змеюку? Изверги! – закричали они на нас.
 - Да мы её и не прятали! Он она. На полочке. У вас над головой, над дверьми лежит. Сама по себе лазит где хочет,сейчас туда перелезла. Заберите её. Она нам не нужна.   – Закричали мы хором.

   Над высокими дверьми кабинета расположены окна, а под ними полочка. С этой полочки чуть не на головы учителю и директору в этот миг и упал уж. Не успел он  долететь до земли, как наши преподаватели очень сноровисто и плотно,под  четыре  руки, закрыли дверь с обратной стороны.  Спустя некоторое время, в класс заскочило несколько старшеклассников, хулиганов несознательных.  Они забрали нашего ужа и выпустили в школьный сад. Руководство школы так и не смогло узнать откуда этот уж появился в школе. Мы всем классом «честно» признались, что видели его в первый раз. Наш физик, после этого случая, прежде чем присесть за стол, сначала внимательно изучал его содержимое.

  Учеников сельских школ в осенний и весенний периоды привлекали для выполнения сельхоз работ.  Осенью, отменив занятия, нас направили на колхозный мех ток очищать початки  кукурузы от листьев. Радости нашей не было предела. Несмотря на строгое предупреждение  учителей вести себя достойно, как подобает пионерам, мы ворвались на территорию  зернохранилища  как племя диких воинов Чингиз-хана.

   У каждого ученика была с собой сумочка с  провизией.  Обычно в ней лежали бутылка молока или компота, пирожок, пара помидоров, хлеб,пара вареных яиц и кусочек сала. Ворвавшись на территорию хоздвора, все мы побросали свои сумки  на ленту транспортёра, стрела которого была поднята чуть ли не до самого неба.

  Хватая початки  кукурузы,с ловкостью обезьянок раздевали их, скатав листья к основанию.  Затем, крепко  ухватившись за эти листья,  бросались  початками  высоко и далеко, во все стороны, как  гранатами.
  Бедные учителя надрывали глотки, не зная как нас успокоить.
 
  В этот момент Плут  подбежал к электрощиту и повернул рубильник. Транспортёр, загудев, стал поднимать наши сумки  и бросать их с огромной высоты на асфальт, превращая их содержимое в винегрет.  Кое-как успокоив, нас  рассадили возле буртов с початками и работа закипела.
 
   Наш классный  умелец и хозяин,  Шурик,  рыскал по территории мехтока в надежде найти  что-нибудь на память. Наконец, под одним из складов он обнаружил огромный, страшно заржавевший амбарный замок, дореволюционного выпуска. Спрятав его он тоже принялся за работу вместе с нами.

   Дома  Шурик опустил замок в банку с керосином и в результате кропотливого труда  добился того, что  реликвия стала отмыкаться и замыкаться. Вот только ключ достать из замка не удавалось никак.

  На следующий день он принёс замок в школу. На уроках труда, которые в этот день были  последними, учитель Иван Владимирович, дав задание, закрыл нас в мастерской, чтобы мы не  разбежались, а сам удалился восвояси.

  Свой велосипед он предусмотрительно закатил к нам мастерскую, что бы ученики  других  классов  его  не  повредили. Шурик достал из  сумки замок и мы всем классом пытались вынуть из  него ключ. Ничего не получалось. Решили этим раритетом замкнуть физику велосипед, чтобы он  больше не закрывал нас в мастерской. Так и сделали. Верхнюю часть ключа длинным воротком  свернули и выбросили. Нижняя осталась в замке. Её все равно никак нельзя было достать оттуда.

   Вернулся учитель и сказав, что он сегодня очень добрый, разрешил нам покинуть  территорию школы раньше времени, только потихоньку.
 
Напротив  калитки нашей школы раскинулось огромное поле, на котором росла  густая  клещевина, двухметровой  высоты.  Вот в неё-то, родимую, мы нырнули и затаились.

   Из мастерской, выкатив своего железного  коня, вышел учитель. Выйдя на дорогу, он запрыгнул верхом на велосипед, но педали не поддавались. Кувыркнувшись на  землю педагог увидел на педалях огромный замок.Теперь не соблюдая секретность и тишину заорал во всё горло, уставившись в клещевину:
   - Идиоты! Бараны! Отдайте ключ! Я очень спешу. 
  Мы тоже спешили поэтому сделав вид, что к нам это не относится, расползлись потихоньку, по домам.

    На следующий день весь класс стоял на линейке перед школой и внимательно разглядывал трещины на потолке. «Естественно», что  никто из нас не видел, откуда на велосипеде взялся замок. Может быть Иван Владимирович его так и прикатил в мастерскую? Затем кто-то, самый дотошный  всё-таки досмотрел, что ключ оказывается в замке есть, только воспользоваться им никак нельзя.

     Нашему классу выделили несколько, самых тупых ножовочных полотен по металлу и закрыли со злополучным велосипедом в мастерской. Пилили толстую дужку замка  мы по очереди, до самого вечера. В то время в школах учеников не кормили. Поэтому мы проголодали весь день. Зато весь класс очень хорошо овладел искусством владения  тупой ножовкой по металлу.

   Однажды  Иван Владимирович объявил тему следующего урока - «Маятники». Накануне   Плут выставил всех учеников из класса и привязал белую нитку к плафону, висящему над головой учителя. Протянул её через весь класс под потолком и пропустив  за трубами водяного отопления на противоположной стене класса,опустил на пол.Затем,под партами, провел к своему месту.

    Начался урок. Учитель старательно втолковывал в наши головы принцип амплитуды колебания маятника. В это время Плут и ещё несколько ребят и девочек незаметно дёргая и отпуская нить, раскачивали плафон над головой учителя так, что он, как бешеный, начал метаться  из  стороны в сторону, чуть ли не касаясь самого потолка. Оборвав нить, Борисок поднял руку и стал нетерпеливо кричать:
  - Иван Владимирович,  - Ой! Иван Владимирович!
  - Что тебе, Баран? – недовольно оторвался от объяснения учитель.

  - Иван Владимирович!...   А мухи плафон раскачали, - с невинным видом указал пальцем на мечущийся под потолком плафон Плут.
После подобных открытий и изобретений  мы опять стояли на линейке перед всей школой и внимательно изучали трещины на потолке.
 
   Наш директор школы преподавал историю. Это был интереснейший, увлекающийся человек. Фронтовик. Интеллигент. В своё время был секретарем райкома партии. Историю преподавал так, что даже наши хуторские девочки, которых если  что и интересовало, так это только проходящее под окнами стадо и погода на улице и те сидели на уроке, зачарованно раскрыв рот. Однажды Михаил Васильевич показывал, как крепостные крестьяне, работая в поле, кланялись проезжающему мимо них в экипаже помещику. Прогнувшись и сняв с головы шапки, касались рукой  земли.
 
  Через несколько дней  после этого урока  в школу нагрянула группа медиков делать прививки. Честно скажу, это им удавалось очень редко. И в  этот раз наш  дружный  класс запер дверь ножкой учительского стула. Раскрыли форточку. Подсадили девочек и покинули класс чисто по английски - не прощаясь.

  Через полчаса мы уже сидели в кинозале. Посмотрев фильм, довольные вывалили на центральную улицу. Идём, никого не трогаем, перебивая друг друга, обсуждаем захватывающие эпизоды из фильма. Вдруг видим -  навстречу  идёт наш директор.

   Людей на улице - тьма тьмущая, только что вышли из кинозала.  Вся эта сцена  как раз напротив  райкома партии, авторитет которого в то время был непоколебим.

  По глазам директора поняли -  сейчас погонит нас, как заблудших овец, прямо в поликлинику на прививки, а затем в школу – досиживать пропущенные уроки.  Всё решали мгновения. Идти строем  на глазах у всей станицы, под нотации директора – позор. Как всегда, выход из трудной ситуации нашёл Плут. Почти не открывая рта, тихо, но чётко скомандовал:
 
  - Построились в шеренгу. Здороваемся так, как крестьяне приветствуют барина!
Мальчишки и девчонки мгновенно построились в шеренгу. Сдернули всё, что было у кого на головах и поклонившись в пояс, касаясь рукой земли, загнусавили в разнобой:

 - Многие лета - Тя! Кормилец ненаглядный. Как барынька поживают? Смилуйся, Благодетель-Ясно Солнышко! Уменьши уроки непосильные. Прикажи старосте и родителям не пороть нас по субботам, а только лишь по пятницам. А не то вообще в школу ходить перестанем и  разбежимся. Век за тебя Бога будем молить, отец наш всемогущий.
 
  Огромная толпа любопытных окружила нас. Только директора среди них уже не было. Встретились мы с ним только на другой день всё на той же злополучной линейке.

   Наши педагоги, не жалея личного  времени устраивали для нас многодневные походы: В станицу Старо-Минскую на слияние рек Сосыки и Еи. Сосыка протекает  через нашу станицу. Ея  впадает в Ейский лиман Азовского моря. В лесные хозяйства, расположенные на  границе нашего района. Ночлег в палатках, вечерние беседы и песни у костра, ночное дежурство для поддержания костра, фотографии  на память -  всё это оставило глубокий след в нашей памяти. 

     Наш класс, как выразился директор школы  на выпускном вечере, побивал рекорды всесторонне.  Учились лучше всех. Во время сбора макулатуры, металлолома или  шиповника  равных нашему  классу не было  даже среди старшеклассников. На прополке сельхоз культур мы всегда были в  числе первых.
 
    Даже при подготовке к выпускному вечеру отличились. 
Ныне чудесный букет можно купить без проблем. В годы нашей юности выращивать цветы на  продажу не разрешалось и считалось спекуляцией. Букеты к праздникам молодёжь добывала как  могла. Кто, сделав набег на соседский палисадник, который хозяева берегли пуще глаза, кто у себя  дома, а кто и совершал рейд по станице, предварительно произведя разведку.

    Несколько ребят из  нашего класса, разведав днём лучшие цветники, собрались, на ночь глядя, за добычей. Для  моральной и физической поддержки пригласили с собой Толяна – старшего брата нашей  одноклассницы. Он только что вернулся домой  после службы в  морских десантных войсках и мы  все с восхищением и завистью глядели на  него.
   Трусили мы неимоверно, но вида не подавали, тем более что  на нас, мальчишек, с восхищением глядели девичьи глаза. Девчата  выполняли  роль  носильщиков.

 Без труда незамеченными прошли,как саранча,по нескольким дворам. На очереди остался последний. Бывший солдат  крадучись пробежал к веранде и  замер у дверей. Все остальные на ощупь рвали пахучие стебли цветов.

   Вдруг из бесшумно  открывшейся двери, за которой притаился Толян, неслышно вышел хозяин в  длинных белых  семейных трусах. Стараясь не спугнуть нас, он осторожно, двумя руками, поднял над собой, длиннющую жердь, которая была приготовлена им заранее и начал подкрадываться к нам. Брат одноклассницы, видя такой расклад, тихонько взялся руками за другой конец орясины и зеркально повторяя каждое движение мужика, чуть дыша, двинулся за ним.
 
    В это время хозяйка дома, желая насладиться предстоящей экзекуцией, выглянула в окно и  увидела комический тандем с дубиной. Это представление никак её не рассмешило, а скорее наоборот испугало. Видя, что дверь в дом осталась распахнутой настежь, она молча рухнула на  пол, проворно, как ящерица подползла к двери и быстро закрыла её на засов.  В общем поступила  по принципу  «Спасай свою душу, кто как может».
 
   Тем временем  ничего не подозревающий хозяин, тихонько подкравшись, попытался осчастливить всех нас одним ударом. Но дубина, которую удерживал Толик  за другой конец, опускаться на  наши головы никак не желала. Оглянувшись и увидев сзади себя крупного широкоплечего парня, мужик сообразил, что в данной ситуации расклад не в его пользу. Он широко распахнул рот в немом крике и выпучил глаза. Выпустив жердь из рук хозяин прошуршал мимо нас, через раскрытую калитку, со страшной скоростью, как  вихрь. 

  Распугав нижним бельём редкие влюбленные парочки, не оглядываясь,мужик бежал по улице в сторону милиции. Мы также  брызнули в разные стороны. Красивые букеты на выпускной вечер были готовы. 

   Мы и сейчас не забываем свой дружный школьный коллектив и наших учителей.  Встречаемся всем классом и вспоминаем наши школьные шалости жалея, что время бежит так  скоротечно и многих наших учителей, да уже и  одноклассников,  нет среди нас.