Загадка Рождества

Виктор Печорин
Не задумывались ли вы о том, почему в большинстве стран мира праздник Рождества отмечается 25 декабря, а в России - 7 января? Ведь это день рождения Иисуса Христа. Не может же у одной личности, пусть даже богочеловеческой, быть два дня рождения! К этому вопросу примыкает и другая загадка. Как известно, отсчет лет так называемой “новой эры” ведется “от Рождества Христова”, а год начинается 1 января. Почему же праздник Рождества не отмечается в первый день года?
Евангелист Лука рассказывает о старинном  обычае, согласно которому младенцу давали  имя не сразу, а лишь на восьмой день после рождения, когда над ним совершался обряд обрезания. Этим как бы узаконивалось появление на свет нового человека. Именно с момента обрезания (а не рождения!) Иисуса начинается год в христианских странах. Если обрезание приходится на 1 января, то рождение должно было произойти неделей раньше, т.е. 25 декабря предыдущего года. Получается, что Христос родился не в 1 году новой эры, а в конце 1 года до новой эры. Казалось бы, все ясно, но почему в России Рождество отмечается не семью днями до, а семью днями позже Нового года?
Тут мы должны обратиться не к древней, а к новейшей истории. Дореволюционная Россия жила по так называемому юлианскому календарю (разработан египетским астрономом Созигеном по приказу Юлия Цезаря), который каждый год отставал на 1/128 суток, в то время, как весь цивилизованный мир давно перешел на более точный григорианский, названный по имени римского папы Григория XIII, предпринявшего в XVI в реформу календаря. Православная церковь противилась принятию нового стиля, заподозрив в нем “еретическое латинское новшество”. Когда в 1830 г. Петербургская Академия наук внесла предложение о введении в России григорианского календаря, обскуранты из окружения Николая I восприняли его в штыки.
Однако со старым календарем жить было неудобно, и потому в самом конце XIX в. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия по реформе календаря, в которую вошли видные российские ученые, деятели церкви и высокопоставленные чиновники. Ведущая роль в деятельности Комиссии принадлежала Д.И.Менделееву. Пока вопрос обсуждался в разных инстанциях, наступил XX век, в который Россия вступила со старым календарем, наследием Древнего Рима.
Только по предложению В.И.Ленина 24 января 1918г.  Совет народных комиссаров РСФСР принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”.
Церковь, отделенная большевиками от государства, отказалась признать новый стиль, положив начало нынешнему недоразумению.
Новый год мы отмечаем вместе со всем миром по григорианскому календарю, а Рождество - по старому, юлианскому, который к XX веку отстал уже на 13 суток. В этом и причина странностей православного Рождества.
На этом, однако, загадки Рождества не кончаются.
Когда в 1899 году на заседании Комиссии по реформе календаря был поднят вопрос о христианском летоисчислении, оказалось, что ни число, ни месяц, ни даже год рождения Христа достоверно установить невозможно.
Представитель Святейшего Синода, профессор духовной академии В.В.Болотов на этом основании предложил отказаться от идеи привязать новый календарь к датам жизни Христа. Понятно, что дискуссия, имевшая место на закрытом заседании комиссии, не была предана широкой огласке, но факт остается фактом: настоящая дата рождения Иисуса, т.е. дата Рождества Христова,  неизвестна.
Если мы обратимся к главным источникам сведений об Иисусе Христе, к евангелиям, то будем очень удивлены: евангелия ничего не сообщают о месяце и дне рождения Иисуса! Благовествования от Матфея и Луки содержат лишь косвенные намеки, к тому же противоречащие друг другу.
В евангелиях Марка и Иоанна Христос появляется уже зрелым человеком, накануне его крещения в Иордане.
А как же 25 декабря - дата Рождества Христова?
Дошедшие до нас документы свидетельствуют, что праздновать Рождество христиане начали лишь в IV веке, во времена императора Константина.
Причем вопрос о дате решался путем голосования и, как бы мы сейчас сказали, на альтернативной основе: кроме 25 декабря предлагались также даты 25 и 28 марта, 6 января, 2 и 19 апреля, даже 29 мая.
Причина, по которой выбран был именно этот день, кроется не в священных текстах и никак не связана с подлинной жизнью Иисуса.
Один из раннехристианских писателей простодушно приоткрывает завесу над этой тайной: “ У язычников был обычай праздновать 25 декабря день рождения солнца. Во время празднеств зажигали огни. В этих торжествах и веселии участвовали так же христиане. Когда доктора церкви заметили, что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово.”
Все, оказывается, просто.
25 декабря - день зимнего солнцестояния, когда длина дня начинает увеличиваться и сила солнца возрастает. Этот день праздновался в языческом Риме как DIES SOLIS INVICTI - “День непобедимого Солнца”. Деловая жизнь в праздничные дни останавливалась, учреждения не работали, школы были закрыты, не приводились в исполнение приговоры, даже рабам разрешалось свободно веселиться.
Церковь не смущало такое совпадение.
Церковные иерархи весьма ловко оправдывали присвоение языческих празднеств. Один епископ так начал свою проповедь в канун Рождества: “Хорошо, что народ называет день рождения Господа нашего днем Нового солнца. Мы отнюдь не пытаемся этого изменить, ибо вместе с рождением Спасителя наступает обновление не только всего рода человеческого, но и солнечного сияния.”
Между прочим, эти аргументы уже и в те времена не всем казались убедительными.
Некоторые христианские церкви остались при своем мнении: и по сей день, скажем, армянская и сирийская церкви празднуют Рождество 6 января, а не 25 декабря.