Сказка про художника

Евгений Савинков
(фото Евгений Юфит)
                Ольге и Леониду.


Жил-был художник. Природа не обделила его талантом, он был одним из тех счастливчиков, у кого профессия совпадала с призванием. Он рисовал прекрасные пейзажи – горы, реки и леса, бесконечные луга с цветами, портреты соседских детей, и сам художник порой не верил, что всё это вышло из-под его кисти. Лишь одно омрачало его счастье – покупатели редко заходили в его старенькую мастерскую, и ещё реже что-то покупали, а даже довольному собой художнику надо было что-то есть.
«Не беда», - думал он,- «я просто не известен широкой публике». Решение пришло само собой – он заложил свой маленький дом и, на полученные деньги, устроил выставку в картинной галерее. Конечно, страх провала был, но перед открытием выставки, глубокой ночью, он смотрел на свои пейзажи и понимал, что они ДОЛЖНЫ понравиться людям, ведь вокруг галереи лежал серый Мегаполис, практически лишённый зелени и свежего воздуха…

«…Тривиальные рисунки, достойные студентов художественного училища. Что хотел нам сказать художник?»
«…Нельзя отнять мастерства и техники, но всё это мы уже видели и не раз – просто скучно!»
Художник смял газету с отзывами критиков. Город смеялся ему в лицо, как смеялся хозяин галереи, дружески хлопая по плечу и советуя рисовать нечто более оригинальное…
… Первой оригинальной  вещью была перерисованная фотография из газеты – кусок асфальта и раздавленная безжалостными колёсами машины голова молодой женщины. Никогда ещё художником не владели такая злость к окружающему миру и отвращение к собственной работе…Серый асфальт, черные пятна мазута и алая кровь…
Хозяин галереи заплатил за это полотно сумасшедшие деньги. Их хватило не только на выкуп дома, но и на аренду новой мастерской.
Через неделю к художнику явился молодой человек, из нуворишей, рассыпался в похвалах и заказал пять картин. Мысленно проклиная всех критиков в мире, художник принял заказ и подписал договор.

Сюжет первой картины созрел сразу – стоило только включить телевизор. Авария на шоссе, недалеко от Города – обгоревшие скелеты машин, люди, как сломанные куклы.
В назначенный день заказчик явился, как и обещал с деньгами. Новая мастерская художника, с огромным окном во всю стену, казалась тёмной от пяти новых творений. Заказчик долго изучал каждую картину, особенно долго задержался у четвёртой – художник за небольшую взятку пробрался в городской морг – как удар по лицу, яркий белый зал, прозекторский стол и маленькая девочка с распоротой ножом грудью.
- Великолепно, - выдохнул молодой человек, всучил художнику пухлый конверт и удалился, забрав картины.
Художник вздохнул, оглядел мастерскую, снова заигравшую солнечными бликами, открыл конверт, пересчитал деньги…

Через неполных три года, около полуночи, он снова стоял в той самой галерее. Проводить большую выставку именно здесь было не просто капризом признанного мастера – художник являлся её владельцем. Все залы были перестроены под вернисаж, который он задумал год назад. С серых и красных стен кричали картины, одна ужаснее другой. Аварии, мертвецы из морга, особая гордость художника – портреты людей из хосписа, настоящий Дом Скорби. Мрачное удовлетворение сквозило во всём облике художника. Он уже предвкушал восторженные вопли критиков, многие работы ещё не показывались широкой публике, и коллекционеры готовили свои копья для драки на аукционе.
- Жрите, жрите, мои дорогие критики, - сказал он сам себе и остановился перед своей самой первой работой. Молодая женщина на асфальте – все, купившие его картины любезно предоставили их для вернисажа. Прямо за ней висели те пять картин, что гасили собой солнечный свет. Удовлетворение художника начало остывать. Струйка холода спустилась по спине и схватила за сердце. Лампы потускнели.
В гробовой тишине раздались легкие шаги. Художник с удивлением воззарился на высокого мужчину,  подошедшего к нему.  Лицо  незнакомца белело в полумраке и было неподвижно, словно гипсовая маска.
- Спасибо вам, - сказал вкрадчивый голос, от которого у художника мурашки побежали по спине, - я давно не был в таком восторге, воистину, теперь я ваш фанат.
Белые губы сложились в страшную кривую усмешку.
- Кто вы?
- Провожатый, а сегодня немного экскурсовод. Было бы несправедливо, если бы герои ваших картин не смогли насладиться вашим искусством.
Оцепеневший от ужаса художник смотрел, как полумрак выпускает из себя людей. Всех их его пытливый глаз сразу узнавал – художники всегда запоминают всех своих моделей. Все люди с его картин выстроились перед ним полукругом, искалеченные,  разрезанные. Мёртвые.
Сбоку от незнакомца стояла женщина, с лицом залитом кровью , своей сломанной под колесами машины рукой она прижимала к себе маленькую девочку с разрезанной ножом грудью…
Над художником прогремел холодный, словно космос, голос Смерти
- Теперь, благодаря вам, они останутся в вечности такими, как на ваших картинах!!!

... Город бился в истерике после пожара в галерее и исчезновения художника. Его тела так и не обнаружили. Погибли  все картины  – и те, что были готовы к вернисажу, и те, что оставались в мастерской – кто-то в ночь пожара сжёг и их. Коллекционеры предоставившие картины из своих собраний для выставки рвали на себе волосы.

А художник?,- спросите вы.

Художник купил маленький домик на склоне огромной горы. Остальные деньги он пожертвовал детскому дому, устроился учителем рисования в сельскую школу и очень счастлив, продолжая в свободное время рисовать прекрасные тривиальные пейзажи и портреты сельских жителей.
А на самом видном месте в его доме, прямо напротив окна, выходящего на восток , висит портрет молодой женщины и маленькой девочки с черными косичками. Они улыбаются. В вечности.