В приймах

Александр Оленцов
    Петро, житель районной станицы, женился на трудолюбивой красавице - хуторяночке.  Сам он  парень - хоть куда:  на лицо не коряв, со старшими почтителен и трудолюбив в меру.  Вот только своего дома не нажил до  женитьбы.  Остался один выход - идти на жительство в хату жены. В приймы значит.

    В казачьих краях - "Приймы"- со стародавних времён считались большим унижением. Для приймаков был  выработан специальный ритуал. Собирался казачий круг,собрание по нашему.  Тёщиному коту во время  сбора присваивалось отчество и объявлялось об этом всем местным жителям. Чаще всего кот становился Василием Кузьмичом.

   С той минуты, как нога приймака переступала порог тёщиной хаты, обязан он был называть кота только по имени-отчеству. Перед тем, как зайти в дом, приймак должен был спросить у Василия Кузьмича разрешения. Если кот лежал, вывернувшись, на пороге хаты, то переступить через него можно было только с разрешения тёщи.

     В обязанности  приймака так же  входило мыть лапы  уткам и гусям на ночь. Если он не принадлежал к казачьему  роду, то должен  был  развешивать женское бельё после стирки, и полоть грядки в огороде наравне с бабами. К тёще приймак мог обращаться только по имени и отчеству или же называть её  мамой.

 Упаси Господи,было приймаку подфутболить Кузьмича,укрыть матом тёщу или назвать её старой  кошелкой. За это полагалась публичная порка на площади перед церковью по субботам. Чтобы на воскресный молебен заходил приймак очищенный от гордыни и в смирении.

    На публичных гуляньях приймаков усаживали за отдельный стол. В течение торжества обязательно искали повод, чтобы набить им грызло. Всё это делалось для того, чтобы у нерасторопных мужиков быстрее появлялся стимул построить собственное жильё. В старину строить новую хату помогали всем селом, лишь бы только у приймака появлялось желание обзавестись собственным углом. Оно обычно зарождалось после второго – третьего мордобоя.
 
    Наш герой,слава Богу, живёт в другие времена. Переехав на хутор, Петро поначалу был даже счастлив. Однако Михайловна, «любимая тёща", приложила все усилия, чтобы жизнь зятю не казалась мёдом. В отсутствии дочери она относилась к нему, как строгая учительница к нерадивому ученику: Наставляла как вести себя в той или иной ситуации.Постоянно давала бесконечные советы. Первое время он всё сносил молча. Но всякому терпению приходит конец.

    Однажды приймак рубил в саду дрова на зиму. Вдруг из-за кустов смородины материализовалась тёща. Сделав несколько кругов вокруг Петра, она внимательно, как новоиспеченный инженер по технике безопасности, наблюдала за его действиями, укоризненно качая головой.

 Потом, уперев руки в бока, тёща  начала объяснять, что настоящие мастеровые, а тем более казаки, топор держат не так, а совсем  по-другому. Зять,закусив губу, последовал её совету, после чего топор со свистом вырвался из его рук и просвистев в сантиметре от «маминого» носа, по самый обух впился в ствол яблони.  Михайловна уперев ногу в ствол попробовала выдернуть топор, но не тут-то было.  Тогда исчезла она так же внезапно, как и появилась.

   После этого случая тёща начала воздерживаться от язвительных советов,завидев в руках зятя лопату, вилы или ещё какой-нибудь сельхоз инвентарь.

   Но совсем  утихомирилась родственница после другого случая. 

    Слепыши – их ещё называют «Зенские щенки»  внезапно атаковали огороды хуторян. Внешне эти зверьки похожи на кротов. Только крот поменьше размером, имеет чёрную плюшевую шубку и питается живыми организмами: червяками, личинками, медведками, жуками и другими насекомыми.

  Слепыши в отличие от крота,крупные и рыжие. Поедают они корнеплоды. Выбирают самые хорошие и закапывают их в глубокие подземные хранилища. Хозяевам достаются только повреждённые, мелкие и подгнившие. Для сельского жителя слепыши - это бедствие.
   Чего  только не предпринимали хуторяне,чтобы выдворить нахальных гостей с захваченной территории.  Трещотки, капканы, отрава – ничего их не берёт.

     Однажды молодая жена послала Петра на огород, накопать овощей.   
Перелопатив два длинных ряда и не обнаружив ни одной картофелины, приймак решил  рассчитаться со слепышами за все обиды сразу. Он засыпал и затрамбовал землёй все норы зверьков,кроме двух. Ближней и дальней - для сквозняка.

   Приволок газовый баллон и с помощью шланга закачал в нору газ – пропан. Затем наложил сверху норы кучу хвороста, сунул под низ большую газету и достал коробок спичек.
 
  А вот чиркнуть - рука не поднялась. Внутренний голос вовремя подсказал: 
   –  Вознесёшься страдалец,не воротишься.-
    Тогда Петро, положил спички недалеко от газеты и приняв глуповатый вид,виляя задом и считая ворон на небе прошёлся мимо тёщи, которая доставала из колодца воду. Михайловна сразу же наехала:


  - И чего ты, образина эдакая шатаешься  без работы, как ленивый кот. Что, хозяйство не своё?  Делать тебе нечего?

 
    Потупившийся зять объяснил, что он рубил в саду хворост и хотел сжечь, а спички куда-то подевались. Вот сейчас и идёт за ними. Если мама не верит, то может пойти поглядеть, какая здоровая куча на огороде и заодно оценить его труд.

    С этими словами, взяв у тёщи ведро, Петро зашёл в хату и стал следить за ней чуть раздвинув занавески.


   Вздорная женщина не упустила случая лишний раз проконтролировать нелюбимого  зятя. Подойдя к куче хвороста она к великой своей радости,заметила выглядывающий  в траве коробок со спичками. Схватив их, она представила как сейчас отчитает нерадивого зятя.
 
  Увидев,что тёща чиркнула спичкой зятек  перекрестился и упал на пол. Раздался громкий хлопок.
Столб земли поднялся до самого неба и потом стал плавно оседать на хуторские  огороды.

   Михайловна,сама не поняв как, оказалась за сараем соседей, через два двора. Туалеты - свой и два соседских  перевернуло взрывом. На другой день приймак рассказывал в бригаде:


    - Огород  в этом году пахать не надо. Земля стала как пух. Слепыши ушли даже с соседних  участков. И самое главное – тёща куда-то исчезла. Вот повезло, так повезло.
Жена, конечно, поинтересовалась: 
    - Куда, Ирод, маму подевал? 


   Петро, потупив глаза, с усмешкой отвечал, что красиво жить не запретишь. Тёща, вероятно,улетела на курорт. А в подтверждение своих слов показал, что вместе с родственницей исчезла и деревянная бочка с метлой, стоявшая на огороде.

   Михайловна объявилась дома через несколько дней. Оказывается, после взрыва она, сильно обидевшись,решила поехать к старшей дочери и нажаловаться ей на выходки младшего зятя. Добралась на попутных машинах за триста километров.

 
   Поначалу встретили её хорошо и пожила она два дня без скандалов, но верная своей привычке, не сдержалась и начала учить  уму-разуму старшего зятя. Тот не пожалел маме денег на билет даже из своей заначки. Быстренько под суетился и отправил родненькую домой - ближайшим поездом.
 
   После пережитого  тёща стала тише воды и ниже травы. Зять на ласковую маму теперь не  нахвалится. Вот так-то.