Па-ро-ход

Абу Салман
Памяти моего деда посвящается


Девушка в регистратуре была новой. Мурада она не знала. Тогда он достал из внутреннего кармана пиджака свою книжку ветерана войны и предъявил. Девушка, поискав по полкам, довольно быстро нашла нужную карточку.
- К какому врачу?
- К ухо-горло-носу.
Она написала что-то в карточке и отдала её Мураду.
- Пройдите в 12-ый кабинет.
- Доктор Касум сегодня?
- Нет, его нет, - она сказала это как-то нерешительно.- Там новая врач. Доктор Велиева. Доктор Касум...он не работает больше.
- На пенсию вышел?
- Нет, дядя. Он...скончался.
- Что ты говоришь такое, дочка? Когда?
- Уже недели 3, наверное.
- Ай-яй-яй! Как я не узнал об этом. Надо сходить, соболезнования семье выразить. Сорока дней ещё не было?
- Нет кажется.
Мурад отошёл от окошка.
«Жаль Касума. Хороший человек был. Сколько ему было? Он на два года старше меня. Значит семьдесять шесть»
Мурад был в том возрасте, когда смерть уже не очень удивляет. Поэтому, он, сохраняя спокойствие, направился в сторону кабинета, на приём нового врача.
Сюда он уже ходил больше сорока лет. В основном из-за уха.  Он прошёл почти всю войну. Был ранен, демобилизовался. Ранен он был в ногу. Осколок так там и остался . Он лишь немного прихрамывал. Вообще в жизни это ему не очень мешало. Поэтому и по врачам много не ходил. Вот только после этого ранения звон у него в правом ухе появился. И уже много лет не проходил. Заложенность какая-то. И слышал этим ухом плохо.
А так он был здоров. Конечно, в последние годы и сердце пошаливает, так за 70 уже. Ещё бы, при такой жизни не шалило.
Когда ему было всего 17, в 37-ом отца арестовали. Первое время он писал письма откуда-то из Сибири, а потом пропал.
На нём осталась забота о матери, старшей сестре и брате.
Мурад пошёл работать. Работал курьером. Подрабатывал где придётся. Потом война. Сам ушёл на войну. И брата забрать хотели. Но нашёлся сердобольный человек в медкомисси и пожалел семью. Брата оставил дома. Тому 18 лишь в сорок четвёртом исполнилось, под конец войны.
После войны, раненый он снова начал работать. Работы никакой не брезговал – торговал чем придётся, таскал что-то. Между тем и в институт поступил. И женился рано. В скором времени он и мать с братом кормил и свою семью. И брат, и сестра выучились. Сами в люди выбились
А сам он строителем стал работать. По регионам ездил с семьёй. Квартирантом жил.
В конце концов, всего сам добился – и кваритрой хорошей обзавёлся, и машиной. И брат, и сестра достойными людьми стали. И дети свои все выучились.
 
Сейчас он уже овдовел, на пенсии был. Советская власть рухнула. Пенсионеры, старики - все остались не  удел. Влачили нищенское существование. Только не Мурад. Не тот это был человек, чтобы сидеть и на судьбу плакаться. Дети хотели помогать ему материально, но Мурад отказался. Походя по инстанциям разным, добился он разрешения магазин открыть. И открыл небольшой ларёк. Торговать стал чем придётся. Коммерческая жилка у него, видимо, в крови была. Так что, зажил он неплохо. И сам детям помогать стал ещё.
Неплохо он жил. Вот только ухо его это замучило. Пятьдесят лет никак не вылечит. Кстати, этим он тоже неплохо пользовался. Иногда делал вид, что не слышит ничего. Это его излюбленная шутка была. (Пошутить старик любил) Например, звонит ему дочка, говорит:
- Папа, в ветеранском магазине золото продают. Мне как раз нужна цепочка.
Он прекрасно расслышал, но говорит:
- Не слышу. Что нужно?
- Цепочка!
- Что? Бочка? Капусту солить будешь?

«Бедный Касум, весёлый мужик был»
Мурад Касума ещё до войны знал. На танцах познакомился. Даже подрались, кажется, из-за чего-то. Этого Мурад точно не помнит. После войны, через несколько лет, когда он пришёл в эту поликлинику, увидел там Касума. Тот и стал лечить Мурада. Лечил не очень хорошо. Не помогало. Вообще, Касум человек был отменный. Шутник – бесценный. Но врачом был слабоватым. Все это знали. Но Мурад всё равно год за годом только к нему приходил.
- Здравствуй, Касум.
- О-о, Мурад, дорогой, заходи. Садись, родной. Чай будешь?
- Спасибо, Касум. Не помогают твои капли. Не слышу ничего.
- Другим ухом слышишь?
- Другим слышу.
- Тогда слушай такой анекдот...
Анекдотов Касум знал великое множество. Ему бы артистом работать, а не врачом. И байки всякие врачебные рассказывать любил.
- Молодым врачом я тогда работал. Сижу в кабинете. Заходит аксаккал один. «Здравствуй, доктор» А я пишу что-то, отвечаю ему «Здравствуйте», и дальше писать продолжаю. Старику это не понравилось Он хотел, чтоб я встал, сам за руку взял и посадил бы в кресло, наверное. Он и говорит: «Доктор, обнаглел ты тут на моих деньгах» Я удивился: «Дядя, когда это ты мне деньги давал» А он мне: «Так потерпи немного, дам ещё»
И они с Мурадом смеялись. Потом он снова какие-то капли выписывал и Мурад уходил.
В другой раз:
- Ай Касум, не слышу я ничего.
- А видишь как?
- Вижу хорошо.
- Зары (игровые кости) нормально видишь?
- Нормально.
- Ну давай садись тогда в нарды поиграем.
И они играли до самого закрытия поликлиники.
- Касум, совесть имей. Вылечи меня. Не слышу ничего.
- Мурад, счастливый ты человек. Разве в наше время что-нибудь хорошее услышишь? Давай я тебе лучше историю расскажу. У нашего хирурга, Башира,  пациент есть. Его сын занимается каким-то там моделированием. И вылил в унитаз остатки керосина. А он сидит в туалете, курит. Окурок бросает в унитаз. Там огонь. Он вскакивает и головой об дверь. Знаешь какой наш Башир ему диагноз поставил?
- Какой?
- Ожог правого полу.опия с сотрясением мозга.
Так сорок лет он и ходил к Касуму. Ходил не за лечением. Просто ходил пообщаться.
А теперь вот новая кто-то.
«Может мне домой лучше вернуться. Что мне ухо это лечить? Как говорил Касум покойный, разве что-нибудь хорошее сейчас услышишь?»
Дверь кабинета открылась. Молодая, симпатичная девушка спросила:
- Вы ко мне?
- Да, дочка, к тебе.
- Проходите.
«Красивая девушка. Только молодая очень. Как бы не испортила мне ухо совсем»
- На что жалуетесь?
- Да вот в правом ухе заложено. Не слышу ничего.
- Давно?
- Давно. Почти 50 лет уже. После того как снаряд около меня разорвался.
- Дайте посмотрю.
Она осмотрела его. Затем принесла резиновую грушу с трубкой и наконечником. Засунула наконечник в праву ноздрю. Левую  зажала пальцем.
- Дядя, скажите по слогам громко: Па-Ро-Ход
- Па- Ро- Ход
На последнем слоге она сжала грушу. Воздух с шумом ворвался куда-то в правое ухо. Звон исчез.
- Ну как?
Он слышал этим ухом! Впервые за последние 50 лет. Заложенность пропала.
- Отлично. Спасибо, дочка.
- Я Вам ещё капли пропишу. И неделю каждый день приходите. Будем продувать.
- Спасибо, дочка. Дай Аллах тебе здоровья.
Мурад вышел из кабинета
« Да помилует тебя Аллах, ай Касум! Сколько лет я к тебе с этим ухом ходил.»
Он невольно улыбнулся, вспомнив Касума.
«Надо сходить, соболезнование выразить.»