Эрмитаж

Александр Рапопорт
Там, слева, есть неприметная дверь, а за ней страна чудес.               

Нет, это не новый путеводитель по Эрмитажу – мировой сокровищнице искусства и культуры, одного из величайших музеев мира.

Нет, я там не работал, как все дети Северной Пальмиры бывал часто, школа находилась в нескольких остановках от Зимнего дворца, Дворцовой площади, учителя почти каждый месяц нас возили в музей. Проходим древний Египет – как же без сфинксов, каменных львов с человеческой головой, древняя Греция – специальные залы, Китай, Индия, обо всём есть в наличие, зачастую уникальные экспонаты. Конечно, запомнилось на годы, если не на навсегда.

Уже учась в институте я много лет, каждый день, по два раза, туда и обратно, проезжал мимо Эрмитажа, на Дворцовой была остановка, оторвать взгляд от этого великолепнего ансамбля невозможно, сколько не смотри, каждый раз удивляясь, как это вообще такое удалось построить. К сожалению, после многочисленных ремонтов не удалось полностью сохранить замыслы императрицы Екатерины П, основателя Зимнего дворца. Например, в один из ремонтов, позолоченные фигурки, установленные по периметру крыши стали зелеными, блеска поубавилось, но толпы народа по-прежнему терпеливо ожидают своей очереди на вход и правильно делают.

У каждого жителя Петербурга, Ленинграда, гостей города, своё личное отношение к музею, каждый находит для себя уголок, люмимое местечко, унося его с собой, в душе, в сердце, это можно, даже похвально,  для того и есть Эрмитаж.

В Зимнем дворце не только экспозиции, выставки, демонстрации, это ещё очень большой и сложный научный комплекс по многим направлениям истории, искусства, просто  громадное хозяйство и многое другое закулисье, которое не всем надобно знать, ни к чему.

Мы  люди простые, по большому счёту, плебс, никого отношения к этому особому миру не имели и, как оказалось, зря. Кроме всего прочего в Эрмитаже существовал школьный отдел, который, помимо других целей, организовал кружки по Истории искусств для учащихся средних классов. Для поступления требовалось два необходимых условия:

а) сдать вступительные экзамены, пройти собеседование
б) иметь рекомендацию от властьимущих, что-то умеющих решить, как-то, на что-то влияющих  и  т.д  и  т.п.

При этом  "а"  без  "б"  было недостаточно, а  "б"  без  "а",  действовало, но со cкрипом, с  нажимом, со смазками, с тех пор ничего не изменилось, всё как обычно,Эрмитаж, не  Эрмитаж, названия сути дела не меняют.

По счастью, по большому счастью, мы шапочно были знакомы с Бэ Бэ, Борисом Борисовичом, который был, как он сам о себе писал "сторожем" самого крупного музея России.  Академик по жизни был "душка",  хотя родом из дворян,  не задавался,  с  ним было легко и просто,  наша дочка и его внуки играли вместе,  он сильно радовался, любил детей,  несколько раз нас видел,  но при случайных встречах на прогулках всегда здоровался с нами на равных.

Большой Бэ Бэ решил маленькое "б" легко и просто, доставив мне громадное удовольствие сказав:

-"Есть хорошая девочка, я её знаю, умная, толковая, способная и серьёзная, отличница"

После этого, решение "а" стало делом престижа всей семьи, хорошие знакомые помогли с нужной литературой и учебниками, "отличница" не подвела, её зачислили. Кроме всего прочего, среди зачисленных, существовала какая-то внутренняя дележка по дням и дочку записали в самую престижную субботную группу, как и почему неизвестно.

Это решение внесло дополнительное волнение в наши ряды, мы боялись оказаться cреди детей элиты, съедят, затопчат, заклюют. Еле дождались начала занятий в начале сентября, но всё случилось, с точностью наоборот, исключительно хорошие ребята, моментально началась дружба, необыкновенно интересно, одно из самых лучших воспоминаний для всех,отдельно для дочки, отдельно для родителей.

Наши функции привести, проводить, кончались около 2 часов, дочка, махнув рукой на прощанье, предъявляла временный пропуск ,которым очень гордилась и уходила в одну из комнат Зимнего дворца, слева от Главной (Иорданской) лестницы на два часа. Мы брели на Невский, на Желябова, на Мойку, мест хватало, и  казалось, что наша девочка живет в Эрмитаже, работает какой-нибудь фрейлиной и там всё её будущее, сны наяву, да и только..

Её ощущения другие, изнутри. Сказать, что было интересно, ничего не сказать. Вот лишь некоторые примеры.

Одно из занятий проходило в большой, богато уставленной гостинной, школьники сидели на толстенном персидском ковре, учительница что-то увлеченно рассказывала и вдруг, как-бы, невзначай,

-"Перед Вами находиться камин, через который эвакуировали царя и членов царской семьи".
 
Впечатляет ! Вы такое видели, знаете? Я - нет.

Поставили спектакль, дочка играла Геру, царицу богов, жену Зевса, покровительницу брака и рождения ( то же Юнона). Изобрели наряд, покрасили синькой простынь, из тапочек вышло что-то похожее на сандалии, подол платья полный греческий алфавит, бусы, ожерелья,зал (родители, преподаватели, работники Эрмитажа) стонал от восторга, требовали повтора, дети на верху блаженства, такого больше не будет.

В конце концов, однажды они потерялись. Со всеми этими делами, заговорились, nреподаватели проморгали, закончили поздно, выходят, всё закрыто. Обычно родители ждали ребят около билетных касс, до входа, но их уже давно прогнали,теперь они бегают вокруг Зимнего, не зная с которого служебного входа надо встречать, в какое время, да и, вообще, что делать, ведь современных средств связи даже в Эрмитаже не было.

У родителей свои дела, проблемы, а школьники очень даже довольны, ура, приключение!  Начались шуточки:

-"Интересно, на кровати Екатерины дадут поспать !?"
-"Мальчишки, айда доспехи мерить !"
-"Ой, девочки, сколько там украшений !!!"

Две бедные училки в панике, куда бежать, что делать? Оставить детей, искать выход, разбегутся, неделю, месяц надо будет их искать, да и про камин знают. Ну собрались, взяли себя в руки, надо отдать им должное, всех пересчитали, присвоили каждому номер, посадили на пол и хотели разделиться, одна на поиски, вторая с ребятами, но тут охрана прибежала   - родители уже всех на ноги подняли.

Ребята ещё долго жалели, такой шанс, ночь в Эрмитаже !


Александр Рапопорт