Мировоззрение

Александр Итрин
(отрывок из неопубликованной повести "М")

Стояло жаркое лето и, впервые, маленький Максим со всей семьей ехал на загородные поля. Его мать работала в сельскохозяйственном институте, который и выделил это далекое, но столь необходимое место под солнцем. На дворе были девяностые: зарплаты были мизерные, а картошку ели, чуть ли не трижды в день.  Павел Дмитриевич, их сосед по участку, обещал вечером подвезти всю семью на своем грузовике. Максим уже сейчас предвкушал, как он приедет во двор на большом, грохочущем автомобиле и гордо выпрыгнет из кабины, вызвав зависть дворовых приятелей.
 В поезде ехать было весело, но сейчас семья Макаровых выгрузилась из электрички и под палящим солнцем, двигалась к автобусной остановке, где и без того была уже тьма тьмущая народу. Оказалось, что ждать придется еще около часа, потому что у водителей то ли обед, то ли шина лопнула, толи еще что-то. Папа отошел в сторону и начал говорить с другими мужиками о чем-то взрослом и скучном, мама тоже нашла себе товарок, а  Максим был усажен сверху на сумки. Рядом, на пыльной траве расположился его брат Алёша, он слушал кассетный плеер, неизвестно на что и где выменянный.
 Так уж устроена жизнь, что взрослые не дают тебе ни минуты покоя, а если всё-таки дают, то в обстановке, где заняться совершенно нечем.  Максим прекрасно запомнил тот день, металлические ангары за забором, далекую кромку деревьев, пыльную дорогу, выжженную солнцем траву, запах бензина и «плывущий», горячий воздух. Если ад и существует, то для Максима он должен был выглядеть именно так: ожидание, которое никогда не кончается потому, что секунды начинают течь всё медленнее и медленнее... Целую жизнь можно уместить в один единственный миг. Жара и прочие мелкие неприятности, играли не такую уж важную роль в этом деле.
 Внезапно, Максим услышал громкое жужжание и прямо у его лица пролетел здоровенный и страшный коричневый жук. От неожиданности мальчик слабо пискнул, кувыркнулся назад через сумки и свалился прямо на брата. После некоторой заминки, сопровождающейся тихими ругательствами, Алёша всё-таки спихнул с себя Максима:
-Ах ты, малявка! Что ж ты делаешь?!
-Таааам ЖУК! – сказал Максим, глядя на брата широко распахнутыми глазами, - страшный!
Алексей тут же сменил гнев на милость, хихикнул, увидев на лице брата неподдельный ужас, перед насекомым. Он подтащил братца к себе и обнял. Положительно, Максим еще не растерял того магического детского обаяния, которое уходит в подростковом возрасте: после его пропажи начинаешь получить от старших зуботычины и насмешки.
-Не бойся, Макс, - по-приятельски сказал ему Алексей, - это был хрущ.
-Хрущ? Он кусается?
-Нет, зато его можно словить и привязать ниткой за лапу. Он тогда смешно летает кругами. Пока лапа не оторвется.
-Но ему же больно! – Максим тут же встал на сторону своего жужжащего обидчика, - так же нельзя!
-Нельзя… - Алексей помедлил, а потом на его губах заиграла хитрая улыбка, - нельзя, конечно, но не все это знают. Ни давить, ни мучить этих жуков нельзя, потому что Хрущи – это маленькие Плющи.
-Плющи? А что это? Они большие?
Алексей развел руки в стороны:
-Огрооомные! Бывают ростом с человека, а бывают ростом с дом. Есть даже такие Плющи, размером с планету. Если на какой-то планете сильно обижают маленьких хрущей, то прилетает Плющ и съедает эту планету. Или дом. Или человека.
-Ой, мама – Максим еще сильнее прижался к брату, но любопытство, погубившее кошку, так и светилось в его глазах, - но в книжке про животных я такого не видел!
-Потому что это насекомое.
-Но они же тогда могут быть больше слонов! И китов! И динозавров! Почему про них никто не говорит?
-Как же не говорит? – возмутился Алёша, - ты не слышал никогда, как говорят, что человека «плющит»?
-Мама говорила, что твой друг Артем курил какую-то траву и его «плющило», даже скорую вызывали.
Алексей нахмурился:
-Это когда ты такое слышал?
-Да недавно, - Максим с радостью сдал родителей, - я в ванной руки мыл, а они на кухне говорили, что не надо тебе с этим накар… накарманом общаться.
Алексей нахмурился еще сильнее, отстранил брата и посмотрел в сторону, где стоял отец. Разговор стих. Максим тоже задумался, и через несколько минут спросил:
-А что, Плющ может прилететь и просто сьесть человека? Может его можно палкой сбить или застрелить?
-Нельзя, - буркнул Алёша, - они невидимые. И неосязаемые.
-А как же они тогда едят человека?
-Они его проглатывают целиком. После этого Плющ начинает влиять на человека, на целые дома или города.  Их начинает «плющить».
-А как «плющит»?
-А вот раздави хруща – узнаешь! - брат все еще думал о чем-то своем и дальше фантазировать явно не хотел.
Минут через пять Алексей надел наушники и уж было улегся на сумку, закрыв глаза, но тут брат, жаждущий продолжения, потянул его за рукав.
-Ну, чего тебе?
-Леша, а как Плющи узнают, что кто-то обижает хрущей?
Алексей вздохнул, некоторое время глядел на синее небо, с редкими тучками, а потом сказал:
-А все дело в том, Макс, что Плющи – это маленькие Глюки.
-Глюки?
-Ага.
-Что за Глюки?
-Сначала Плющ ест одного человека. Потом, если у этого человека есть муж или жена, то и их тоже. Потом уже всю семью. Сотрудников на работе, если человек – начальник и так далее. Если человек писатель или артист, то его читателей и поклонников. Большие Плющи вырастают до размера городов и стран, а некоторые едят целые планеты. Но на этом они не останавливаются. Если Плющ съедает много-много планет и звезд, то он становится Глюком.
-И тогда, всех, кого он съел начинает «глючить»? - догадался Максим.
-Точно, - согласился брат, - когда появляется Глюк – он вместе со звездами ест сразу целую кучу Плющей, Хрущей, а вместе с ними и людей, которые потом живут в нем. Он –то и сообщает Плющам, если надо. Ведь Глюк может проглотить целый мир.
-А мы сейчас…
-В Глюке.
-А чем отличается, когда тебя «глючит» и когда ты не в Глюке?
-Ну, не знаю, - развел руками Алёша, - для этого надо побывать не в Глюке. А мы в нем уже родились.
Братья снова замолчали.
Странная штука – детство. Казалось бы проходит незаметно, но именно в нем заложено то, что повлияет на всю дальнейшую жизнь. На самом деле, нельзя сказать, что детство где-то заканчивается. Считать, что причины и следствия отличны друг от друга – непростительная глупость. Именно потому, цель не может оправдывать средства, ведь цель и средства являют собой единые целое. Рано или поздно, средства всегда аукнутся, сказавшись на целях.
 Бывает, случится что-то незначительное – хлебнешь воды во время купания и будешь бояться плавать всю жизнь, увидишь у кого-то куклу красивее твоей и будешь потом наряжаться в дорогие платья, чтобы быть лучше всех, а посмотришь, как папа курит - сам станешь заядлым курильщиком. Всё в этой жизни бывает. Следствия тянут за собой причины, как два конца одной палки: один летит в сторону, а второй - тебе в лоб. И то, что нам кажется случайностью, на деле – закономерность, которую мы просто неспособны спрогнозировать.
 Вскоре пришел автобус и через полчаса семья Макаровых добралась своего участка. Рядом располагался научный поселок, там работали строители и по удачной случайности, невдалеке от дороги имелась целая куча песка, куда усадили Максима. День уже не был скучным, для мальчика: теперь было где поиграть и о чем подумать. А вскоре мама принесла ему целую банку колорадских жуков, для которых Максим строил города, арены, где делал гладиаторские бои. В этот день случился только один серьезный конфуз, не без участия папы. Тот подошел к Максиму и приоткрыл ладонь:
-Смотри, какого я тебе жука поймал!
Папа так и не понял, почему его сынишка так испугался обыкновенно хруща, сначала попробовал его пристыдить «здоровый хлопец!», но на крики прибежала мама и папе пришлось ретироваться, вместе с жуком. Обняв мать, Максим всхлипывал:
-Ты только… главное папе скажи, чтобы он хруща не давил, ладно?!
-Ладно, ладно, мой хороший…
-Нет, ты обязательно скажи! А то, ой-ой-ой…