Как я в синагоге проводил политинформации

Ве Эм Соколов
 В. М. Соколов Как я в "синагоге" проводил политинформации

 Прошло много лет, но не забывается…
…………………………………………………………………………………………………………….

     – Я разговаривал о тебе  с Абрамом Григорьевичем Юдковским. Он - директор дирекции строящейся Чебоксарской ГЭС и одновременно начальник отдела   рабочего проектирования Гидропроекта… Собирайтесь с Валей, дочкой и приезжайте в Новочебоксарск. Сколько месяцев дочке?

     – Седьмой…

     – Работать будешь в отделе рабочего проектирования Гидропроекта на строительстве Чебоксарской ГЭС. С неделю поживёте у меня. Потом получишь квартиру. Но тут есть варианты. Можно получить квартиру и оформить её, она будет твоя.  А можно получить её как служебную, но тогда ты будешь получать не только зарплату, а и полевые – 50 процентов от зарплаты… Думай! Мы с Лидой ждём вас…

    Такой телефонный разговор состоялся у меня в 1974 году с институтским сокурсником незадолго до завершения моей двухгодичной службы офицером в Советской Армии в далёкой Туве.

    И вот я уже появился в отделе. Юдковский привёл меня в большую комнату группы основных  сооружений, в которой за столами с чертёжными досками сидело человек восемь, и познакомил с Аксёновым Анатолием Ивановичем, руководителем этой группы. В его группе началась моя работа проектировщиком.  По молодости я совал свой нос, куда только его можно было сунуть. Получал по носу часто, не буквально, а морально. И вспоминал слова отца, когда однажды пришёл домой из школы с разбитыми очками и ссадиной на виске, сказанные им сразу же, как он меня увидел, без каких-либо объяснений моих и расспросов его:
 
    – Тебя всю жизнь будут бить…

    С людьми коллективов дирекции и проектировщиков  я знакомился постепенно и не только на работе, а на сельхозработах, на выездах на Волгу и  природу.

    Помню первый выезд на берег Волги. Тогда Юдковский договорился с волжскими рыбаками об ухе. И вот женщины разливают по мискам уху. Я беру одну из мисок и начинаю пробовать, пока разливают водку по рюмкам. В те годы я был абсолютно непьющим и моменты выпивки обычно пропускал. В тарелке у меня оказалось что-то похожее на шнурок. Я приподнял диковину ложкой и спросил сидевшую рядом молодую женщину:

    – А что это такое?

    – Так это ж визига!

    – Что за визига?

    – Это сухожилие, расположенное вдоль хребта стерляди.

    – А есть её можно?

    – Можно! С ней пироги очень вкусные пекут.

    Я съел визигу. Она была похожа на мягкий хрящ. И вдруг услышал голос тамады:

    - В ухе была визига, но её в котле сейчас нет, значит, она попала кому-то в миску, посмотрите все. Я предлагаю её отдать самому лучшему работнику дирекции или Гидропроекта, которого сейчас и определим…

    Естественно, я заявил громко:

    – А я уже её съел…

    Вот я сейчас пишу и мне смешно, но тогда из десятков трёх человек никто не рассмеялся и не сказал по этому поводу ни слова. Я был новым человеком в их коллективе. Что они подумали обо мне? Не знаю…

    Осенью, перед поездкой на уборку картошки работников дирекции и Гидропроекта, супруга Абрама Григорьевича Нина Карповна, которая работала сметчицей в отделе рабочего проектирования, бросила клич по телефону по всем комнатам дирекции и отдела, и все дружно собирали и несли ей  рубли на выпивку. Закуску надо было брать из дома. Я не хотел обращать внимание всех на себя, что не выпиваю, и сдал рубль. Это была моя первая поездка на картошку с новым коллективом… Убирали картошку на опытном поле одного чувашского колхоза. Картофелины были необыкновенные, размером с голову маленького ребёнка…

    Много интересного можно было бы рассказать о моей работе в отделе рабочего проектирования, но это будет очень долгий рассказ, и, возможно, расскажу. Потом. А этот мой рассказ будет о том, как я проводил политинформации  для работников отдела рабочего проектирования Гидропроекта и дирекции строящейся Чебоксарской ГЭС в городе Новочебоксарске.

    Однажды ко мне подошёл Кулягин Николай Андреевич. Он был партийный и отвечал за пропаганду в нашем коллективе, объединённом одним на две организации начальником.

    – Виктор Михайлович! Ты служил в Армии офицером и читал там политинформации?

    – Да!

    – А не мог бы ты читать политинформации для дирекции и проектировщиков?

    – Да Вы что, Николай Андреевич! Разве это политинформации? Видел я эти политинформации. Вот последняя. Юрочкин читал газету всем, а все в зале не слушали его и разговаривали между собой. А Марченко?.. То же самое…  Я так не смогу! Я и не партийный, я и не комсомолец уже! Не хочу выглядеть дураком.
 
    – Виктор Михайлович! Выручай меня. Городской комитет партии поручил это дело Абраму Григорьевичу, как руководителю, но он же занят. Ему некогда… Выручай меня…
 
    – Да Вы что? Нет! Не хочу…

    – Виктор Михайлович! Выручай… Помоги мне…

    И стало мне жалко пожилого специалиста, отвечавшего за проектирование жилпосёлка, с которым обычно ходили вместе на обед в столовую и вели во время обеда разные разговоры…

    – Ладно!

    Он обрадовался и протянул мне несколько листков бумаги.

    – Вот рекомендуемые вопросы политинформаций на год. Их дал горком партии для Юдковского, готовься, Виктор Михайлович…

    У меня был опыт проведения занятий с солдатами. Я знал, что самое главное, заинтересовать слушателей. Не заинтересуешь, никакой силой не удержать их. Они будут разговаривать между собой, усмехаться, даже найдут способ тонко и оскорбительно поиздеваться  над офицером. Здесь же не солдаты, а люди с высшим образованием, все инженеры. Однако я уже видел, как неинтересно проходили политинформации. Тот, кто читал политинформацию, действительно читал, но газету, которую сам накануне вечером едва глазами пробежал. Газеты многие сами читают, а также основные события показывают по телевизору. Конечно, не интересна такая формальная политинформация.

    Мне повезло. Тогда только появился новый общественно-политический журнал «Новое время». Первые номера были очень необычны и интересны. В журнале было много того, о чём не писали газеты. Журналисты тогда постарались для первых номеров. Купил три журнала. В книжном магазине было много политической литературы. Очень дешёвой, я и её набрал. Но и ещё повезло! Подошёл Николай Андреевич ко мне и сказал:

    – Завтра в горкоме партии будет лекция, которую проводит лектор общества «Знание». Тебе надо поприсутствовать… Может быть сообщит что-нибудь «секретное»…

    К первой политинформации у меня оказалось материала много больше, чем нужно. Выбрал самое интересное. Составил планчик, выписал на лист бумаги главные мысли, цитаты, цифры. «Прорепетировал» политинформацию и оставил материала ровно на 20 минут…
 
    Утром, когда шёл на работу, нагнал меня прораб Тимофеенко Григорий Дмитриевич и спросил:

    – В синагогу спешишь?

    – Какую синагогу? – изумился я.

    – Не знаешь?.. Рабочий класс на стройке так зовёт вашу контору из проектировщиков и инженеров дирекции… Абрам пригрел около себя евреев…

    – Каких евреев? Евреев почти нет…

    – А в глаза бросаются… Значимые должности у них…

    Мы вошли в здание управления строительства и разошлись. Тимофеенко – налево, я направо и пошёл затем вниз в зал красного уголка дирекции. Несколько десятков человек были в зале, и стоял ровный гул от разговоров.

    Прошёл к трибуне, положил на неё листок с планом политинформации, посмотрел в зал, стал искать в нём Юдковского, но не нашёл. Увидел его очень крупную супругу Нину Карповну во втором ряду и, глядя на неё,  начал.

    – Здравствуйте!

    Почти все обернулись ко мне.

    – С сегодняшнего дня проводить политинформации буду я, а не как раньше по какой-то очереди. Сегодня поговорим о!

    Резко остановил речь. Всё было, как и раньше. Я только начал, а все уже говорили между собой, и на меня не обращали никакого внимания. Я молчал. Постепенно до сознания присутствующих доходило, что со стороны трибуны ничего не слышно. И вот смотрю и вижу, говорят уже только двое: Вита Ефимовна Пайкова, сметчица отдела, и, повернувшийся к ней, и показывающий мне белое блюдечко своей лысины, семидесятилетний главный специалист отдела проектных работ Гельштейн. Свой взгляд я устремил только на них, и все уже смотрели только на них. А потом тишина, Гельштейн повернулся ко мне лицом, и я начал…
 
    Мой офицерский опыт позволил установить контакт со слушателями с первого дня. Меня и мои сообщения слушали!.. И когда было изменено время начала политинформаций, и они проводились уже не в рабочее время, как раньше, а начинались за 30 минут до работы, приходили и меня слушали. Почему? Думаю, что готовясь к политинформациям, я сам узнавал новое, а людям, приходившим в зал красного уголка, это было интересно.

    Одна из политинформаций запомнилась мне особо, так как после неё были последствия…
 
    Это была политинформация о  войне во Вьетнаме. Участие в войне советских военных тогда не афишировалось, но удалось найти ряд материалов, которые не все были известны моим коллегам.  Слушали они ту политинформацию уже привычно для меня: не отвлекались на разговоры, смотрели со вниманием на меня.  А я докладывал:

    «После 1955 года колониальная держава Франция была вынуждена уйти из Вьетнама. Половина страны севернее 17-й параллели оказалась  под контролем компартии Вьетнама, южная половина контролировалась США, которые управляли ей через марионеточное южновьетнамское правительство.
 
    В соответствии с Женевскими соглашениями по Вьетнаму в 1956 году в стране должен был состояться референдум о воссоединении страны, а в дальнейшем выборы президента на всей территории. Президент Южного Вьетнама отказался проводить референдум на юге. Тогда президент северной половины, Демократической республики Вьетнам, коммунист Хо Ши Мин создаёт на юге Национальный Фронт освобождения Южного Вьетнама с целью свержения марионетки и проведения всеобщих выборов. В Южном Вьетнаме начинается партизанская война. США начинают оказывать помощь Южному Вьетнаму и всё более втягиваются в войну. В начале 60-х годов они вводят в Южный Вьетнам свои войска, численность которых с каждым годом увеличивается.

    2 августа 1964 года авианосец ВМС США «Мэддокс» подошёл к побережью Северного Вьетнама и был атакован, как утверждали американцы, северовьетнамскими торпедными катерами. Правда никаких доказательств, например фотографий повреждений, не было предоставлено ни вьетнамцам, ни мировому обществу, но в качестве ответной меры президент США Л. Джонсон приказал американским военно-воздушным силам нанести удар сначала по военно-морским объектам Северного Вьетнама, а затем бомбардировать и другие объекты Демократической республики Вьетнам. Война распространилась на Северный Вьетнам.
 
     В 1965 году в связи с бомбардировками США Северного Вьетнама Хо Ши Мин объявил о непрерывной борьбе и отказался от всяких переговоров. В течение нескольких лет США с союзниками, Южновьетнамская армия и контингенты Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи,  предпринимали крупные наступления против партизанской армии. Например, осенью в 1966 году с американской стороны с союзниками в одном таком крупном  наступлении участвовало около миллиона солдат, а со стороны партизан и армии Северного Вьетнама – около 250 тысяч солдат. Техническое превосходство было тоже на стороне США и их союзников, а победить партизанскую армию, армию без явного фронта, не удавалось, хотя боевые действия велись на суше, в воздухе, на море с применением всех видов вооружений, за исключением ядерного. Отношение мирового сообщества к действиям армии США, армии марионеточного южновьетнамского правительства и сателлитов из-за их жестокости было резко отрицательным.   О фактах особой жестокости и зверств американских солдат во Вьетнаме рассказывали СМИ мира. В западных странах и в США проводились антивоенные демонстрации».
 
     И рассказывая своим коллегам о жестокости американцев,  я передал в зал журнал с фотографией. Журнал пошёл по рядам и все смотрели фотографию, на которой была изображена абсолютно голая девушка, бегущая по дороге с другими женщинами. Американская напалмовая бомба сожгла на ней одежду, а горящие остатки она сорвала с себя сама. А я продолжал докладывать:

    «Самый большой урон в этой войне несло мирное население. Южный Вьетнам заливали дефолиантами. Северный Вьетнам бомбили, убивая жителей и уничтожая инфраструктуру. Стратегический бомбардировщик «Б-52», например, мог уничтожить всё живое и постройки на площади, равной 30 футбольным полям. А наказали (сбили) этих стратегических стервятников вьетнамские ракетчики в своём небе более пяти десятков, а всего самолётов сбили всеми средствами около пяти тысяч!

    И народ демократической республики Вьетнам много лет вёл войну с самой вооружённой страной мира и её сателлитами в полном одиночестве? Нет! Ему оказывали помощь СССР и Китай. Хо Ши Мин проявлял политическое искусство и получал помощь от двух государств, СССР и Китая, которые были в этот период почти врагами. И сегодня отношения между Китаем и СССР, которые испортил Никита Хрущёв, не блестящие! Доказательство?
 
    Я прибыл в Новочебоксарск из Тувинской АССР, что на границе с Монголией. Служил там офицером в особом полку. Назначение полка - задержать наступление китайцев. Расчётное время жизни полка 4 часа…

    Хо Ши Мин и его окружение не только получали помощь от двух государств почти врагов, но самостоятельно разрабатывали стратегию ведения войны. Советские специалисты оказывали помощь техническую и на образовательном уровне. Только на первых порах ракетные бои вели советские офицеры вместе с вьетнамскими, которые перенимали опыт и знания. После появления советских ракет американские лётчики стали отказываться от полётов над Северным Вьетнамом. Их командованию пришлось повышать выплаты за каждый вылет, производить замену лётного состава авианосцев. Впервые советские ракеты показали себя в небе Вьетнама 24 июля 1965 года. 4 американских «Фантома» шли на Ханой на высоте, где их не могли достать  вьетнамские зенитки. По ним были  выпущены советские ракеты. Из четырёх самолётов были сбиты три».

    Я взял в руки ещё один журнал, открытый на странице с фотографией, на ней видно было большое поле, на котором толпились несколько десятков вьетнамских крестьян около обломков самолёта, и передал на первый ряд и продолжил:

    «Вот фотография останков американского разведывательного самолёта, сбитого ракетчиками над территорией Северного Вьетнама. Всё поле усеяно не только обломками самолёта, но и колоссальным количеством радиодеталей…
 
    В апреле 1968 года из-за больших потерь американской авиации над Северным Вьетнамом президент США Л. Джонсон отдал приказ о прекращении бомбардировок, кроме 200-мильной зоны на юге Демократической Республики Вьетнам. А президент Р. Никсон взял курс на постепенный вывод американских частей и повышение боеспособности южновьетнамской армии. Протесты общественности в определённой мере  повлияли на позицию президента Никсона, решившего выводить войска из Вьетнама, но главным фактором была военно-политическая бесперспективность дальнейшего продолжения войны. Никсон и госсекретарь Киссинджер пришли к выводу, что во вьетнамской войне победить не возможно, но при этом «перевели стрелки» на демократический Конгресс, который формально и принял решение о выводе войск. Но только 27 января 1973 года были подписаны Парижские соглашения о прекращении огня во Вьетнаме. Были выведены войска США, за исключением 20 тысяч военных советников. Но США продолжали оказывать военную, экономическую и политическую помощь.

    В апреле 1975 года северо-вьетнамские войска в результате молниеносной операции разгромили деморализованную южновьетнамскую армию и овладели всем Южным Вьетнамом.

    Кому была нужна такая длительная война во Вьетнаме с примерно 1961 года по 1975 год?
Главной заинтересованной стороной были военные корпорации США. Их прибыли за годы войны составили многие миллиарды долларов. Они не были заинтересованы в быстром окончании войны. Главное – прибыли!

    В результате погибли более 4 миллионов вьетнамцев (более 1млн. 100 тыс. – бойцы народной армии и партизан, более 3млн. гражданского населения)  и 57 тысяч американцев. Почему так мало потерь американцев в сравнении с вьетнамцами? Американцы предпочитали служить в частях тылового обеспечения, а вперёд шли в основном южновьетнамские солдаты. В одном из крупных наступлений, например, непосредственно в боях участвовало только около 70 тысяч американских военнослужащих. Американские лётчики предпочитали безнаказанно бомбить вьетнамцев и их землю. После появления советских ракет у лётчиков пропало желание летать над Вьетнамом.
 
    Американским напалмом были выжжены миллионы гектаров земли.
 
    Общественности США американская администрация  объясняла необходимость участия США в войне во Вьетнаме  тем, что после завоевания Хо Ши Мином Южного Вьетнама под контроль коммунистов одна за другой могут перейти все страны юго-Восточной Азии.

    Всё! Я кончил. Вопросы есть?.. Тогда до следующей политинформации…»

    Мне показалось, что политинформацией я оглушил своих коллег. Они, молча, и задумчивые выходили из зала.
 
    Читатель! Сегодня, в 2011 году, эту политинформацию можно было бы закончить высказыванием-самопризнанием от 2007 года одного из кандидатов в президенты США от республиканской партии Рона Пола о роли корпораций в политике:
 
    – Мы идём к фашизму не гитлеровского типа, а к более мягкому – выражающемуся в потере гражданских свобод, когда всем заправляют корпорации и… правительство лежит в одной постели с большим бизнесом.
 
    Только сегодня это высказывание, к сожалению, одинаково правильно относить и к американскому правительству и к правящему режиму России…

    Через дня три после политинформации о войне во Вьетнаме, мы с Кулягиным сидели в столовой за столом и неспешно ели, разговаривая при этом. Вдруг я услышал от Николая Андреевича:

    – Виктор Михайлович! А в горкоме решили тебя повесить… Повесить на доску почёта в горкоме… Повесить… Повесить, как лучшего политинформатора города Новочебоксарска… Неси фотографию… Фотографию, на которой ты должен быть обязательно в галстуке…

    – Почему меня… Кто решил?..

    – Когда ты рассказывал на политинформации о войне во Вьетнаме… Присутствовал проверяющий из горкома… Из горкома… Ему так понравилось… Решили повесить тебя на доску почёта в горкоме… А мне дают книгу «Воспоминания и размышления» Георгия Жукова…

    Когда он это произнёс, я, конечно никак не показывая,  расстроился очень. Подумал:

    – Эх! Николай Андреевич! Лучше бы Вас в галстуке повесить на доску почёта, а мне бы дали книгу Георгия Жукова. Какой бы подарок был моему отцу! Он ушёл на войну 25 июня 1941 года, а демобилизован был 25 сентября 1945 года…

    Многое в жизни складывается из случайностей.

    Однажды в комнату, когда я сидел в ней один, зашёл Гена Котельников, инженер из нашей группы основных сооружений. Толковый инженер, закончивший авиационный институт. Толковый и очень порядочный. Мне он нравился. Он обратился ко мне:

    – Виктор! Чего сидишь? Там Пайков принёс ботинки, хочет продать.  Все из отдела смотрят. Ему ботинки прислали из Израиля… На толстой подошве. В СССР таких нет…

    – А разве из Израиля в СССР могут приходить посылки?

    – Могут, раз он получил. У него родственники там…

     – Нет, Гена! На толстой подошве ботинки мне не нужны. Такие ботинки нужны коротышкам… Ген, а что это ты решаешь задачки по теоретической механике… Институтские… На твоём столе увидел…

    – Да… Подошёл Абрам ко мне и попросил выполнить задание по термеху для его сына. Тот учится в университете в Чебоксарах.

    – И ты взялся? Я бы ни за что! Помочь, пожалуйста, а вместо – нет!

    – Так, то ты! А я…  Абрам пробил для университета строительство гидравлической лаборатории. Как думаешь, стал бы он пробивать это строительство, если бы его сын там не учился?..

    – Ген! Я до армии два года работал в гидравлической лаборатории Сибирского филиала ВНИИГ в Красноярске. Классные специалисты там… А недогружены были. Сегодня ударились в СССР в проектирование и строительство атомных электростанций, хотя они много невыгоднее гидроэлектростанций. Гидравлические лаборатории потеряли заказы на исследования. Лаборатории есть в Москве, в Ленинграде, в Волгограде, в Грузии, во многих институтах. Исследования можно заказывать в них, а новая лаборатория – напрасно выброшенные деньги…

    – Для государства это напрасно выброшенные деньги, а для Абрама нет…

    После этого разговора я вспомнил вдруг, а может не вдруг, что в плане политинформаций есть тема о сионизме. У меня было несколько толстых книг по сионизму, но написаны они были так научно, что никаким образом не удавалось, пользуясь этими книгами, составить рассказ понятный и интересный. Я сам запутался в этом материале.

    Например, происхождение евреев. В одной книге вычитал, что они происходят от индийцев, негров и арабов. Какая-то гремучая смесь! А  если, зная, что в Индии много каст, что выходцами из Индии считают цыган, а вдруг они замешаны, то, действительно, гремучая смесь получается. Далее, вычитал, что идеологи сионизма долго искали, где земля еврейская. Рассматривали они, по крайней мере, три места на земном шаре, которые можно было бы обозначить Родиной… Запутался я… Политинформация не получалась. Много неопределённостей.

    И вот случайность! Обедал в столовой один, без Кулягина.  Задумавшись, возвращался на работу. Вдруг как магнитом меня притянуло к газетному киоску, что стоял рядом с гастрономом на улице Винокурова. Смотрю за стеклом брошюра об арабо-израильском конфликте! Название забылось. Запомнилась фамилия автора. Толкунов – как фамилия известной эстрадной певицы.
 
    Купил,  сразу же на работе прочитал.

    В брошюре автор не удалялся  далеко в историю, а говорил о фактах настоящего времени, и они были страшными, особенно факты жестокости к арабскому населению. Брошюра, можно сказать, раскрывала смысл фразы советского представителя в ООН Я.А.Малика (1971 г.): «Как у фашистов, так и у сионистов одна и та же идеологическая природа: и те и другие – выразители интересов крупной империалистической наиболее реакционной буржуазии; и те и другие – оголтелые расисты. Разница лишь в том, что немецкие фашисты создавали культ «арийской расы», а сионисты пытаются создать культ «еврейской высшей расы».
 
    В понедельник я уже читал политинформацию о сионизме…

    Присутствовало на удивление много сотрудников. Юдковского, как всегда, не было. Почти все соплеменники Абрама Григорьевича с жёнами были в зале. Такой «звенящей» тишины и внимания, казалось мне, никогда раньше не было. Когда я кончил политинформацию, все из зала выходили медленно, и на лицах многих было выражение скорби, как будто они уходят с поминок.

    Я выходил последним. Неожиданно прямо передо мной оказался главный инженер дирекции Хисин. Он взял меня за верхнюю пуговичку рубашки и стал выговаривать:

    – Откуда вы это всё взяли? Еврейский народ претерпел столько несчастий. Мы все в СССР собирали средства в помощь Израилю… А вы… Откуда взяли?

    Достав из внутреннего кармана пиджака брошюру, показал её Хисину, произнёс:
    – Вот брошюра Толкунова… Из неё взял… Полагаю, что в ней отражена точка зрения ЦК КПСС на эту проблему…

    Хисин отпустил пуговицу моей рубашки и быстро удалился…

    В этот же день, когда мы с Кулягиным обедали в столовой, он спросил:

    – Виктор Михайлович! Скажи, где ты взял брошюру?

    – Купил в газетном киоске около гастронома…

    – Этого не может быть!

    – Почему?
 
    – Они выкупили все экземпляры этой брошюры ещё на складе в Чебоксарах!.. Все до одной!.. Она не могла попасть в Новочебоксарск!..

    – Николай Андреевич! Всё!!! Больше я проводить политинформации не буду!..