Веленью Божию-14

Борис Ефремов
Веленью Божию-14

14. И прославится имя Мое между людьми...
(Эпоха Иисуса Христа)

29 декабря 1699 года Петр Первый издал указ о введении в России летоисчисления с 1 января, “от Рождества Христова”, принятого в европейских странах. И второе событие 29 декабря – в России отмечается день памяти гениального кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского, создавшего бес-смертный экранный образ Андрея Рублева, художника, написавшего всемирно известную икону “Троица” и канонизированного Русской Православной Церко-вью...

Когда-то в известной поэме Владимир Маяковский размышлял о разных, в зависимости от роли в истории, измерениях человеческих жизней – часами, днями, веками.
Если ж с часами плохо,
Мала календарная мера,
Мы говорим – “эпоха”,
Мы говорим – “эра”...

Понятно, чью жизнь собирался поэт мерить “эпохой” и “эрой” – жизнь тезки своего, Владимира Ульянова (Ленина). Да вот оказия какая приключилась: “эра эта”, которая  “проходила в двери, даже головой не задевая о косяк”,  оказалась удивительно короткой, короче самой простой человеческой жизни. Никаких “эр и эпох” ленинской идее социалистической революции не понадобилось. Канула в Лету, словно камешек. В 17-м году прошлого века как бы даже осуществилась, воплотилась, а через семь десятков лет и канула, развалилась, ушла под капризные волны истории.

Но, конечно, не всем начинаниям, подобно ленинскому, не повезло. Давайте припомним идею “солнечного юлианского календаря”, в разработке которой принял участие Юлий Цезарь (в честь его и назвали летоисчисление) или – календаря григорианского, названного так в честь папы Римкого Григория XIII. Что ни говори, а и юлианский (старый стиль) и григорианский (новый стиль) до сих пор служат людям добрую службу.

Однако и эти стили-долгожители меркнут перед настоящим стилем-гигантом, действительно, стилем-”эрой”, стилем-”эпохой” – стилем летоисчисления “от Рождества Христова”, которым нынче пользуюся все цивилизованные страны и народы матушки Земли. Буквально через пару дней и мы с вами, добрые наши радиослушатели, скажем друг дружке: “С Новым годом – две тысячи пятым от Рождества Христова!”.

Когда-то, еще до перехода человечества к “новой эре” Иисус Христос сказал своим ученикам: “И прославится имя Мое между людьми”. Ученики, будущие Апостолы, в это поверили без тени сомнения. Но Понтий Пилат вряд ли поверил, миллионы язычников последующих веков не поверили, миллионы нынешних аттеистов и слушать не хотят, что имя Иисуса Христа не будет забыто (в кавычках) “поумневшим, просвещенным наукой” человечеством. А между тем, оно, действительно, становится духовным знаменем новой, христианской эпохи. И не случайно (случайного, как мы знаем, ничего в Божьем мире нет) каждый год новой эры приходит к нам 1 января, между днями рождения Иисуса Христа по старому и новому стилю – 26 декабря и 7 января.

До Петра Первого новогодние праздники отмечались на Руси в сентябре, но после известного указа 1699 года и наша страна стала, так сказать, европейской. Вот как описывает это событие Пушкин в своей “Истории Петра Первого”:
“Петр указом обнародовал во всем государстве новое начало году, приказав праздновать его торжественным молебствием, пушечной и ружейной пальбою, а в Москве для украшения улиц и домов повелел заготовить ельнику.

Накануне занял он московскую чернь, ропчущую на всякую новизну, уборкою улиц и домов. В полночь началось во всех церквах всенощное бдение, утром – обедня с молебном при колокольном звоне. Между тем из разных частей города войско шло в Кремль с распущенными знаменами, барабанным боем и музыкою. Петр выстроил его на Ивановской площади и со всем своим двором слушал в Успенском соборе обедню, которую служил первенствующий митрополит рязанский Стефан. По окончании обедни митрополит говорил проповедь, в коей доказывал необходимость и пользу перемены в летоисчислении. При возглашении царю и царскому дому многолетия пошел по всей Москве колокольный звон, загремела пушечная пальба и войско произвело троекратный беглый огонь. Петр поздравил всех с новым годом.

Потом государь угощал как духовных, так и светских знатных особ; придворные с женами и дочерьми были в немецком платье. Во время обеда пели придворные и патриаршие певчие. Для народа перед дворцом и у трех триумфальных ворот, нарочно для торжества сооруженных, поставлены были столы и чаны с вином. Вечером весь город был освещен, сожжены были фейерверки при беспрерывной пушечной пальбе – и торжество заключилось во дворце балом и ужином...”

Так было принято в России новое летоисчиление от Рождества Христова, и страна наша как бы еще раз после крещения в 10 веке подтвердила верность Заповедям Господним, готовность следовать по Христовым стопам. Конечно, и в прошлые, и в нынешние времена немало было и есть людей безверных и, более того, враждебно настроенных к нашей вере, но не они определяли духовное развитие россиян. Возьмите “Жития Святых” – сколько там ярчайших примеров того, как нужно и как можно жить по Христу и во Христе.

К бессчетному легиону учеников Христовых мы причисляем прославленного русского живописца Андрея Рублева. Помню, с каким волнением по нескольку раз смотрели мы фильм о нем, снятый нашим современником Андреем Тарковским. Как фильм этот, названный поначалу “Страстями по Андрею”, ни запрещала безбожная советская верхушка, а спрос на него был, да еще и какой, – фильм вышел на экраны и до сих пор с них не сходит.
Наверно можно отнести к ученикам Христовым и самого автора фильма, ведь он, несмотря на жестойчайшую цензуру, на строжайший атеизм в стране, и сам верил в Бога, и создавал фильмы, высочайшие по духовному началу, великие по служению Правде Христовой, по служению нам, простым людям земли. Тут мы видим еще один пример – человек одаренный, честный, совестливый, в каком бы он обществе ни жил, но дорогой идет именно той, которая  непременно приводит к Иисусу Христу, к Богу нашему всемогущему.

Это уж закон такой. И ничего тут не поделаешь. Большие нелюбители поэта Евгения Евтушенко не раз ставили ему в укор: вот-де модным стало приобщаться к вере,  к церковной жизни, и Евтушенко тут как тут – пишет стихи о вере. Мы уже как-то цитировали  такие строчки поэта:

Я стольких спас по тюрьмам и по зонам,
Да вот подсчет спасательствам – позорен.
Но я не спас так многих и так много,
И я боюсь прямого взгляда Бога.

“И я боюсь прямого взгляда Бога” – нет, в этих словах нет притворства, здесь великая исповедь великого человека, великого поэта. А великие поэты желали своей стране, своему народу только великой веры в Творца, поскольку только в такой вере может быть для людей и счастье, и здоровье, и успехи во всех делах. Вот Евгений Александрович и дает совет всем нам, россиянам:

Твой, Россия, лучший выбор –
Если выберешь Христа.

Тысячу лет Россия жила с Христом, с ним она и останется на веки вечные.

(Продолжение следует).