Правда не бывает громкой...

Алексей Курганов
(мысли по поводу фильма «На войне как на войне»)

Вчера 25 августа, вечером, кажется, по Пятому (Питерскому, одному из очень немногих телеканалов, которые сегодня ещё можно смотреть, не испытывая тошнотно-рвотного рефлекса), показали фильм «На войне как не войне». Я не могу сказать, сколько раз смотрел эту ленту, которой в этом году исполнится 43 года, (счёт, думаю, идёт на десятки) и сколько раз буду смотреть ещё (но то, что буду, и не раз, сомнению не подлежит). Этот фильм, без всякого сомнения – гениальный фильм, один из самых лучших о Великой Отечественной войне, стоит всё же  особняком от других «великоотечественных» фильмов. Да и на самом деле: в тех же «Живых и мёртвых», «Освобождении», «Батальоны просят огня», «Горячем снеге» и других весь сюжет закручен вокруг батальных сцен, взрывов, выстрелов, огня и крови. Здесь собственно сражение занимает хорошо если треть времени от всей продолжительности ленты, да и то какое там сражение: ни мужественно стиснутых скул, ни горящих глаз, ни криков «За Родину!» - ничего этого нет! По сути, самоходка Малешкина сгоряча влетела в деревню, надо как-то из этой ситуации выкручиваться, тем более, что назад, к основным силам не отступишь, вот и пришлось драться-отбиваться, молить Бога, чтобы эти самые основные силы подоспели вовремя. Ничего, абсолютно ничего геройского! Совершенно! И, кажется, странное дело: вот этому совершенному геройскому «НЕгеройству» веришь сразу и бесповоротно! Веришь потому, что понимаешь: именно ТАК, только ТАК и было! Без всяких красивостей, без геройских поз, театральных жестов, и мужественных улыбок на умирающих устах (фу, пошлость какая!)! А ведь именно так многие и снимали! Снимали и  считали (искренне считали или «прогибались» под коньюнктуру – это другой вопрос), что ТАК И БЫЛО! Больше того, продолжают ТАК снимать и сейчас! Вот, например, недавно показали один современный фильм всё на ту же «великоотечественную»  тему. Я не удержался, расхохотался: показывают наших окруженцев, которые по сюжету уже две недели выходят из окружения, а, извиняюсь, морды у них чуть ли не лоснятся от жира (повторяю: у окруженцев!) и все – тоже немаловажная деталь! – ГЛАДКО ВЫБРИТЫ! Нет, я понимаю, что сегодняшние режиссёры считают зрителей круглыми идиотами, их, наверно, сейчас ТАК учат - но всё равно нельзя же ТАК!
И возвращаясь к фильму, ещё два конкретных момента. Виктор Курочкин, по чьей повести фильм и оставлен (он же является и его сценаристом), по сути, автор ОДНОГО литературного произведения, именно этой повести. Впрочем, как измерить значимость писателя? Виктор Некрасов тоже написал всего лишь одну ЗНАЧИМУЮ книгу – « В окопах Сталинграда», и этого было вполне достаточно, чтобы он стал одним из лучших писателей-фронтовиков. Та же самая история и с Курочкиным. Тоже фронтовик, был тяжело контужен в конце войны, закончил Литературный институт, работал журналистом, сценаристом, выпускал литературные сборники – а запомнился именно этой ОДНОЙ повестью, одной –но КАКОЙ! Может, в этом и было его предназначение? Кстати, любопытный факт: финалы фильма и киноленты существенно разнятся: в фильме погибает сержант Домешик, а в повести -  сам Малешкин. Впрочем, это уже детали.
И ещё. Я заметил, что во всех анонсах, которые предваряют показ фильма, упоминаются три актёрские фамилии – Кононов, Борисов и Павлов.  А как же Одинцов, сыгравший по-крестьянски мудрого Осипа Бянкина? Почему, с какой стати такая вопиющая несправедливость? Да, Одинцова трудно назвать «звездой», но это только сегодня каждая актрисулька и каждый прыщавый юнец, засветившиеся в третьесортном сериале, непонятно за какие заслуги называются «звёздами», а во времена СССР это определение было очень трудно заслужить. Да, не сверкал, но, тем не менее, был прекрасным артистом, работал в Театре Вахтангове, Маяковского, начал сниматься аж в 1938 году (первая роль – безымянный пушкарь в фильме самого Эйзенштейна(!) «Александр Невский»), снялся в нескольких десятках фильмов. Так что забывать Одинцова и задвигать его на задний план, ей-Богу, негоже!