Я помню. Глава 32 Еще раз об А. Твардовском

Майя Уздина
А  как страдал А.Т. Твардовский от цензуры! Мы всегда думали об этом, не писали писем, но думали и страдали вместе с ним и редколлегией «Нового мира».
 Но вот недавно смешным тиражом всего в 3000 тысяч экземпляров вышел в свет «Новомирский дневник Твардовского». Огромная книга в двух томах. Больно читать каждую страницу этого дневника. Сколько злобы, презрения, подлости, угроз, желания сломать, подкупить гениального поэта.

Уже после опубликования этого текста,я иногда заглядываю в эту книгу.Она подготовлена и издана дочерьми А.Твардовского.
Имеет замечательный справочный аппарат.Заглядываю,чтоб что-то проверить.И не могу оторваться от этих записей,которые Твардовский вел много лет. Он хранил их в деревянном ящике-сундучке и наказывал дочерям -в случае пожара спасать первым делом этот ящик.
Здесь его мысли обо всем,что сопровождало его жизнь.
Читайте эти дневники! Они откроют вам душу удивительной
творческой личности...

13.12.1969 года он писал: «…наверняка люди даже новомирского поколения не представляют себе… явления читательской активности по случаю гонений на журнал и меня. Да мы сами не представляли в такой очевидности этот мощный подпор за нами. Стоило за такую награду претерпеть, не рухнуть под воздействием унижений, оскорблений, угроз и видимой безнадёжности положения».

Дорогой Александр Трифонович! Я, как и очень многие читатели, никогда не писала писем в поддержку «Нового мира».  Людей страдающих за вас было очень много,  много больше, чем пишущих письма. Всю мою жизнь Вы как-будто сопровождали меня. Я старалась открыть зрителям и слушателям новые литературные произведения, новых авторов.
 Когда удачно проходил вечер, мысленно спрашивала Вас: «Ну как Вы считаете?».
И так хотелось, чтоб Вы похвалили. Мысленно я делилась с Вами постоянно, советовалась. Вы очень близкий человек для миллионов читателей.
Гениальный поэт, искренний,правдивый и каждую минуту своей жизни, честный человек.

О Вас столько написано, но ведь никто не понял этой тайны стиха, его музыки, его запахов земли и травы. Ваши  книги всегда рядом. Многие строки знаю наизусть. Когда происходит в мире террористический акт, войны, думаю Вашими словами, ставшими и моими:

«Я знаю никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…»

Когда  перечитываю  Вашу поэзию, примечаю, что даже  моё лицо  меняет  выражение – грущу, чувствую себя виноватой, страдаю, улыбаюсь, смеюсь, усмехаюсь, сострадаю, восхищаюсь – одним словом  живу.

 Какого поэта и человека подарила русская земля в 20 веке миру!

Занимаясь этими записками ,читая о писателях работающих  в мое
время,я постоянно вижу,что значила для них оценка
А.Т.Твардовского.Это была самая важная оценка,какая бы она не была-одобрение или порицание.И никогда его оценка произведения не была связана с  отношением А.Твардовского к автору.
Не потому ли сейчас так важно для писателей,не получивших одобрения Александра Трифоновича,написать о Твардовском что-нибудь обидное. Не знаю,встречался ли поэт Юрий Кублановский
с Твардовским,но его статья,опубликованная в немецком русскоязычном журнале "Зарубежные задворки",возмутила меня оценками поэзии Твардовского,которого знают и почитают миллионы людей.
Конечно,свое мнение может иметь каждый,но выбрать такое время-
 100-лет со дня рожденья,это уж ни к чему.

Продолжение:http://www.proza.ru/2011/08/26/597