О классовой психологии или почем нынче революция

Иосифъ Джугашвилли
О классовой психологии или почем нынче революция.


 
«…человек не может охватить=отразить=отобразить природы всей; полностью, - писал В.И.Ленин, - ее «непосредственной цельности»…», и именно поэтому он создает абстракции, понятия, схемы, поэтому он нуждается в мировоззрении и создает его как совокупность наиболее общих представлений об окружающем его мире, о своем месте в нем. Человек, общество, в котором он живет, - это арена постоянной борьбы вне зависимости от социально-экономической формации. Человек, как биологическое и социальное существо, сохраняет самую важную свою потребность – выжить в любых условиях, какие бы они не были неблагоприятные. Это закон природы. Поэтому большая часть человечества является инертной на подъем массой. В этом парадокс и в то же время его достоинство.

У человека микромира есть одна потрясающая способность – к выживанию в любой среде, в т.ч. социальной. Он в социальном плане является всегда оттиском с матрицы той или иной ситуации и иным быть не может. Для нет ничего дорогого в мире. Именно поэтому он – верноподанный всех религий и идеологий, любых верований и мод. Невероятная пластичность духа, способность к мгновенным изменениям «знака», пожалуй, и составляют его истинное  «я».
Описываемый тип человека в социальном плане весьма изменчив. Он может самым активным образом служить и добру. Но, склеившись в массу, оказавшись в руках иных политических авантюристов, он способен вдруг очень агрессивно строить здание вселенского зла. Пример гитлеровского фашизма или пресловутой контрреволюции в СССР.

Человек… «пластилинового» типа в социальном плане – основной физический исполнитель многих драм и трагедий в мировой истории. Механизм действия драмы всюду одинаков. Дирижирует событиями не он. Классовые интересы, социально-экономические и политические пристрастия эпохи создают партитуру «действа». Обычно находится человек, от имени которого выносятся решения, и, наконец, наступает время для действия человека микромира; последний сбивается в «массу», «склеивается» в одно неразличимое, однородное целое. В этом состоянии он готов «исполнять» все. Ему только нужен удар, который подстегнул бы его, - удар политического хлыста….

По своей внутренней природе он внеидеологичен, внеморален (основной постулат его морали: мир существует для меня). При перемене ситуации он с таким же успехом играет и противоположную по характеру, положительные роли, демонстрируя чрезвычайно быстрое улучшение «человеческой породы». Политический хамелеон, человек микромира всегда там, где ему в данный момент и при существующей расстановке сил выгодно быть. В «хорошие» времена он – хороший, в «плохие» – плохой. И это, пожалуй, его основная черта как социальной единицы общества…

А теперь обратимся к экономике.
Капитализм упорно защищает себя экономическими, политическими, идеологическими,  религиозными средствами. Арсенал средств защиты этой системы, конечно, весьма разработан. Лучшие интеллектуальные силы брошены на создание защитных механизмов. Особенно это хорошо мы прочувствовали с момента разрушения СССР. Вся идеологическая, политическая и экономическая машина капитализма обрушилась на нас мощным прессом.
Отсюда возникает вопрос о революции. Известно, что революции происходят не каждый день, а лишь при готовности соответствующих объективных и субъективных интересов. Начиная с 1991 г., определенная активная часть сторонников социализма ведет активную пропагандистскую работу вплоть до пикетирования проходных заводов.

 Однако все эти действия наталкиваются на бездушную, равнодушную безликую массу. В данном случае это связано с тем, что социализм в СССР съел мелкобуржуазный класс крестьянства, союзник пролетариата при социалистической революции, между прочим. Это обусловлено тем,  что крестьянство – основной класс феодализма. Известно, что социалистической революции 1917 г. предшествовала буржуазная. Несмотря на то, что к тому времени в России имелись промышленные центры, в которых сосредотачивался рабочий класс, все-таки страна в целом была крестьянской, отсталой и в экономическом, в политическом, и в культурном планах. Общество не получило в полной мере всех плюсов, которые способен был дать капитализм на начальных стадиях, не поварилось в котле более прогрессивных  по сравнению с феодальными буржуазных отношений.

И сложилась весьма парадоксальная ситуация… После Февральской и Октябрьской революций в стране имели место сразу два «слипшихся» движения: шло развитие  общества к социализму и одновременно продолжали существовать недовостребованные буржуазные отношения, которые не только не исчерпали своих потенций к развитию, но и не раскрыли того положительного, что они могли дать в такой отсталой стране, какой была Россия. Сразу после Октября эти отношения стали истребляться. Если бы так продолжалось и дальше, экономическая (а с нею и политическая) катастрофа была бы неминуема – объективные трудности множились с невероятной быстротой. И В.И.Ленин вовремя это понял. Появился НЭП. Более того, как следствие остались товарно-денежные отношения.

Складывался институт собственности в форме безличной государственной собственности. Собственно, государство по отношению к народу стало выполнять роль «совокупного капиталиста», а в качестве главного менеджера выступил Сталин. Государство оказалось его вотчиной. И именно это было социализмом. Т.к. шла концентрация капиталов и в промышленности и в сельском хозяйстве в интересах всего общества. Самым большим достижением того периода можно считать уничтожение противоположных классов и классового антагонизма, а  также подчинение производства общественным, точнее, общегосударственным интересам…Шла острая борьба в общественном сознании, принимавшая порой чрезвычайно ожесточенные формы. Эпоха порождала культы вождей, культы руководителей всех рангов – от государственных до местных. Мелкобуржуазная психология была загнана в подполье, но от этого не перестала существовать и легализовалась в правящей партии КПСС, начиная со времен правления Хрущева. Собственно, это был результат недостаточного развития производительных сил при прогрессивных производственных отношениях. В значительной степени СССР прошел капиталистическую стадию развития при социалистической системе организации производственных отношений. Единственное, что это было не соответствие субъективного фактора объективным явлениям в производстве. До 30% рабочего класса было связано непосредственно с сельским хозяйством.

Все это является причиной того, почему сейчас о революции на территории СССР пока говорить рано. Здесь следует отметить о  соединении революционного и эволюционного. Эволюция объективно приведет к революции.
Против революции можно бороться. Ей можно придать неправильный импульс, неточное направление, навязать ложные цели. В этом смысле бороться с эволюционным процессом безнадежно. Каковы пути изменения капитализма? Это пути постепенного огосударствливания, обобществления собственности, скажем, через институты менеджеризма, когда уже не собственники являются носителями власти, а управляющие, когда собственность отделяется от управления; через такие экономические и политические структуры, как «Общий рынок», Европейский парламент; через крупномасштабные экологические и технические проекты, осуществление которых вызывается объективно, но становится практически неосуществимым в рамках частного капитала…
 
Наиболее яркий пример успешной  борьбы с революцией  1933 г. в США, когда у власти был Рузвельт – это миллиардная «кость» (были выделены 3,3 млрд.д. на государственные работы), которая  была схвачена трудовой и безработной Америкой. Энергия «канализировалась», «пошла» не по пути открытой классовой войны, а по пути скрытого, медленного переваривания брошенной подачки. Народ в основной своей массе удовлетворился завоеванным и «примкнул» к «новому курсу».
 
Это создало предпосылки для становления государственно-монополистического капитализма в плане мирового господства.
Итак, о революции на территории разрушенного СССР сейчас говорить рано:
- рабочее движение находится в плену мелкобуржуазных иллюзий;
- коммунистические партии, возникшие после 1991 г., не являются коммунистическими, по сути, это социал-демократическое отражение мелкобуржуазной КПСС времен СССР;
- идет концентрация капитала с участием  иностранных ТНК и ТНБ;
- укрепился компрадорский капитал коммунистической номенклатуры в качестве подчиненного сионистскому капиталу;
- идет формирование классовой пролетарской партии и классового пролетарского сознания;
- страны на территории СССР стали частью мирового капиталистического хозяйства.

Значит ли это, что не надо ничего делать. Нет. Надо вести агитационно-пропагандистскую работу по доведению социалистического сознания до рабочего движения.
 

                По материалам книги: Валеев Д.Н. Три лика. М.1990.


                10.06.00