Я помню. Глава 27 Вечер Натальи Кончаловской

Майя Уздина
Очень редко  мне поручалось готовить и проводить вечера, посвященные юбилейным датам авторов, об этом просило начальство.

 Один такой вечер был посвящён Наталье Кончаловской.
 Наталья Петровна родилась в семье русского художника П. Кончаловского.  Её мать была дочерью В.Сурикова.
Наталья Петровна– автор книги «Наша древняя столица» (она писала её 15 лет).Книга предназначалась детям .Была написана
стихами.
 Вообще, это была очень деятельная женщина.  Писала, переводила, пропагандировала творчество Э. Пиаф,в свое время помогла Александру Градскому-замечательному певцу. Много времени посвящала дому и музею В.Сурикова, была удивительной рукодельницей. И чем только она не занималась – от изготовления шляп  до саморучно покрашенной печки. Первый брак был неудачный. В 1936 году она стала женой молодого детского поэта Сергея Михалкова.

Её дети Андрей и  Никита и муж Сергей Михалков  приняли активное участие в этом помпезном вечере. Среди полного зала зрителей было много участников последнего к тому времени фильма Н.Михалкова “Родня“. Н.Михалков даже попросил, обращаясь к залу: «Родня, поднимитесь!». И ползала зрителей встали. Вёл вечер Анатолий Алексин.
 Весь вечер был каким-то вымученным.
Н.Дурова привела медведя, который, стоя за кулисами, громко рычал. Он должен был давно быть на сцене и выпить за здоровье юбилярши воду, налитую в бутылку из под водки. Зверя мучила жажда, но предыдущий оратор не мог закончить затянувшееся приветствие. Рычание было всё громче, зал волновался, не понимая, что это за страшные звуки.

Были ещё неприятные моменты в продолжение вечера.

Какая-то незнакомка из зала просила слова. Ведущий – Анатолий Алексин разрешил ей говорить. Она вышла на сцену и, лицом к Наталье Кончаловской, а спиной к залу, стала читать свою поэму, посвященную поэме Н. Кончаловской.Это была жуткая тягомотина.   

Но зато после вечера меня ждал неожиданный подарок. Мне посчастливилось общаться с Нонной Мордюковой.
После юбилейного вечера Н. Кончаловской,  попросила она сопровождать её в “Кукушку“ – небольшое кафе, куда заходили отдохнуть и пообщаться участники вечеров.
Заказали турецкий кофе, сварённый на песке, орешки, бокал вина. Я восторженно отзывалась о её работе.

 Она рассказывала о В.В. Тихонове, о его родителях, живших  в  Павловом Посаде.  Отец-  Василий Романович Тихонов работал механиком по станкам на фабрике платков. Семья любила словоохотливую сноху. Сам В. Тихонов был молчуном. Перед смертью Василий Романович долго и тяжело болел. Когда  Нонна  Мордюкова приехала на похороны, лица близких людей были черными от горя и усталости.

И среди этого горя, открывается дверь, входит простая женщина, повязанная платочком и говорит, обращаясь к покойнику: “Красавчик  ты мой, дорогой ты мой, наконец-то, отмучился! “.

 Всем как-то сразу  полегчало. Рассказывала это мне Нонна Викторовна и сама изображала все это. Будто не одна малознакомая женщина перед ней, а целый зал зрителей смотрит на нее. Это был театр одного актера для одного зрителя.

Подвожу итоги своей работы в ЦДРИ. Эти застойные годы для меня были прекрасной жизнью. Очень благодарна  судьбе  за эти годы работы, за новые знакомства, за новые знания, да за новую жизнь. Я часто приглашала на вечера свою подругу – врача-реаниматолога из Боткинской больницы  Надежду Оноприенко. Мне хотелось, чтоб она была среди зрителей, которым я старалась представить  интересных писателей, поэтов. После вечеров люди рассказывали о своих восприятиях.

 Однажды Надежда сказала мне: “Какая хорошая у тебя работа – вокруг тебя всегда праздник, а меня окружает горе. 
Все эти годы я таскала за собой дочь, как кенгуру таскает  кенгуренка.

Да, спасибо за этот праздник. Но время его разрушало. Ушли из жизни любимые люди, руководители сменились. Денег не хватало, стали сдавать часть помещения в аренду. Я решилась уйти с работы.
Продолжение:http://proza.ru/2011/08/26/566