Солярис

Сергей Горцев
«Солярис» Андрея Тарковского - один из моих  любимых фильмов о любви. Какая-то необыкновенная, волшебная  красота…

 Уже  много  лет прошло, а  красота эта не затухает.  Выразительные лица  актеров… пейзажи… декорации… освещение… краски…  звуки… Может быть, это  самая красивая  из всех семи великих работ  Тарковского. Впрочем, все его фильмы красивы по-своему.

…В один из моментов  фильма у меня  текут слезы.  Каждый раз. Эта сцена изумительна и затрагивает что-то такое внутри, о чем ты сам только догадываешься, что-то очень личное и сокровенное…  Быть может,  вы тоже пережили эти непередаваемые мгновения.

«Мы  любим то, что боимся потерять…» - эта фраза Криса Кельвина долго не дает покоя тем, кто не признает одномерности мысли и  случайности событий.

 Когда впервые  смотрел «Солярис»,  почему-то  с первых кадров остро почувствовал, что между режиссером и актрисой-героиней фильма существует  особое  притяжение, есть  какая-то тайна.  Я ощущал, что героиня связана больше  чем-то незримым не с героем фильма , хотя Банионис играет потрясающе, а именно с режиссером. С каждым новым просмотром это странное чувство  только усиливалось. Пытаясь найти подтверждение своей догадки,  давно стараюсь не пропустить   любые материалы о съемках и  взаимоотношениях между  создателями фильма.

И вот  недавно в воспоминаниях Натальи Бондарчук нахожу то, что искал:

«… Звонок. Пригласила к себе Лариса Ефимовна Шепитько. Иду с радостью. Идти недалеко, дома рядом. Пришла, встречают Элем Климов, муж Ларисы, и Андрей. Это он попросил Ларису позвать меня в гости. Сели за стол, немного выпили, читали стихи. Вышли с Андреем в соседнюю комнату. Я села в кресло. Он долго на меня смотрел, потом быстро ко мне подошел, неожиданно встал на колени и уткнул свою лицо в мои. Признался, что любит меня  уже целый год, нежно и преданно.

Я сняла с себя цепочку с моим знаком зодиака – Тельцом, которую подарил мне мой отец, и надела на него. И еще вручила Андрею самую дорогую для меня иконку Владимирской Божьей матери. Эта иконка всегда висела над моей кроватью.

Сели за стол… Верно почувствовав мое настроение, Лариса Ефимовна пригласила меня в свою спальню… Тепло говорила о моем муже…  « И у Андрея, и у тебя чувства пройдут, он несвободен, так же, как и ты.»

Андрей поставил пластинку Баха, музыку из «Соляриса», которую я так любила. Я прошла в ванную комнату. В зеркале я увидела свое лицо, лицо Хари – женщины, которая любила, но у которой не было ни единого шанса на счастье с любимым. Ни единого…  И чтобы спасти его от безумия… взгляд мой упал на оставленное лезвие бритвы… Чтобы спасти всех нас от безумия… нужно  уйти, немедленно уйти из жизни. Я схватила бритву и рубанула себе по венам…»

 

Выходит, предчувствие меня не обмануло… « Но должны быть стихи», - сразу подумал я.- « Она должна писать ему стихи!»

И  эти стихи есть:      

                А.Т.

                Как мне глаза твои увидеть,

                Как мне почувствовать твой вздох

                На расстоянии, не увидеть

                Твоих неразрешенных снов,

                С какою силою связаться…?

                Преодолеть пространство дней,

                Предстать. И кинуться в объятья

                Судьбы и мудрости твоей…

               

И  здесь же слова Тарковского: « Настоящая любовь не бывает безответная. Иначе она не настоящая».

Раньше  бы решительно возразил. Сейчас думаю, что, скорее всего, прав был Андрей Арсеньевич…

 

 

               
                Слушать        -        http://www.youtube.com/watch?v=4YYLvayn_ZI

 

                Смотреть слайд-клип - http://www.youtube.com/watch?v=DV5xz-dXCXw&feature=youtu.be






Август 2011