75 Кононенко Борис Николаевич-дОбрая душа умная го

Владимир Крыленко
  75 Кононенко Борис Николаевич - дОбрая душа, умная голова, золотык руки!

ГоворЯт, что хорошего человека
не испОртят ни деньги  большие,
нм влАсти над людьми большие! -
А ВСЁ - Оччень прОсто -
Потому что хорошему человеку
НИКОГДА не имЕть:
ни дЕнег больших
И нм влАсти!
Правда, как и во всём прОчем, есть и исключЕния!
Например, СевастьЯн СпиридОнович ТектонИди
за свои годы имЕл
и прилИчные дЕньги,
и прилИчную влАсть,
но ЕГО не испОртили ни деньги,
нм влАсть над людьми - дОлгая и довОльно большАя:
ОН дОлгие годы был Главным ИнженЕром знаменИтого ГАЗа в городе Горьком,
потОм - директором Авиа-завода в городе  Луховцы,
а потОм в этом же городе  Луховцы
ЕГО ТРИ раза подряд люди избирали МЭРом!

А вот Борису Николаевичу Кононенко,
несмотря на ЕГО дОбрую душу, умную голову и золотые руки,
не довелося имЕть дЕло
ни дЕньгами большими, нм с влАстью!
А жаль! - ОН мог бы многое сделать полезного для Людей и для ПРИРОДЫ,
которую ОН до сих пор Очень любит - нЕ как потребитель,
а как реАльный, конкретный СозидАтель! -
Жаль - другОй - тож Борис Николаевич -
ОказАлся НЕ СозидАтель,
А Великой Страны РазрушИтель -
20 лет уж Страну РазрушАют,
А полЕзного НЕ добавлЯют!

     Мой дважды троюродный брат - Кононенко Борис Николаевич
роюден 29 августа 1936-го в г.Славянск-на Торце (по словам Бори,
его родили не в Славянске, а в г.Серго). Вскоре Его Бабушка -
Евдокия Тарасовна забрала Борю к себе на Хутор, где в 1944
Он пошёл в школу НСШ №37 на посёлке шахты Семь-и-Восемь,
где в 1951 с отличием окончил 7 классов НСШ.
     До лета 1949 Боря вёл себя враждебно со мной (хотя мои
Мама-Папа - двоюродные Его Мамы) и Их <Троица> (двоюродный брат
Бори - Виня, Боря и квартирант Бори - Вова Страхов) иногда
забрасывали меня камнями (по пути из школы). А летом 1949-го
я и вся <Троица> вдруг сразу подружилась и я большую часть
свободного времени проводил с Борей - в основном в ихнем дворе,
а зимой - в Его комнате. Тогда же - в 1949 Боря прозвал меня
<Бова> (по имени богатыря - персонажа стихотворения <Лес>)
и этой кличкой меня звали все (на Хуторе и в школе) до
отъезда в Среднюю Азию 25 августа 1959-го (теперь Боря
называл меня Вова или Володя). А я до 1959 обращался
к Нему только Борис, а с 1959 - только Боря.
Вечером 4 ноября 1949 (отмечали День Рождения (12 лет)
Вини; Боря в первый раз попробовал (выпил по рюмке 50г)
вина и самогона (заставил ВасМихГаврилец). Тогда Боря видел,
как Люда Чагина (наша соседка 12 лет) во флигеле Бори устраивала
шествия голых девочек; в конце 1953 на вечере в СШ№53 Боря
показал мне Люду и сказал, что Она вышла замуж за инженера
(но я Её не узнал - Люда из смугляночки успела превратиться
в бледнолицую напудренную даму, даже не глянувшую в нашу
сторону). В мае 1947 Люда пришла ко мне домой, я говорить
не умел, показал Ей журналы, но Люде это было неинтересно,
Она сразу ушла и навсегда потеряла интерес ко мне.
В сентябре 1947-го моя Мама повела меня во двор к Люде,
а там зарезали тёлку, что стала плохо есть и похудела.
А я увидел, что из сердца у тёлки что-то торчит, и
спросил: <- Ма, а шо то такЭ?> А Ма наклонилась и
вытянула из сердца тёлки кусок ржавой стальной проволоки
диаметром 1 мм и длиной 10 см (видимо тёлка шла вдоль
забора-плетня и эта заноза вошла в вену, обломилась,
по вене вошла в сердце, а мышца при сокращении проткнула
стенку и вытолкнула занозу наружу, что и ухудшило здоровье тёлки).
И ещё эпизод. 6 ноября 1949 Боря, Виня, Вова Страхов и я пошли
в Вильхи и только залезли (через дыру в заборе) к карусели
(на ней перед этим оторвало руку мальчику) в пионерлагерь,
а тут к нам по аллее идёт сторож; его собака молча бежит к Боре,
но Боря спокойно (словно мяч) бьёт её кирзовым сапогом в челюсть,
собака совершает кувырок-сальто и молча бежит к сторожу, а мы все
молча вылезли через дыру в заборе, перебрались через речушку
Камышеваху и залезли по крутому склону наверх. Там много
воронок (4-5м в диаметре - от взрывов бомб), заполненных
тающим снегом. Мы побросались снежками, я попал Вове сзади
под колено, Он заплакал и мы пошли на <концерт> в школу,
где перед нами на помосте у доски выступали Люда Чагина
и ещё девочка - голенькие (в одних узеньких трусиках)
делали <мостики>, <корзинки> и др., очень привлекательно
выпячивая животики и пипоньки...

    Весной 1950 Боря сам ездил в Киев (Пуща Водицы) в санаторий -
лечил глаза (вроде-бы вылечил, не жалуется).
    В последний день учёбы в 7 классе, перед самым последним
уроком Боря и я зашли с перемены в класс, а вокруг нашей парты
(в 7-мом классе Боря и я сидели рядом) стоит толпа учителей
и учеников, директор школы №37 (Полосин Сергей Гаврилович -
низенький, кругленький, учтивый математик) и наш клас-рук
(Беспалов Ал-р Львович - учитель немецкого, истории и физики;
бывший лётчик с багровыми шрамами от ожогов по всему улыбчивому
лицу); все осуждающе глядят на нас и говорят нам: <Вы исключены
из школы!> (за то, что за 10 мин, что мы не были в классе, кто-то
что-то (я так и не узнал - что) написал на нашей парте). А ни Боря,
ни я не только не писали, но и ни разу не произносили <нецензуру>.
В 7 кл Боря даже придумал <химическое> (мы изучали химию)
ругательство <Ангидрит твою перекись марганца!> (подобио
<А ядрИть свою Мать!> Бабушки Тарасовны). На меня нашли
злость, апатия и безразличие от такого идиотизма взрослых,
уважаемых людей; я пошёл домой, сказал Маме, что Её просят
в школу. Она сходила, Мама Бори тоже - и <инцидент был исперчен>.
     В 1-3 классах Боря уже хорошо рисовал, используя приём
свето-тени. Мне нравился его наклонный почерк с параллельными
линиями букв (вскоре я тоже начал так писать и отучил себя от
него на более разборчивый уже в институте). В 1950 Боре
купили настоящий (надувной) волейбольный мяч (а играли им
и в футбол), а в 1952 купили велосипед, фотоаппарат <Зоркий>
(за 800 рублей) и гитару. Боря всё быстро освоил. Он хорошо
и много ездил на велосипеде, но, в отличие от небрежного Вини,
не швырял его на землю, а бережно протирал, чинил, выпрямлял спицы,
центровал, клеил камеры. Боря фотографировал пейзажи, людей и собак,
печатал фотографии (у меня есть много Его снимков).
Боря по самоучителю сам освоил гитару, сам настраивал её
и сносно играл (для меня это было непостижимо). Еще весной
1949г. я видел, как Боря (по-пути из школы) -разговорился
и играл в шахматы со встреченным, почти взрослым Тарасом
(жившим на пос. 7и8 в хате-сотах над Ручьём). А для меня
всё это казалось непостижимым. Но в 1950 я, увидев у Бори
красивые фабричные шахматы, вырезал (из мягкой молодой вербы)
шахматные фигурки и покрасил их акварелью в чёрное и красное.
А в мае 1951 Боря показал мне, как ходят и бьют фигуры и пешки
и я тоже смог играть и даже выиграл у Бори первую партию (чему Он
обиделся), но потом выигрывал только Он. В августе 1950 Боря
с кем-то доплыл (на автомобил-камере) до середины нашего Ставка
и оттуда сам доплыл до берега. Узнав об этом, на другой день
я сам переплыл Ставок и с того же дня мы с Борей вместе по 2-3 часа,
до посинения переплывали Ставок вдоль и поперек по много раз.
Не зря Виня говорил в 1951, что я многому научился у них. Виня
и Боря выдрессировали меня спорить с Ними (возражать и огрызаться
на словесные нападки). Виня и Боря по пути в школу или из школы
(а это - около часа неспешной ходьбы) провоцировали меня на спор
с Ними и мне приходилось искать аргументы и доказывать Им что-либо
по самым разным вопросам (хотя я тогда говорил с трудом, а с мало
знакомыми или чужими - вообще не умел говорить). Тогда же я научился
цепляться и залазить на-ходу в кузов грузовых автомашин и слазить
на-ходу. Осенью и зимой (когда в 7ч утра ещё темно) я цеплялся,
ориентируясь на тёмный силуэт бортов на светлом фоне от света фар.
В школу мы нередко ездили на попутных (ехавших с Алчевского
метал-завода на <ПодземГаз> в г.Лисичанск за кислородом) грузвых
машинах. Домой мы тоже часто ходили вместе (и с Виней, за что
городские звали нас <Три мушкетёра>). И в кино (1 рубль за 1 билет)
после школы заходили вместе. В 8-10 кл в СШ №53 я сидел с Борей на
последней парте. В 1949 дома, в своей комнате Боря показал, как Он
перепрыгивает через высокую спинку стула; я сам никогда бы не
осмелился на это, но увидев - попробовал и я сразу смог тоже
перепрыгнуть. Так же и тогда же - летом 1949 я осмелился лазить
по крутым голым скалам над водосливом из нашего Ставка.
В сентябре 1949-го Боря в ихнем огороде бросил в меня копьё
(надеясь, что я успею отскочить), но я растерялся, не сдвинулся
с места и наконечник ударил сверху в подъём моей левой стопы.
Сначала было не очень, но через 15-20 минут стало очень больно
во всей ноге и я в тот день в школу не пошёл. Тогда же - осенью
1949 Боря с шестом с крыльца их веранды перепрыгнул через двор на
штабель досок; я попробовал - и у меня тоже получилось; после этого
я дома в огороде много прыгал в высоту, а потом попробовал прыгнуть
в длину с крыши сортира (около 2,5м высоты), но в прыжке шест
переломился, я грохнулся спиной об утоптанную землю и чуть не
задохнулся - долго не мог вдохнуть воздух (после этого я уже
не прыгал). А Боре пришлось прыгнуть ещё. 16 мая 1954 (на другой
день после <последнего звонка>) нас послали на стадион <Победа>
выступать (без подготовки) за СШ №53 в легкоатлетическом первенстве
школ города Кадиевка. Боря (без подготовки!) занял 1-е место по
тройному прыжку, 1-е место по прыжку с шестом (260 см, хотя впервые
увидел настоящий - бамбуковый шест), 2-е место по прыжку в длину
и в беге на 100м (1-е занял <профи> Урванов - родственник Бори).
Виня пробежал 200м с барьерами, а я (со слабыми результатами)
пробежал 1500 и 800м, толкнул ядро и <метал> очень гибкое и
вихляющее металл-копьё, больно стукнувшее меня хвостом по
затылку в момент броска (все 3 настоящих деревянных копья
сломал в 3 попытках-бросках один парень). Зато 9 мая 1954
наша команда (5 школьников - 4 из нашего 10А класса) заняла
1-е место в городе в стрельбе из малокалибер-винтовки на 50м
лёжа; я выбил (без подготовки) 77 из 100 (средний в команде).
Боря и Юра Субботин окончили 10 классов с медалью (серебро)
(по 2 четвёрки; а у меня вдруг оказалось 3 <4>, хотя меня никогда
не считали отличником). Боря хотел пойти учиться в Одесский
гидротехнический ин-т (тогда строили ГЭСы и Каналы и туда
поступила влюблённая в Борю Верёвкина), но Мама-Папа отговорили
Его и в июне 1954 я провожал Борю в Киев сдавать документы для
поступления в ПолиТех институт (без экзаменов); в городе нас
увидел военрук нашей школы и повёл меня за город в карьер
(где я выстелял 30 патронов) и послал меня с черноброво-чубатым
парубком Прокопенко (из СШ №44) в Ворошиловград, где мы заняли
2-е место по области. Тогда же - в июне 1954 Боря на поляне за
Донцом, увидев буровую вышку, отговаривал меня:
<- Не стОит идти в геолого-разведчики, чтобы увидеть красивые места!>).
К нам домой Борю старались не пускать Его Бабушка и Мама, считавшие
наш Дом и Двор Борделем и притоном бандитов и пьяниц. В некоторой
мере - так оно и было - и Виня, и Боря впервые <познали женщину>
именнно в нашем Дворе (я по-неумению никогда не участвовал ни в
<флирте-сексе> (о чем я всегда сожалел), ни в пьянках (о чем я
никогда не сожалел)).
     В 1955-58г. Боре нравилась Вера Бахтина (Его троюродная
и моя двоюродная сестра); Он с Верой слегка заигрывал и Ей это
тоже нравилось. Но об этом доложили Его Маме; Вера Ивановна
была резко против Веры и из Магадана последовала строгая команда:
<- Отставить и больше не сметь! Вера Тебе не пАра!>.
Позже Вера Ивановна сильно сожалела об этом, сравнивая работящую,
красивую, улыбчивую, спокойную, приветливую, общительную, добрую Веру
со своей невесткой Ниной - не так красивой, неулыбчивой и откровенно
враждебно настроенной (к ВереИв) женой Бори.
    Увидев у нас помост-ночлежку (в 5м от земли) на груше, Боря
соорудил помост и у себя в саду, но не на дереве (не было подходящего),
а на столбах (тоже в 5м от земли). Но там никто не спал; я прыгал
с него 3 раза -очень <сущило-простреливало> ноги при ударе о твёрдую землю.
 
     Без сомнений можно сказать, что Боря был моим кумиром
(я пытался брать с него пример во всём) в 1949-1959г. (в старшем
детстве и в студенчестве). А вот пойти со мной на прогулку в бАлки
за станцией Алмазная Боря в школьные годы отказывался наотрез.
Но зато в июле 1954 (после <последнего звонка> и окончания
школы) к Боре из города пришла компания девушек из класса;
Боря зашел к нам и взял меня в поход в Балку Алмазную и даже
сфотографировался там, держа в охапку на ручьём миленькую,
маленькую, пухленькую, улыбчивую одноклассницу Луизу Головашину).
А я чувствовал себя очень неуютно - меня угнетало то, что я плохо
понимал, что мне говорят, и не мог отвечать. В ноябре 1954 Боря
прислал мне в Сталино до-востребования письмо, где описал,
как Он был счастлив, когда девочки нашего 10-А кл., провожая
Его в Киев, сказали Ему: <- Целуем тебя!>.
А летом 1955 Боря в городе пошёл со мной проводить девочек-
одноклассниц и я в светлое время шагнул в канаву на тротуаре;
после этого Боря до самого дома вёл меня под руку:
    В 1956-57 мы ездили на Донец (с Верой Бахт) и в балку Санжаровку
под Ломоватку (с нашей квартиранткой Раей Солодкой из Гуляй-Поля).
Летом 1959 мы ездили на Горячий ставок в Алмазную (с Томой
Воронежской и моей Мамой) и ходили вдоль речки Лозовой от Анненки,
через Павловку (В <Дневнике> моего брата Гриши за 1942г. отмечено:
<12 июня немцы обстреляли балку у пос.Анненка и убили там много
наших солдат: 17 июня немцы бомбили с.Лозовую-Павловку, очень
много жертв...>) до Елиной (с Колей и Толей Калинченко и Валериком
Гаврилец); есть фото - я иду босиком через речку, а Боря сидит на
мне верхом с биноклем. Со скал над Лозовой мы бросали камни пращой
(Боря научил меня делать пращу из палки, защемляя камень дощечкой).
Потом (как и в 1951) мы <ездили>, повиснув на канатах подвесной
дороги к шахте <Криворожье>. Вне сомнений, Боря был моим самым
близким другом, никогда не оскорбившим меня словом или делом.
       Приезжая (в 1955-59г.) на каникулы, Боря бежал ко мне - благо,
что противники этого - Его Мама-Папа были в Магадане, а Бабушка
Тарасовна Борю мало стесняла. Боря не увлекался туризмом, но из
Магадана Боре присылали путёвки на отдых в Минеральных Водах,
в Алуште и там Он ходил на горы, удивляясь, что горы кажутся
рядом, а идти до них долго и трудно. А летом 1959 Боря с
однокурсниками заезжали в Теберду по пути из лагерных сборов
в Махачкале.
    Боря с Его 180 см был выше Вини и меня (166 см).
По привлекательности у девиц Боря был на втором месте (после Вини).
Наша квартирантка Мария Олексенко летом 1955 (Боря приехал на
каникулы) долго - около часа заигрывала с Борей (вокруг моей
Большой 6*3 м2 Копаки с проточной водой), потом <среди бела дня>
(и я был там) затащила Борю в Домик над Копанкой (где Она тогда
жила), а там - в свою постель и сделала из Бори <мужчину>.
Как мне казалось, Боря <Этим> не увлёкся, но мне Он сказал, что Ему
<Это с Марией> очень понравилось (в отличие от Вини 15 месяцев назад)
и что не зря очень многие сами себя <Этим> развлекают. А меня,
к сожалению, ни Мария, ни кто-либо другой до сего дня (16.02.1996)
так и не затащили к себе. Так что женившись в 26 лет, я был полным
болваном, да и теперь такой. А после смерти Жены, мне пришлось
самому <таскаться> за сверх-переборчивыми <не-Дам-ами>,
воротящими от меня носы и прочие причиндалы-атрибуты <дам>.

      Летом 1956 Боря от КПИ ездил на сельхоз-работы на целину в
Кустанайскую область. На практику Боря ездил на машиностроит-заводы
Москвы и Ленинграда. На военной кафедре Борю обучали зенитной
артиллерии (лагерные занятия в Бердянске и Махачкале). В 1959 после
окончания КПИ Боря выбрал направление на работу на завод электронных
микроскопов в г.Сумы (куда ехала Избравшая Борю Нина из г.Путивль).
На этом заводе Они работали, поженились в 1960, им дали 2-комнатную
квартиру (через дорогу от завода) и 5 соток земли на берегу реки
Псёл (в 3 км от дома). Боря и на Хуторе увлекался садом (в 1952-ром
Он научился (по учебнику "Ботаника" 5кл.) прививать летом глазками-
почками и меня убедил и научил, хотя весной 1951 я успешно освоил
прививку груш черенками), а в Сумах это стало Его увлечением.

     Я и Боря изредка обменивались открытками, а в августе 1967
я с Мамой заехал на ночь в поисках работы.
В июне 1973 Боря повёз меня на мотоцикле на огород-сад, с радостью
мне всё показывал, а я не понимал и не разделял Его восторгов и
равнодушно скучал - ведь тогда всё было в продаже на каждом углу
и дёшево. Мы (я, Тома, Ваня, Лена, Славик) ночью спали у них на
полу; я чем-то приболел (все мышцы болели всю ночь) и мне было
больно утром на прогулке по городу со Славиком на шее. А в полдень
мы собрали нашу байдарку и уплыли вниз по реке Псёл. Потом место
ихнего сада застроили жильём, а Боре дали 6 соток вдали от города
(больше часа ехать и 2-3 часа идти по лесам), на крутом склоне холма.
Боря там построил Дом, вырастил 80 сортов яблонь (в том числе из нашего
Сада на Хуторе), груши, кизил и др.
       В 1962 жена Бори Нина родила Викторию и в 1969 - Александра.
В ноябре 1984 я был в Сумах, но Боря был в г.Санта-Клара на Кубе по
поводу строительства там завода типа Сумского Насосного (где Боря
тогда работал). На фото 1984 Боря с лангустом в руках красив и очень
похож на Папу. С Ниной я тогда поговорил по телефону; Нина была
недовольна и свекровью (Верой Ивановной), и Борей:
"- У Бори - золотая голова, только дураку досталась!";
"- Боря - неудачник - не смог выбиться ни в руководители, ни в учёные!"
и др. нелестные эпитеты.
     Но, как бы Нина ни злилась, но Боря создал хороший Сад с Домом,
имеет автомобиль, в ?1990 купил 3-комнатную квартиру, а 2-комнатную
отдал дочке. У Бори постоянно толпилась очередь Его поклонниц,
желавщих побыть с ним в интимном (самом глубоком, внутреннем,
задушевном) контакте.
     Боря нечасто, но регулярно ездил на наш Хутор к Маме и к
троюродной сестре - Галине Петровне Калинченко-Шекиной, влюблённой
и преданной Ему, как собачка - Она всегда задавала мне два вопроса:
<- Почему ты не привёз Мне Борю?> и
<- Когда ты привезёшь Мне Борю?>).
      В авг-1998 и в сент-2001 мы с Борей встречались на Хуторе,
но Его отвлекала Галя.
    С зимы 2002г. и после смерти Мамы в ихнем пол-Доме живёт Галя.
    20 сент-2008 у Бори в магазине случился инсульт. Вот отывок
из письма ЕГО дочи:
<<24.10.2008 Неделю назад мы забрали Папу из больницы.
Был двойной инсульт: кровоизлияние и закупорка сосуда
(ишемический инсульт). Он у меня дома. Все нормально,
но плохо еще разговаривает (раньше вообще не мог говорить).
Врач сказал, что он быстро пошел на поправку. Нужно отметить,
что врач неглупый и внимательный, несмотря на молодость.
Договорились с ним и будем дальше наблюдаться у него.
В поликлинику папу не хочу вести. Для поликлиники нужно
иметь крепкое здоровье и нервы.
     Для восстановления после инсульта Папа уже занимается
гимнастикой Норбекова. Мы с ним разговариваем, пытаемся писать.>>
И уже через месяц Боря начал много (по 20 км за день!) ходить по
заснеженным лесам и стал нормальным человеком,
много работает в саду и огороде.

Вот такие (но ещё НЕ ВСЕ!) мои воспоминания о Боре, обо мне
и о наших близких.
      И вот ЕМУ УЖЕ 75!
                ВИКрыл-ЛэДеЛи  26.08.2011