Забастовка взгляд изнутри

Михаил Анохин
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА.

(«ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ».)

ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ СОБЫТИЙ И ДОКУМЕНТЫ

Если бы скажем лет 5- 10 назад кто-то сказал о возможной забастовки  в нашей стране, мы, люди,  поднаторевшие  в изучении общественно-политических дисциплин, мягко говоря, удивились бы: какие забастовки, если при социализме нет классовых противоречий?
Рабочие, борющиеся сами против себя? Странно!
Вот они - брошюры «Два мира - две судьбы». Пикетчики, бастующие докеры.
Застывшие в немом укоре  автобусы, грузовики, рядом  водители. Это их мир.
А  у нас «свободный труд свободно собравшихся людей».
События июля этого года не оставили равнодушных. Кое-кто (хочется верить, подавляющее  меньшинство) потирал руки: «Докатились, распустились, «перестроились». 
«Вот она, гласность ... »
Другие недоумевали в душе (ведь как обухом по голове!), пытались все же трезво разобраться в происходящем, найти истоки забастовочного движения, вычислить пути выхода из кризисной ситуации.

 ДУБОВИК Александр Семенович – член президиума  забастовочного комитета города Горловка, член делегации регионального союза стачечных (забастовочных) комитетов Донецкого угольного бассейна, мастер-взрывник шахты имени Калинина объединения Артемуголь, беспартийный. (Во время забастовки подал заявление о приеме в КПСС.)

АНОХИН Михаил Петрович - член бюро городского рабочего комитета гор. Прокопьевска, автогрейдерист Прокпьевского домостроительного комбината, беспартийный.

Сегодня мы имеем возможность вместе с читателями  взглянуть на события тех дней, на дальнейшее развитие этой  новой для нас формы  взаимоотношений при социализме глазами непосредственных участников забастовки.
Волею судеб среди забастовщиков точнее сказать - среди неформальных  лидеров движения, оказались самодеятельные поэты, ранее поддерживавшие с нашей газетой чисто литературные связи.
Приехав в Москву на переговоры с представителями Совета Министров, ЦСПС  И Минуглепрома СССР, они нашли  время побывать у нас в редакции. Им слово.


АНОХИН. Была ли альтернатива забастовке? Не знаю ... Сегодня забастовка ­ свершившийся факт. Готовилась  забастовка? Да и еще раз да! Ходят слухи, что  в Кузбассе ее готовили какие-то не формальные объединения. Но не надо искать здесь неформалов, подготовила забастовку сама жизнь. Началась эта подготовка  еще в 1928 году, когда свернули НЭП.
Потом был уничтожен настоящий лидер профсоюзов Томский, а профсоюз стал придатком партии. Диалектики на словах стали догматиками на деле, а закон единства и борьбы противоположностей оказался подменен борьбой за портфели. Какая уж тут диалектика, какое развитие ...

ДУБОВИК. Горняцкое дело со времен 30-х годов не продвинулось: в руках тот же отбойный молоток, глубины, на которых ведется выработка, увеличились до 1200 метров, нормы возросли в 8-10 раз, а что изменилось?.. Единственное: нас назвали гвардейцами труда и приравняли к космонавтам - не в зарплате, конечно. Сегодня шахтеры - самая не защищенная, обиженная профессия ...

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ К ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ, К НАРОДНЫМ  ДЕПУТАТАМ  СССР

«Только тяжелейшие условия труда. Запущенность повседневного бытоустройства  горняков в старейших регионах угледобычи понудили нас прибегнуть к крайней мере - " забастовке.
В каких неимоверно сложных условиях добывается сейчас уголь,  особенно в центральном районе Донбасса на крутопадающих пластах  глубиной в  900-1100 метров. Большая запыленность воздуха, температура 30-38 градусов, внезапные выбросы угля и газа, обвалы. Как дорого дается каждый миллион тонн угля? В целом по стране гибнет один человек за добытый миллион, а в центральном районе Донбасса 3-4 человеческие жизни».

ДУБОВИК. Высокие заработки? Заработок шахтеров – показатель чисто газетный, бумажный. Машинист метро получает рублей 400, а проходчик – поверьте,  это не работа, а каторга - 120 рублей. По мнению Минуглепрома. это неквалифицированный труд. Создается впечатление, что  в родном министерстве сидят агрономы или пчеловоды; настолько они не имеют представления о шахтерском труде. «Неквалифицированный» проходчик должен уметь работать на всех видах шахтных машин, да вот только на этих механизмах, практически не претерпевших изменений с начала 30тых  годов норму не выполнишь. Кто займется пересмотром горного дела?  Я? Может, лучше правительство?..

АНОХИН. Когда наши трудящие вышли бастовать, они заявили, что у них только экономические требования. Политических - нет. А, по-моему, если у государства просят к рублю 15 копеек - это экономика, но если вы попросите полтинник и больше - простите, это политика. Если сейчас из одного рубля национального дохода на потребление  тратится только 30 копеек, а в Америке с одного доллара на потребление идет 70 центов, то изменение соотношения у нас разве не политическая задача? Рано или поздно надо решать политические вопросы. Как обеспечить нормальное распределение продуктов, прекратить утаивание дефицита, разбить круговую поруку? Потребовали мы себе контрольные функции: над торгом, прокуратурой, Советом... А это уже вопрос о власти - чисто политический вопрос.
Скажем, подписали 7 тысяч человек  требованием об освобождении отдельных лиц с постов, но нам прокуратура, горком и горисполком говорят: давайте документы, материалы, юридически вы неправомочны, решать такие вопросы» И они правы. А что народ требует?
 
«ШАХТЕРСКАЯ ПРАВДА» «К вопросу о власти». Анохин. М.  (ПРОКОПЬЕВСК),
24 ИЮЛЯ 1989 г,
«Совершенно необязательно, выдвигая политически« решения, требовать, свержения советской власти. Борьба за умы человеческие,за лучшее будущее неизбежна,поскольку она фундаментальна, как и любой подлинный закон природы. Оставаясь едиными с партией по стратегическим целям можно расходиться в тактике. Можно решать, те же задачи в иной организационной структуре. Такое «соперничество не только плодотворно для процветания общества, оно и потому плодотворно, что истинно!»

ДУБОВИК. Надо правильно понимать, что движущая сила забастовки - не забастовочный, или стачечный, или рабочий комитет, а сам народ, трудящиеся. Когда бунтует русский человек? Когда доведен до крайности. Говорите, при Брежневе тоже была крайность? Согласен, но нас еще задабривали пряником, правда, вот за чей счет?

АНКЕТА ЗАБАСТКОМА (ГОРЛОВКА)

В опросе приняли участие более
500 горловчан.
Одобряете ли вы забастовку как средство разрешения конфликтов, единственный выход для решения назревших проблем? 448- Да! 42-Нет!
Подавляющее большинство участников анкеты 447 человек – считает требования шахтеров справедливыми
485 человек проголосовали за то чтобы забасткомы продолжали работу как органы народного контроля.
442 человека считают возможным участие забасткомов проведении выборов в местные Советы.
221 человек  сделал вывод, что забастовка положительно на общественную и экономическую жизнь города
Многие сходятся  во мнении, что заметные сдвиги произошли только в общественной жизни, а в экономической из пока нет.
Думается, что это все в какой-то мере закономерно: в экономике результаты будут, но немного позже. Хотя забастком постоянно нацеливает трудовые коллективы шахт на необходимость улучшать работу, укреплять дисциплину.
«Кочегарка» Горловка 8 августа.

АНОХИН. Сегодняшний рабочий... Конечно, хочется, чтобы уровень сознания. Политизации, интеллект был выше, но мы сейчас имеем то, что имеем. Вот статья А. Салуцкого .На Петроградской стороне» в вашей газете (N34. 1989 г.).
Это взгляд человека, желающего разобраться в происходящем в рабочем движении. Во многом я с ним согласен, считаю создание ОФТ фактором. положительным. Но кое с чем можно и поспорить. В статье у Саnуцкого проходит мысль о консолидации и объединении, а я думаю: если помимо ОФТ образуется еще 25 общественно-политических организаций, то это будет прекрасно. Конечно, их нельзя выдумывать, создавать искусственно, а то получится, что соберутся три генерала без  войска и выдумали нечто. Организация должна вызреть.  Но тогда ее удушение  будет просто губительно для государства.
Ибо, уничтожая  выразителей, какого бы то ни было мнения, мы обязательно нарушаем  закон человеческого развития, и тогда «оскорбленная природа начинает нам мстить».
В декларации Объединенного фронта  трудящихся я со многим согласен, кроме - «рабочие, объединяйтесь».
Я против  любых МОНОПОЛИЙ. Можно объединиться так, что рубашки наши будут общие или жены общие, а можно так, что наши блохи  и вши будут общее. А можно так объединиться, что общим у нас будет поле, а  дома разные... Каким содержанием наполнить это слово – «объединяйтесь»!

ДУБОВИК. Я согласен

АНОХИН, Если я почувствовал необходимость консолидироваться с кем-то, то я объединюсь до определенных  пределов - для достижения конкретной  цепи. Достиг я этой цели - возможно, мне понадобится объединиться с совершенно другим человеком  или организацией, чтобы достичь следующей цели.
Строя дом, я с начало объединяюсь с каменщиком, а потом с маляром и т.д. Так и в общественном развитии. Это ведь еще Владимир Ильич Ленин говорил. Когда к  нам пришли товарищи с Донбасса  и  предложили объединиться, мы долго дискутировали: зачем? Не будем же мы объединяться, чтобы снять директора шахты или завода? И все  же объединились, но на какой основе ...

                ПРОТОКОЛ
Совместного совещания представителей  совета рабочих комитетов Кузбасса, рабочих (забастовочных)  комитетов Кемерово, Прокопьевска, регионального союза комитетов Донбасса. (Москва 23 августа.)

«Рабочие (стачечные) комитеты городов принявших участие в забастовках в июле 1989 года, считают необходимым сообщить следующее:
- выполнение протокола согласованных мероприятий между рабочими (стачечными, забастовочными) комитетами и государственным  комиссиями осуществляется недопустимо  медленно и не в полном объеме;
- рабочие стачкомы, рабкомы комитеты на местах не имеют полной и своевременной информации о том, что конкретно делается  по соглашениям кто конкретно несет ответственность по всей управленческой цепи от Совмина до горисполкома включительно.
- не имея этой информации, рабочие комитеты, стачкомы, забасткомы не в состоянии осуществлять контроль за своевременностью и полнотой исполнения соглашений;
- не имеют собственных средств массовой информации;
- не  могут спросить с конкретных виновников, поскольку конкретные виновники неизвестны, спросить за непрофессионализм или за прямой саботаж.
Представители рабочих (стачечных, забастовочных) комитетов, принявшие участие в совещании 23 августа в городе Москве, доводят до сведения правительство СССР, что подобная волокита, неполнота исполнения, могут привести к новому витку забастовок, и рабочим (стачечным, забастовочным) комитетам в их нынешнем составе будет выражено недоверие народа.
Мы не знаем, какие идеи овладеют умами трудящихся, а главное, какие формы примет забастовка. Отвечая за судьбу Родины, перестройки, мы не имеем права не высказать подобного опасения».

АНОХИН. В забастовке,  начале ее, у нас принимало участие все работающее население. От парикмахерской до милиции, которая кричала: «Ребята мы вас поддерживаем!»

ДУБОВИК. Так же милиция вела себя у нас.

АНОХИН. Я в рабочем комитете являюсь представителем домостроительного комбината и мне сказали, сделай все. Чтобы строительство велось и  во время забастовки. Для себя ведь строим, не самоубийцы же мы или разрушители. Всего сутки не работало предприятие, связанное с оборонной промышленностью. Рабочий комитет сказал им: надо работать, не дразните  гусей - оборона все-таки. Мы подумали: сможем ли мы. Ликвидировав  горисполком взять его функции на себя? А потом поняли: этого и не нужно.
Самоубийственно ломать уже наработанную структуру, ее просто надо поставить под контроль.

                М. АНОХИН. «ВОПРОСЫ ВЛАСТИ»
         («Шахтерская правда» 19 августа 1989 года. Цитата.)

«Мы не можем законом заставить этот аппарат работать на пользу народа, работать эффективно, высокопрофессионально и ответственно. Но мы делаем все, что в наших силах, в наших духовных и интеллектуальных возможностях, чтобы это сделать…
Мы многого не знаем, но у нас есть желание учиться, знать, но учиться не старому, а тому, что рождается в муках сегодня, сейчас".

ДУБОВИК. Я завидую  Анохину. Он политически образованный человек. Но откуда он это все знает? Там, где он живет никаких культурных центров нет. А жрать  одну мамалыгу
 - поневоле задумаешься. А кто это все построил? Маркс? Энгельс?

АНОХИН. Как я попал в лидеры? Знаете, мне и деваться  было некуда, хотя не скрою: я этого хотел.
Когда началась забастовка, я лежал в больнице. А многие помнили меня по выступлениям в  городской газете и имели полное право задать  вопрос: а где этот - тот, который кукарекал, призывал к активной  гражданской позиции? Люди вышли, а меня нет. Я ушел из больницы, пришел к шахтерам, но меня  в лицо почти никто не знает. Правда, мандат выписали,  ввели в рабочий комитет. Сначала в рабочем комитете было 120 человек, потом осталось 80.
Выходили к микрофону один, другой, третий, а потом  рабочие стали просить выступить кого-то определенного. Обращались к нам за разъяснениями. Так по какому-то чутью народа определялись лидеры.

ДУБОВИК. Лидеров выдвигала сама жизнь. Согласен с  Михаилом. Скажем, идет спор, кто-то не выдерживает борьбы за свое мнение, отступает.
Бывали случае, что народ не подпускал выступающих к микрофону. Приезжали к нам неформалы из Прибалтики – их даже слушать не стали. У народа уже сложилось мнение об этих людях. Не сумели найти подхода и партийные функционеры. Не занял место лидера в забастовке и профсоюз.
Поймите правильно, рабочий комитет ¬  это не альтернативный орган партии, а рабочий контролирующий орган. И хотя мы стремимся к возрождению своего отраслевого профсоюза, мы не намерены, отдавать ему свои полномочия, будем работать параллельно в  тесном контакте и с  обновленными профсоюзами и с партией.

АНОХИН. Считаю, что должно быть больше общественно-политических организаций. И любое общественно-политическое  формирование должно иметь определенную степень свободы: и КПСС, и наш рабочий комитет, и любая третья организация. Не скрываю, что рабочие должны требовать политических прав,  свою долю власти в государстве.
Надо откровенно сказать, что Кузбасс спаивали, чтобы трудящиеся были вне политики. Вот сейчас говорят, что какие  мол, рабочие умные - они закрыли винные магазины  во время забастовки. А тут и большого ума не требовалось, даже самый пьющий работяга понимал: дыхнет он в лицо представителю  власти - скомпрометирует саму идею забастовки. Это был инстинкт самосохранения, а не, как говорит пресса, высокая сознательность. Многие потом наверстали вынужденное воздержание.
Я не хочу противопоставлять интеллигенцию и рабочий класс. Не нужно этого делать, но заигрывать с рабочим классом, как это делают определенные круги интеллигенции, тоже нельзя. Рабочих и по шерстке гладить опасно, но не менее опасно и все время вздрючивать. Ведь что такое народ? Представим себе, что у нас по всей стране ветряные мельницы, Только от них мы получаем электроэнергию. Так вот ветер, стихия, и будет в моем понимании народом. Он может дать ток,  электричество, а может и смести все эти установки.

ДУБОВИК. Пока еще люди верят забастовочному комитету, но если кредит доверия будет исчерпан – доверия к правительству и нам - я боюсь предсказывать,  что будет... Вполне вероятен экономический кризис, который повлечет политический, а в этом случае мы от демократии опять можем скатиться к диктатуре.

ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЮЗА СТАЧЕЧНЫХ (ЗАБАСТОВОЧНЫХ) КОМИТЕТОВ ДОНЕЦКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА.

«Целью союза является осуществление постоянного контроля за выполнением требований, выдвинутых в ходе июльской забастовки шахтеров Донбасса. Региональный союз призывает шахтеров сохранить все стачечные (забастовочные) комитеты, созданные на шахтах, в объединениях  и городах Донбасса во время забастовки до полного выполнения всех требований протоколов о согласованных мерах между шахтерскими стачечными (забастовочными) комитетами и комиссиями Совет Министров СССР и ВЦСПС.
Союз обращается к  шахтерам всех угольных бассейнов с призывом создать Союз стачечных (забастовочных) комитетов шахтеров страны»,

АНОХИН, Свою задачу в момент забастовки я видел не в «успокоении» забастовщиков, а в том, чтобы овладеть ситуацией, подсказать людям пути и методы решения, выходы из сложившегося положения. Я не отрицаю: хочу быть лидером, хочу реализовать СВОИ взгляды. В то же время я на 90 процентов лично не свободен в принятии решений, потому что должен (и считаю это абсолютно правильным!) отчитываться перед народом, который уполномочил меня защищать наши интересы... 

ДУБОВИК, Прислушиваясь  к мнению народа только и можно прийти к каким-то результатам. Но прислушиваться надо только к разумному мнению. Не секрет, что на этой волне сегодня многие просто не хотят работать, выдвигают заведомо не выполнимые требования. Одна из задач нашего союза - отделить плевелы от зерен, разумное от неразумного, настоящее от наносного. Не справиться с этой задачей - значит загубить движение, Народ этого нам не простит. Анохин правильно говорит: все мы стали политиками. Политиками поневоле. Кто-то отойдет от этого, кто-то останется. Народ в конечном счете,  определит, кто какую роль сыграл в забастовке.

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ К ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ. К НАРОДНЫМ ДЕПУТАТАМ СССР

«Мы, шахтеры Донбасса, за демократическую перестройку, за неотложное решение социальных проблем, за социальную справедливость, за удовлетворения первоочередных нужд народа».

ОТ РЕДАКЦИИ

Обычно такие беседы завершаются редакционным комментарием. Считаем, что на сей раз он не требуется. Скажем только, что мы не во всем согласны с нашими собеседниками, однако твердо уверены, что это - выстраданная точка зрения людей вольно или невольно оказавшихся в самой гуще событий, которые потрясли страну в июле.

Материал подготовили  Глеб КУЗЬМИН и Григорий ПЯТОВ

P.S.
Перечитывая то что и как говорил, как и о чем писал, очень хочется многое поправить и стать умнее. Правда задним числом.
Думаю - это предательство самого себя. Недостойное для человека дело.