Незаслуженно забытые

Михаил Юрьевич Маркин
Из аннотации к фильму «Репортаж» 1995г: «Американская тележурналистка Мэрилу Фолли (Могилевская) отправляется в Россию на поиски ученого-эндокринолога Паштыряна, создавшего эликсир любви, с помощью которого он отбивал любых баб, несмотря на скромную, лысоватую внешность. С подачи знакомого цэрэушника за помощью она обращается к неподдавшемуся вербовке бывшему десантнику, награжденному боевым орденом, члену партии, выпускнику университета, коммерсанту и "зеку", а ныне спивающемуся от несчастной любви Паше Иванову, а ему эликсир явно необходим. Несмотря на злоупотребление алкоголем, мужик он еще хоть куда. Смешная, увлекательная комедия во многом выигрывает и благодаря мужскому обаянию Бочкина»

Все это так, и одновременно не так. С одной стороны это действительно довольно увлекательная приключенческая комедия с замечательными артистами в главных ролях. Однако основным в этом фильме снятым нашими Украинскими братьями все же являются не веселые сценки, а собирательные образы представителей русского и американского народов. Именно это различие в менталитете представителей разных культур и делает этот фильм по настоящему смешным.

Мэрилу (Могилевская) типичный представитель американского шоу бизнеса, которая не гнушается использовать свою женскую привлекательность, вплоть до сексуальных контактов с разными мужчинами с единственной целью – стать звездой сделав репортаж об угрозе Миру со стороны опытов профессора Пыштыряну. Вся она подчинена исключительно тому, что бы стать успешной. Любой ценой, любым способом, но добиться своей цели. Поэтому в общении с Павлом Ивановым (Бочкин) постоянно попадает в нелепые ситуации, которые усилены еще более окружающей обстановкой – разрухой и неразберихой в России образца 1995г.

Совсем другой человек Павел Иванов, достигший всех возможных высот, как в личностном росте, так и в своем благосостоянии, и потерявший все это в один миг. Причем потерявший за совершение несомненно благородного, но противоправного поступка – оторвал руку у негодяя который сжег бродячего щенка. Предательство же жены для него оказалось последним ударом судьбы, после которого он «выключил свою жизнь как свет в комнате». Иными словами Павел собирательный образ Русского Человека, который лишился смыслов своего существования. Человека добровольно вошедшего в танатос, но при этом не опустившегося морально, а сохранившего в себе силы обретя вновь Великий смысл – не допустить на Земле появления искусственной любви преодолеть все трудности и совершить подвиг.

Очень характерны некоторые, на мой взгляд, ключевые эпизоды фильма, раскрывающие всю глубину и непостижимость характера русского человека. Так, в эпизоде, где Павел общается с криминальным бригадиром Гиви приехавшим выбивать у него долг для одного из кредиторов, Павел задает ему вопрос: - «Гиви, ты знаешь какого человека можно напугать»? «Трусливого, а не такого как ты» - отвечает Гиви. «Нет, Гиви, СЧАСТЛИВОГО, а не такого как я» говорит Павел, после чего криминальный авторитет окончательно понимает, что этого человека можно только убить, но командовать или что-то требовать от Павла невозможно.

Основным же ключевым эпизодом фильма является диалог Павла с Мэрилу после того, как с Павлом поработал офицер ГРУ, а с Мэрилу, соответственно офицер ЦРУ. Испугавшаяся последствий Мэрилу собирается уезжать назад в США, однако Павел полон решимости довести начатое дело до конца. И когда Мэрилу начинает его упрекать в том, что он по своей сути неадекватен и у него чисто русский подход к делу Павел ей отвечает: - «А я и есть русский, и живу я по-русски! И для того, что бы свернуть шею румынскому чудаку мне не требуется, что бы на меня были направлены камеры. Я сделаю это спокойно и задаром. Потому что хочу, что бы в крови у пацанов кроме портвейна была еще хотя бы капля «энтоконтаридина» (препарат, вызывающий чувство любви). Потому что я еще помню, ЧТО ТАКОЕ ЛЮБИТЬ! ЭТО ТАКОЙ КАЙФ СТРАШНЫЙ!».

В самом конце фильма с Мэрилу начинается метаморфоза. Исконная русскость Павла меняет ее восприятие окружающего мира и делает из холодно расчетливого представителя англосаксонской культуры вполне Русскую Женщину, из тех кто и коней останавливает и в горящие избы входят, готовую погибнуть вместе с человеком которого по настоящему полюбила, но не отдать СМЫСЛОВ ИСТИНОГО БЫТИЯ которые раньше для нее были не более чем пустым звуком.

Вообщем фильм надо смотреть. Он действительно дает не только заряд бодрости и оптимизма, но и надежду на лучшее будущее. На то, что все трудности можно преодолеть. На то, что можно вернуть себе СМЫСЛЫ ЖИЗНИ, и срастить сломанный хребет. Вероятно, именно поэтому этот фильм исчез с экранов ТВ почти сразу после премьеры. Потому как, по мнению власть имущих не должен русский человек иметь даже малую надежу на то, что можно все исправить, а должен корчиться от безысходности, все глубже погружаясь в беспросветное болото  потребительства.