Игорь Смысловский - мемуары артиста глава 56

Владимир Смысловский
 
      С одной стороны это было хорошо, ибо были приняты в свою профессиональную компанию, а вот материально стало гораздо хуже. Ведь министерство Путей сообщения богаче министерства Культуры. Тогда театр имел возможность совершать любые дальние гастроли, не затрачивая средств на дорогу. Актеры тоже на этом несколько погорели. Я, например, поскольку в свое время был награжден знаком "Почетного железнодорожника", имел право для себя и членов семьи раз в год бесплатно проехать в мягком вагоне в любой конец Советского Союза.
Потеряли на этом и некоторые наши зрители. Я упустил об этом вспомнить, что ежегодно труппа театра разбивалась на три части, в репертуаре которой было 2-3 спектакля и одна большая концертная программа. Мы отправлялись обслуживать глубинные точки по трем железнодорожным направлениям. Для этого  каждой такой бригаде предостовлялось два мягких вагона для людей и один пульмановский для декораций. Это было большое и важное дело. Вот когда актеры получали подлинное удовлетворение от работы. Она была необходима людям и доставляла радость им, впервые видящим профессиональный театр.
В течение месяца мы передвигались в наших вагонах, останавливаясь на три дня на станциях и полустанках. Вечерами давали наши спектакли, а днем в депо, ремонтных мастерских и других площадках давали наш концерт. За месяц накапливалось до ста выступлений. На мне в таких бригадах обычно лежала обязанность художественного руководителя. С добрым чувством вспоминаю это житие наше на рельсах. Было дружно в наших вагонах и порой очень интересно.


     И так театром начал руководить Петр Павлович Васильев. Личность интересная. Режиссер опытный, профессиональный. Хорошо и точно мог работать с актером. А по характеру со странностями и положительными и итрицательными.
Например, на первом же общем собрании он во всеуслышании объявил, что к нему, мол, пришла актриса Генесина и начала стучать на товарищей. "Я ее послал", - сказал он, - "и прошу запомнить, что я этого терпеть не могу". Генесиной пришлось покинуть театр.

  А я порадовался, но к сожалению не очень надолго. К великому огорчению моему стуки эти продолжаются и поныне и порою в изысканной форме. И вот, наряду с таким положительным качеством характера, у Петра Павловича была страшная манера садистического порядка. Не взлюбил он двух актеров - Гунина и Молчанова, так на репетиции он откровенно издевался над ними. Меня это чрезвычайно возмущало. И странно, по существу он не злой человек.
Мало того, с уверенностью могу сказать, что он не злопамятный человек. Возможно это был своеобразный способ зарядки на работу.


   Начал он со спектакля "Сын века" - Куприянова. Пьеса не ахти какая, но разработал он ее тщательно. Офрмил спектакль его брат Александр Павлович Васильев. Спектакль получился крепкий. Хорошо играли в нем Краснопольский и Толбузин. У меня была роль инженера Подхватова, отрицательная, и в мою биографию ничего положительно не вписала. А вот в другом спектакле Васильева "Тарс Бульба" - Гоголя, я с большим удовольствием работал роль Янкеля.
В третьем спектакле "Ради своих ближних" - Лавренева, я тоже участвовал в довольно симпатичной роли. Хорошо в нем играла Тамара Никольская, приглашенная Васильевым из Ярославля. Но к сожалению все спектакли Васильева оказались не долговечными и довольно скоро ушли из нашей афиши. И сам Васильев как-то не прижился у нас в театре. И труппа во главе с Краснопольским предложила ему покинуть театр, что он и не замедлил сделать.


      На смену ему пришел режиссер из театра Советской Армии - Дунаев Александр Леонидович. Я лично признал в нем незаурядного режиссера. Он в свою очередь отнесся ко мне очень уважительно. От кого-то он узнал, что я успешно подвизался в режиссуре и педагогике, и он предложил мне взять шефство над молодежью театра. Я согласился.
Кроме того он пригласил меня к себе с целью посоветоваться в распределении ролей в пьесе Брехта - "Кавказский меловой круг". Этим спектаклем он намеревался начать свою деятельность в нашем театре.