Женечка

Рафаил Маргулис
               

Чем хороша жизнь в маленьком городке?
Одним, но очень существенным обстоятельством. Никуда не торопишься, а многое догоняешь.
Взять хотя бы книги.
В столице я бы искал те или иные издания месяцами, безуспешно гонялся бы за ними.
В столице таких оголтелых библиоманов, как я, пруд пруди.
За одной книгой целые стада бегают.

А тут? Иду по улице и вовсе никуда не тороплюсь.
Знаю, что в книжный магазин на отшибе, если и зайдёт кто,
то он на дорогие мне издания даже не посмотрит.
С продавцом мы давно в друзьях.
Он разрешает мне лазить по всем стеллажам, в склад заглядывать, как к себе домой.

Специально, возвращаясь с работы, делаю крюк, чтобы покопаться в книгах.
И обязательно что-нибудь нахожу – желанное, долгожданное.
Вот и сейчас держу в руках трёхтомник Анатолия Виноградова – «Осуждеиие Паганини»,
«Повесть о братьях Тургеневых»… И как раньше не замечал?

Довольный, выхожу на улицу. А возле магазина – аптека. И там меня уже караулят.
- Задержитесь на минутку, молодой человек, – кричит пожилая аптекарша.
В лицо я её знаю, но ни разу с ней не беседовал, случая не было.
Подхожу. Она расцветает в улыбке.

- Давно хочу познакомиться. Такой умный, такой образованный молодой человек!
А главное – холостой. Вы что, только книгами интересуетесь?
- Чем же это плохо?
- Хорошо, хорошо! Просто замечательно!
Но в вашем возрасте могут быть и другие интересы.

Тут её окликнули из аптеки.
Досадливо поморщившись, она завершила беседу скороговоркой.
- Мой дом во дворе аптеки. Завтра, в пять вечера, жду вас на смотрины.
Оденьте костюм, галстук повяжите, жених.
И ушла. Я постоял несколько минут, весьма озадаченный.
Но молодость не любит долго размышлять.
«Схожу, – решил про себя, – не съедят же на этих смотринах».

На другой день я надел свой единственный костюм, далеко не новый, кстати,
и отправился по приглашению.
Дверь открыл муж аптекарши. Увидев меня, буквально просиял.
- Соня, – завопил он куда-то в глубь квартиры, – твой учитель пришёл.
Сюда, сюда, молодой человек. В залу. Там уже и стол накрыт.

Захожу. Вся семья, как видно, в сборе.
Знакомят с  детьми, с  другими домочадцами. Выплывает дородная Соня в шикарном платье.
Вся так и светится от восторга и ожидания:
- К столу! К столу! – командует она – Хорошо, что пришёл! Молодец.
Скоро и невеста будет. За ней в другой город поехали.

Я невольно вздрагиваю.
Она замечает и дружески хлопает меня по плечу:
- Ты не беспокойся. Невеста – первый класс, из приличной семьи, красивая, умная.
Да сам увидишь.

Небольшое застолье. Натянутый разговор. Ожидание. Минуты ползут, как часы.
Наконец, стук в дверь
- Женечка приехала, – кричит хозяйка, – умница, Женечка!
Боже, какая красавица! Дай я тебя поцелую.
И мне:
- Ну, что? Хороша? Да такую и днём с огнём нигде не сыщешь.
И ей:
- Садись, Женечка, рядом с молодым человеком. Он давно ждёт тебя.
И мне шёпотом:
-  Не тушуйся, начинай ухаживать, бери быка за рога.
И ей шёпотом, указывая на меня:
- Он книжник и скромник. Но перед тобой не устоит. Уверена.

А перед ней и впрямь трудно устоять!
Высокая, гибкая, как лоза, стремительные и, при этом, очень женственные движения.
Серые глаза смотрят глубоко и пытливо. Лицо озарено счастливой молодой улыбкой.
Гляжу на неё, и начинает слегка кружиться голова.

Первые тосты, сумбурный разговор ни о чём.
Соня подходит сзади и, наклонившись, шепчет мне в ухо:
- Смелее! Ты ей нравишься, я вижу.
Пригласи на танец, выйди с ней на веранду. Поговорите.
Вам – есть о чём.

Женя мне тоже очень нравится. Если бы мы одни были...
А тут! Столько глаз! И все смотрят не просто с интересом, а с каким-то охотничьим азартом.
И меня это ломает. Я впадаю в ступор, в транс.
Понимаю, что веду себя странно, невежливо. Но ничего не могу с собой поделать.
Ноги занемели, язык – словно прилип к гортани. Всем весело, а мне – неловко, страшно и обидно.

Постепенно оживлённая беседа смолкает.
Паузы в разговоре становятся всё длиннее. Женя поскучнела.
Милое лицо её кривит странная гримаска непонимания.
Наконец, она встаёт:
- Мне пора, тётя Соня, – и, стремглав, вылетает из комнаты.
Все смотрят на меня. А я ещё не отошёл от шока.
- Что? – наконец, произносит Соня. – Не понравилась, что ли?

Понимаю, что в таком признании – моё единственное спасение и оправдание.
Утвердительно киваю.
- Жаль, – огорчённо говорит Соня, – но не переживай!
Мы тебе такую сосватаем невесту! Такую сосватаем!
Я торопливо прощаюсь.

Женечку я встретил совсем недавно – в Израиле.
Как ни странно, она мало изменилась.
Та же величавая женственность, тот же глубокий взгляд серых глаз.
Мы стояли на автобусной остановке и, перебивая друг друга, вспоминали наши неудавшиеся смотрины.

- Простите меня, Женечка, – сказал я, – вы мне тогда очень-очень понравились.
- Что уж там! – улыбнулась она, – у нас теперь семьи – дети, внуки.
А ведь так хочется вернуться в молодость! Правда?
- Да, – сказал я.

А про себя подумал: «Вернуться и обнять вас, хоть раз в жизни».

Но можно ли обнимать чужую бабушку?

                Р.Маргулис