6. Так зарождается дружба

Вадим Прохоркин
6. Как зарождается дружба. Первое приключение

      
          Валя и я не могли не встретиться на нашей Пролетарской, и вполне возможно, что при знакомстве с нашей улицей («Пойду, пройдусь по улице моей... Что за народ, что за дома на ней?») Валя и увидел меня впервые. Я же эту первую встречу не помню, хотя появление нового мальчишки, да еще в очках, не могло остаться мною незамеченным.  Валя же, обладавший цепкой памятью, не только запомнил нашу первую встречу, но и написал о ней такие стихи:

                Мальчишка в тельняшке
                Стоит у ворот.
                Друга, наверное, ждет.
                И очень возможно,
                Что друг – это я,
                Хоть он не знает меня.
                Я здесь поселился,
                Живу в трех шагах.
                Кто ж я? Друг или враг?
                Глаза поднимает.
                Усмешка? Испуг?
                Друг!

             Да, нас ожидала дружба. Но прежде о нашем знакомстве. Когда же оно произошло? Почему-то моя память подсказала мне, что познакомились мы с Валей в день солнечного затмения. Я долго размышлял об этом, и, в конце концов, уверовал, что так оно и было.
         

           Это редкое, неординарное явление природы случилось 19 июля 1936 года. О предстоящем полном затмении солнца сообщали и газеты, и радио, и все с нетерпением ожидали, когда же оно, наконец, наступит, готовили закопченные стеклышки, переживали, не испортится ли погода. К счастью, день был ясный, и еще задолго до начала затмения и взрослые, и дети высыпали на улицу. В ожидании затмения взрослые вели какие-то разговоры, а дети, гомоня, и задирая друг друга, бегали между взрослых. Но когда началось затмение, все притихли и через закопченные стеклышки стали смотреть, как лунный диск стал медленно наползать на солнечный. По мере того, как луна все больше и больше закрывала солнце, вокруг все блекло и тускнело, а когда луна полностью закрыла солнце, наступили сумерки и какая-то тревожная тишина, и вдруг повеяло прохладой. От этой жуткой тишины, сумерек, холодного ветерка наблюдавшие за затмением люди как-то оцепенели, застыли. Но вот показался узенький серпик солнца, он все увеличивался и увеличивался, и всё вокруг стало оживать, все разом заговорили, засуетились. Вот во время этого оживления, суматохи и беготни, вызванной появлением нашего небесного светила, как мне казалось, и произошло наше знакомство, вот тогда я впервые и привёл Валю к себе домой. Но, увы, Вали не было в этот день на нашей улице, и  затмение солнца он наблюдал не в Калуге, а в Тихоновой Пустыне. Младший брат Вали Анатолий написал мне, что его родители с двумя старшими сыновьями переехали в Калугу не в 1936 году, а в 1938, чему имеются неоспоримые свидетельства. Таким свидетельством является также и письмо Вали от 23.03.42 г., заканчивающееся словами: «Остаюсь вот уже 14 лет В. Берестовым и 4-й год твоим другом».

          Но наше знакомство не могло не состояться, и был день, когда я впервые привел Валю к себе домой. А как же тогда увязать наше знакомство с солнечным затмением? Да все просто и объяснимо. Солнечное затмение и на Валю и на меня произвело столь яркое и неизгладимое впечатление, что оно было темой наших разговоров и обсуждений.
      
          Валя очень скоро «прижился» в нашем доме, он как-то сразу понравился и моим родителям, и моей бабушке, стал «своим» в нашей семье, стал «пропадать» у нас часами, забыв о еде и о наказе родителей не уходить далеко от дома.
 
          Длительные отлучки Вали у какого-то Вадима (из благополучной ли семьи? не хулиган ли?) были скоро замечены, и обеспокоенная этим его мама, Зинаида Фёдоровна, в один прекрасный день пришла к моей маме знакомиться. Ушла она в полной уверенности, что у нас Вале ничто не грозит, и санкция на общение со мной была Валей получена.
      
          Объяснить теперь, чем привлекли Валю наш дом и двор, вряд ли удастся. В соседнем с Валей "доме с мезонином" было не меньше детворы, чем в нашем дворе, но к тому дому Валя не прирос и дружбы в том дворе ни с кем не завёл, хотя и он, и я ходили туда, чтобы поиграть в бильярд. Бильярд принадлежал Лобзиным, он стоял на сохранившемся фундаменте сгоревшего флигеля, доступный для всех желающих поиграть.

          Как мне представляется, перерастание знакомства в дружбу у детей проистекает иначе, чем у взрослых. Наверное, мы с Валей, и я в этом уверен, не смогли бы объяснить, что нас влекло друг к другу. Просто однажды мы обнаружили, что ближе, чем мы друг другу, у нас никого нет. «Трудно уловить момент, когда знакомство становится дружбой. Часто нас сближают такие мелочи, что потом их не вспомнишь», – написал Валя о своей дружбе с археологом-казахом («Фата-Моргана»). Это наблюдение Вали подходит и для нас с ним. Теперь не вспомнить всех тех мелочей, которые нас подружили, но, наверное, их, мелочей, было много, окончательно же, по моему мнению, нас сблизило одно приключение, героями которого мы были. Вот после этого приключения мы и стали с Валей, как говорят, водой не разольешь.
      
          Случилось это в конце лета 1938 года, тогда нам было по десять лет, а запомнилось на всю жизнь. По прошествии сорока трех лет после этого приключения Валя напишет стихотворение «Малина»:

                А начнем мы сказ да про двух друзей,
                Как пошли они в бор за малиною.
                А и было им да по десять лет,
                Что по десять лет с половиною.
                От малинничка да к малинничку
                Пробирались они помаленечку.

                Добрым молодцам приключения
                Слаще всякого угощения.
                Ах, малина, ягода-малина!
                Ты куда мальчишек заманила?
                Заманила на большак булыжный.
                От него до дома путь не ближний.
                Если бы они проголодались,
                То назад вернуться б догадались.
                Но они малиной сыты были
                И вперед пойти они решили.
                А покуда молодцы гуляли,
                Матери друг друга разыскали.
                Познакомились. Разговорились.
                До скончанья века подружились.

            «Двое друзей» – это, конечно, Валя и я. Так на какой «большак булыжный» заманила нас малина, и куда по нему мы «вперед пойти решили»? Наконец, почему «Малину» Валя написал в таком необычном, в  народно-эпическом,  былинном стиле?
Итак, шло лето 1938 года. Валин отец, Дмитрий Матвеевич, был заядлым рыболовом:

                Гибкая палка.
                Московская снасть.
                Это рыбалка,
                Отцовская страсть.

             Собираясь на очередную рыбалку на речку Яченку, Дмитрий Матвеевич пообещал взять с собой Валю и меня. Мы с нетерпением ожидали, когда же пойдем на рыбалку, но какие-то дела задержали Дмитрия Матвеевича. Не дождавшись, когда он освободится от своих дел,  на место рыбалки (Валя это место знал) мы ушли одни. Но и там,  у речки, терпения ждать прихода Дмитрия Матвеевича у нас хватило ненадолго. К речке примыкал калужский бор, и мы решили поискать там ягод. Так, «от малинничка да к малинничку», незаметно для себя, мы дошли до того «большака булыжного», по которому Берестовы приехали в Калугу из Тихоновой Пустыни. Там, на большаке, у Вали и возникла идея  пойти в  Тихонову Пустынь, чтобы  показать мне дом, в котором они жили до переезда в Калугу (подобная идея могла возникнуть только у такого выдумщика, каким был Валя). Я легко согласился, полагаю, потому, что и мне довелось раньше побывать в Тихоновой Пустыни в гостях у сестры моего отца, тети Вари (она работала там санитаркой  в местной больнице).
 
          Сказано – сделано: «и вперед пойти они решили», а путь был не ближний – 18 километров. По беспечности, по присущему нашему возрасту легкомыслию, о последствиях своего поступка мы, конечно, не подумали. Мы упорно шли вперед. Валя был обут в сандалии, я же босиком, и шли мы по обочине, шлепая по мягкой теплой пыли. Прошли деревню Аненки, затем Мстихино. Встречных почти не было, но из тех, кто встречался, никто не поинтересовался у нас: а куда вы, добры молодцы, путь держите? а не лучше ли повернуть вам назад, в город, где вас уже давно ищут родители? Случись такое, и мы, возможно, отказались бы от своего намерения и повернули назад. Но такого не случилось.
 
          Долго ли, коротко, но вот и Тихонова Пустынь. На входе в поселок мы остановились у деревянного мостика через речку Вепрейку, чтобы напиться и передохнуть. За рекой были видны строения монастыря и его величественный храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в византийском стиле.  Главный колокол на пятиярусной колокольне храма был знаменит своим весом – он весил 1560 пудов (25,5 тонн), и в тихую погоду его звон  был слышен даже в Калуге. Моя бабушка, услышав звон, говорила, что это в Тихоновой пустыне  звонят к обедне.
      
          Напившись воды из речки, присели отдохнуть, и только тогда стали осознавать всю нелепость, весь ужас нашей выходки. День уже давно перевалил за половину. Сколько же часов прошло с тех пор, как мы ушли из дома? Нас давно хватились и ищут! Быстрее назад, домой! Не отдохнув толком, мы повернули в обратный путь. Стыд и раскаяние гнали нас вперед, но в натруженных долгой ходьбой ногах уже не было сил; не знаю, как бы мы добрались до города, если бы по дороге нас не нагнал мужик на телеге, запряженной каурой лошадкой, который и довез нас до города.
      
          Этот добрый человек расспросил нас, кто мы такие и куда идем.  Выслушав наш сбивчивый рассказ, удивленно похмыкал и надолго умолк,думая о чём-то своём, да изредка понукая медленно идущую лошадку. Молчали и мы, поудобнее устроившись на охапке сена. От усталости нас клонило в сон. Но вдруг мы услышали, что наш возница что-то напевает. Валя очнулся от дремоты и придвинулся ближе к вознице, прислушиваясь. «Он поёт былины», – шепнул он мне. Так, под пение былин мы и доехали до города. Был уже поздний вечер. Помнится, что возница довез нас до перекрестка улиц Кирова и Герцена, оттуда до Пролетарской идти всего три квартала. Мы шли с чувством раскаяния и ожидания крупного скандала, по крайней мере, мало приятного разговора с родителями, и были готовы понести любое наказание.

          Возле Валиного дома стояли, разговаривая, наши отцы. Нас искали везде: сначала на улице и в соседних дворах, затем на речке, в бору, в больницах, в милиции; очевидно, отцы решали, где продолжать поиски. Но блудные дети нашлись. Отцы молча повели нас по домам. От радости, что мы нашлись, что мы живы и здоровы, нас даже не ругали, но без наказания не обошлось: отец объявил мне домашний арест.  Но уже через несколько дней сердобольная бабушка, в отсутствие отца, стала выпускать меня посидеть на крылечке, – не мог же любимый внук оставаться без свежего воздуха. А как был наказан Валя, и был ли он вообще наказан, я уже не помню. Только помню один разговор, состоявшийся между нашими мамами. Они обсуждали наш поступок, и Зинаида Фёдоровна сказала моей маме, что когда Валю спросили, где мы пропадали весь день, Валя проговорил: «Он пел былины». Валя не слышал вопроса, он всё еще находился под впечатлением былин, которые напевал возница. Вот почему Валя написал стихотворение «Малина» в таком необычном стиле.

          Вскоре о приключении двух друзей знала вся наша улица. Внимание ребят с нашего двора  и соседних дворов было приковано к нам, на нас показывали пальцем, приставали с расспросами, нам явно завидовали: еще бы! совершить такое путешествие!  И какое – то время мы чувствовали себя героями. Но постепенно всё это забылось, и двое друзей стали искать новых приключений.
      
          В августе 1999 года, будучи в Калуге, тот самый 18-километровый путь от города до Тихоновой Пустыни, который мы с Валей проделали пешком, я проехал на автомашине с братом Виталием, его женой Галей и их внуком Ильей, и событие более чем шестидесятилетней давности снова всплыло в памяти. Вот мост через речку (тогда он был другим - маленьким и деревянным), из которой мы напились холодной, освежающей воды, ведь в неё текла вода  из святого источника, возле которого находится скит святого Тихона. Здесь тогда, не заходя в поселок, мы повернули назад, домой. На этот раз вместе со своими спутниками я посетил и Свято-Тихонов монастырь, и прекрасный Успенский собор, уцелевший в войну и теперь восстанавливаемый (в соборе мы послушали чудесное пение монахов), и напились в скиту непортящейся воды из святого источника.
      
          Я знаю, что и Валя не единожды приезжал в Тихонову пустынь, чтобы снова вернуться в свое детство. Теперь он уже никогда сюда не приедет. Вот с такими грустными мыслями я возвращался в город. Еще я подумал, что в свои десять лет мы с Валей были сильны и телом, и духом, коли смогли пешком одолеть такой неблизкий путь.

          После поездки в Тихонову Пустынь мне захотелось узнать о ней больше. С этой целью я обратился к энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона. И вот что узнал: «Тихонова-Успенская (мужская заштатная с 1764 г.) Пустынь – Калужской губернии и уезда, в 18 верстах от Калуги, при речке Вепрейке была основана в XV столетии преподобным Тихоном, скончавшимся в 1492 г.».
      
          Там же о Тихоне: «Тихон Калужский, чудотворец. Житие его до нас не сохранилось: оно сгорело вместе с церковью Тихоновой обители во время литовского опустошения Калужского края в 1601 г., одобренная к употреблению в обители Фиофилактом Русановым, первым епископом Калужским. По преданию монастырскому Тихон поселился в глубоком лесу, близ гор. Малого Ярославца на берегу речки Верейки; Жил в дупле огромного дуба, питался дикорастущими растениями. К нему стали приходить ищущие уединенного жития, и он устроил обитель в честь успения Богоматери. Управлял обителью до глубокой старости и скончался в 1492 г. схимником. В царствование Иоанна Грозного Тихон именуется Преподобным. Мощи Тихона почивают под спудом в храме Преображения Господня. Память Тихона 16 июня (29 июня по н/ст)».
          Помнится, что и Валя рассказывал мне что-то о преподобном Тихоне. Возможно, и он, как и я, заглядывал в словари, но более вероятно, что  сведения о Тихоне Валя получил от своего отца-историка.
      
          Внутри одного из монастырских храмов, очевидно, это был Успенский собор, поскольку остальные храмы монастыря в первые годы советской власти были опустошены,  разграблены, а Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» полностью разрушены, мне довелось побывать, когда мы с бабушкой Клашей гостили в Тихоновой Пустыни у моей тети Вари. При посещении храма меня поразило то, что молящиеся там старушки подходили к одной из икон и целовали её. Возможно, это был образ преподобного Тихона. Можно было бы предположить, что в Тихоновой Пустыни наши с Валей пути-дорожки пересекались, если бы я не был уверен, что там я был до 1936 года, т.е. до приезда туда семьи Берестовых.
      
          Пережитое приключение окончательно сдружило нас с Валей.

                Друзей не покупают,
                Друзей не продают.
                Друзей находят люди,
                А так же создают.

          А волнения, связанные с поиском пропавших сыновей, очень сблизили наших мам, но задушевными подругами они станут позже, уже после войны.

          Через 33 года о том времени Валя напишет:

                С тобой мы дружили, как дружат мальчишки:
                Сражались и спорили без передышки.
                Бывало, лишь только сойдемся с тобой,
                И сразу у нас начинается бой.
                Опять в рукопашной иль шахматной схватке
                Друг друга спешим положить на лопатки.
                Где меч отсверкал, там покатится мяч.
                Ликуй, победитель! Поверженный, плач!
                Нам эти сражения не надоели,
                Хоть каждый сто раз погибал на дуэли.
                Зато сохранили мы дружбу свою.
                Еще бы! Она закалилась в бою.

На фотографии - Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Тихонова Пустынь.

См.продолжение: http://www.proza.ru/2011/08/25/430