Избранный

Рафаил Маргулис
               

Люди, читающие иногда мои рассказы, задают, по их мнению  два резонных вопроса.
Первый – «Неужели ваша жизнь складывалась из сплошных неудач?»
И второй, более корректный – « А везло ли вам когда-нибудь в жизни?»

Отвечаю вполне серьёзно. Да, везло! Если удавалось написать что-нибудь стоящее.
Везло и в более приземлённом, бытовом плане.
Однажды удача преследовала меня целый день.
С утра до самого вечера. Это – когда я был Избранным.

История, о которой я решил вспомнить, ничего из себя не представляет.
На первый взгляд, она – так себе, пустячная история.
У каждого такие происходят в жизни десятками. Но мне нравится думать, что я был Избранным.

Тогда я ещё жил в Таджикистане, где вовсю кипела и бурлила гражданская война.
Дочь прислала мне из Израиля приглашение погостить у неё пару месяцев.
Я недолго размышлял, решил поехать – очень уж хотелось увидеть Святую Землю.

В назначенный день я сел в автобус и поехал в Ташкент, откуда по определённым числам
летали на Тель-Авив самолёты. Время было очень неспокойное.
Чтобы попасть в Ташкент, нужно было миновать несколько пограничных кордонов.
К моему удивлению, проверки были формальными. Нас нигде подолгу не задерживали.
Ещё не наступил полдень, а я уже приехал на Ташкентскую центральную автостанцию.

Вещей у меня с собой было немного – один небольшой чемоданчик, преимущественно с подарками для родных.
Я взял его и быстро пошёл к выходу. Тут меня обступила толпа цыган.
Они наперебой хотели мне предсказать будущее.
Но одна пожилая цыганка внимательно посмотрела мне в глаза и крикнула:
- Оставьте его! Он – Избранный!
Так я узнал об этом непривычном обстоятельстве.

На метро я добрался до израильского посольства. Оно оказалось закрытым.
- Неприёмный день, – объяснил амбал у входа.
Таких высоких людей, как этот, я ещё не видел. Он вызвал уважение своими габаритами.
Как лилипут на Гулливера, я смотрел на него, высоко задрав вверх голову.
И уже хотел спросить, когда же можно будет прийти. Но тут дверь посольства отворилась
и вышел пожилой человек в очках. Он уже  хотел  было прошагать  мимо, но вдруг его взгляд упал на меня.
И этот человек – будто споткнулся.

- Простите, вы по какому делу?
Я объяснил.
- Давид, – обратился человек в очках к амбалу, – пропусти его.
И сам вернулся вместе со мной.

- Покажите ваши документы, – попросил он вежливо.
Я подал ему все бумаги.
Он внимательно прочёл их, улыбнулся и сказал:
- Обычно, проверка длится несколько дней.
Но ваши бумаги настолько ясны и прозрачны, что я вас, в виде исключения, оформлю немедленно.
- Кстати, – добавил он, – сегодня вечером есть самолёт на Тель-Авив.
Вы ещё можете успеть.

Я поблагодарил его и отправился в городские авиакассы.
Там толпилось множество всякого народа. Я нашёл нужное окошко и встал в очередь.
Минут через пять заметил объявление – «Расчёты производятся только в рублях».
У меня в кармане были доллары. Помчался в обменный пункт.
Там сидел старичок-еврей, очень словоохотливый.
За короткое время, пока отсчитывал нужную сумму, он знал всю мою подноготную.

Прощаясь, пожелал мне счастливого пути.
- Вы у меня сегодня – последний клиент, – сказал мне этот добродушный старичок. –
 Еду в роддом к дочке. Внук у меня родился.
Я поздравил его и вернулся в очередь.

Впереди было ещё человека три. И тут до моего слуха долетело:
- Рубли сегодня уже не принимают. Только доллары.
Я ужаснулся.
- Это правда? – спросил у стоящего впереди.
- Да, – подтвердил тот, – новые правила.
Ни на что не надеясь, снова бегу в обменный пункт.

О, чудо! Старичок на месте. Его задержал телефонный разговор. Обрисовываю ситуацию.
Ни слова не говоря, он производит обратную операцию.
Я мчусь к кассе – и через полчаса билет у меня в руках.

Гляжу на часы. Уже вечер. До аэропорта добираться около часа.
А самолёт вылетает чуть раньше полночи.
Наскоро ужинаю в ближайшем кафе и бегу по темнеющим улицам к автобусной остановке.

Уже зажглись первые фонари.
Улицы залиты тусклым светом. Ускоряю шаг. И тут на пути вырастают двое.
- Тебя то мы и ждём! – говорит один. Другой выхватывает у меня из рук чемоданчик.
И оба со смехом убегают.

Я в трансе. Мои личные вещи и, главное, подарки унеслись во тьму.
Бессильно опускаюсь на скамейку. Что делать? Как быть?
Не знаю, сколько просидел – полчаса или всего пять минут?
Время остановилось.

И вдруг слышу голос:
- Мужик, а мужик, это твои вещи?
Кто-то, незнакомый, протягивает мне мой чемодaнчик, говорит:
«Прости, пожалуйста!» и скрывается во тьме.
До аэропорта я добрался уже без приключений. Спокойно прошёл таможенный досмотр.

А рано утром следующего дня увидел из иллюминатора пальмы Тель-Авива.
Самолёт пошёл на посадку.
 
В этот день я, наверно, уже перестал быть Избранным.
А, МОЖЕТ БЫТЬ, И НЕТ?
Ведь я был на Святой Земле.

                Р.Маргулис