Костик

Рафаил Маргулис
               
В мужской колонии, где я работал несколько лет школьным учителем, произошло одно за другим
несколько неприятных, тревожных и страшных событий.
Учеников, к которым я прикипел душой, увезли в другие зоны.
Приходил я теперь на занятия нехотя, и, не видя знакомых лиц, постепенно впадал в транс.
Школа стала чужой. Одолевали мысли о суете, о бренности всего земного.

Я душевно надломился и заболел. Такого раньше со мной не случалось.
Всё время хотелось уединиться. Люди раздражали и беспокоили.
Выходил из дому – и накатывал на меня «синдром толпы».
Толпа была многолика, а в этой многоликости неприятна и даже враждебна.

Мне казалось, что ко мне тянутся со злым намерениями сотни рук,
больше похожих на щупальца морского животного.
Я терялся от любого пристального взгляда. Так долго продолжаться не могло.
Я чувствовал, что медленно, но неуклонно теряю рассудок.

Пришлось обратиться за помощью к участковому врачу.
- Сильнейший нервный срыв, – констатировал тот. И направил к невропатологу
- Друг мой, – в свою очередь сказал невропатолог, тщательно меня обследовав, –
придётся посидеть в электроклетке. Должно помочь.

Сеансы электромагнитного облучения показались мне весьма утомительными.
Но, главное, они не принесли нужного облегчения, лишь подарили новый дискомфорт.
- В больницу! – скомандовал врач. – Немедленно в больницу!

И вот я одет уже в мешковатую пижаму серых тонов.
Обнаруживаю себя в многоместной палате, где всё та же толпа с наглой бесцеремонностью
тянет ко мне свои волосатые руки.

Выскакиваю в сад, охваченный паникой.
Бегу в дальний его конец, почти у самой ограды, и в изнеможении плюхаюсь на скамейку.
Дыхание неровное, сердце колотится с утроенной силой. Плохо.

И тут ко мне подходит юный псих по имени Костик.
- Здорово! – говорит он.
- Здорово!
- Ты кто? – задаёт вопрос Костик, а сам стоит бочком, готовый в случае опасности дать стрекача.
- Там, – показываю в сторону города за оградой, – был учителем. А здесь – не знаю.
Костик облегчённо вздыхает и садится рядом.

- Там, – повторяет он мой жест, – я был студентом. А сейчас меня нет.
- Как это?
- Ну, нет, понимаешь, нет! Никто не верит. Вот погляди – руки, ноги, голова. Но это только видимость.
Я давно узнал, что меня нет.
- А как же ты ходишь?
Костик серьёзен:
- Сам постоянно об этом думаю. Тело – это мираж.
Но какие-то внешние функции, закреплённые за ним, остались.
- И что же дальше? – спрашиваю я.
- А это трудная проблема, – говорит Костик, – я здесь, и меня – нет.
Я сижу с тобой рядом, и я бесплотен.
Самое главное, что я не ощущаю себя в реальности.

По больнице разносится удар гонга – сигнал на обед.
- А как же с едой? – интересуюсь я. – Бесплотным вроде бы и есть ни к чему.
- Не смейся! – пылко возражает Костик, – вкусовая память ещё осталась.

Мы идём по направлению к столовой.
- Сейчас, – шепчет мне Костик, – придёт Алина, моя девушка.
Ты ей, пожалуйста, ничего не говори о бесплотности. Она сердится.

Смотрю на Костика и чувствую – что-то начинает меня отпускать.
Натянутая пружина внутри ослабевает. Даже дышать легче стало
- Костик, – говорю, – а сейчас, вот в этот самый момент, ты есть?
- Сейчас вроде бы есть, – удивляется он, – да нет, правда, я сейчас есть.
- Вот и хорошо! – я беру его за руку и увлекаю за собой.
Мне неожиданно полегчало потому, что я ощутил в Костике более слабое
и значительно более растерянное существо.

После обеда мы снова вернулись на нашу скамейку.
- Рассказывай! – потребовал я.
Костик задумался.
- Я проводил Алину и шёл домой. Было пустынно. Все люди, как будто сгинули.
Тихо вокруг, как-то неуютно. И тут я посмотрел на звёзды.
Они были холодными и лили на меня мёртвый свет.
Тогда я в первый раз ощутил свою бестелесность.

- Дай руку! – сказал я Костику. Он протянул мне руку легко и доверчиво.
- Смотри, – продолжил я, – в тебя перетекает моё живое тепло.
Мы с тобой оба есть на этой земле. И долго ещё будем.
- Правда? – спросил Костик. И, помолчав, добавил, – я верю тебе.
- А скоро придёт твоя Алина?
- Она, наверно, уже пришла. Ищет меня.
- Так чего же ты сидишь? Поторопись к ней.

Костик встал со скамейки. Нерешительно посмотрел на меня:
- А ты не уйдёшь?
- Нет, конечно.
- Тогда, пока!
- Пока!

Он уже далеко ушёл. Но я окликнул его:
- Костик!
- Что?
- Спасибо тебе!
- Почему «спасибо»?
- Ты мне помог. Передай привет Алине.

Я внезапно ощутил себя жизнерадостным и даже счастливым.
Хрупкая и надломленная душа обрела покой.
В трудную минуту, понял я, нужно всегда подержать кого-нибудь за руку.
И ощутить ответное тепло.

Сейчас Костик – доцент математики.
Мы часто пишем друг другу. И получаем удовольствие от общения.

                Р.Маргулис