Власть масс

Михаил Архангородский
(философско-публицистическое эссе)

"Наши порочные отцы, более испорченные, чем
наши деды, породили нас, еще более немощных, а мы
дадим ни к чему не способное потомство".
Гораций. Оды.

            Хорошо это или плохо, но в последние десятилетия мы наблюдаем в российской общественной жизни явление чрезвычайного значения, а именно приход масс к неограниченной власти в обществе. Поскольку массы уже по своей природе не должны и не могут управлять обществом и собственным существованием, это означает, что Россия переживает тяжелейший кризис, затрагивающий ее народы, культуру, нацию. Чтобы понять сущность этого явления, сразу же оговоримся, что здесь не придается слову "масса" исключительно политическое значение. Общественная жизнь - это не только политика, но вместе с тем интеллектуальная, творческая, моральная, религиозная жизнь, а также, скажем, манера одеваться.
            Чтобы лучше понять сущность власти масс, как общественной силы, обратимся к зрительному опыту, заметному невооруженным глазом. Везде просматривается явление, которое можно назвать "скоплением народа" или толпой. В городах полно народа, в домах жильцов, в гостиницах постояльцев, в ресторанах завсегдатаев, на рынках продавцов и покупателей, на митингах "политически беснующихся", на стадионах толп фанатов-болельщиков или поклонников гастролирующего "попсового" певца, на телевидении толпы жаждущих выиграть миллион в многочисленных телевикторинах, приемные магов и экстрасенсов осаждают толпы жаждущих чудесного исцеления, аналогичная масса народа расхватывает с прилавков аптек модную "пищевую добавку от всех болезней", а с полок книжных магазинов новый псевдоисторический детектив добротно ремесленно состряпанный очередным "властителем дум", полно желающих и стремящихся отдыхать на заграничных курортах, ездить на престижных машинах, толпы абитуриентов осаждают университеты, даже и не престижные, миллионы "начинают свой бизнес", заполоняя поезда и оптовые рынки своими клетчатыми сумками. Везде проблема свободных мест. Можно ли найти в нашей жизни что-либо более простое, знаменательное и столь часто встречающееся?
            Что же мы здесь увидели, и почему увиденное нас поражает? Мы видим толпу, устремляющуюся ко всем благам цивилизации. Раньше толпы не встречались на каждом шагу. Почему же это происходит сейчас?
            Люди, составляющие толпу, не возникли из ничего. Это примерно те же люди, которые существовали и пятнадцать и сто лет тому назад, но тогда они не были толпой. Каждый был сам по себе, или же они объединялись в небольшие сообщества и вели свою жизнь независимо от других, вдали от всех. Каждый из них, будь то индивид, или небольшая группа, занимал свое место в поле, в деревне, в маленьком городке или в квартале большого города. А теперь они появляются как толпа. Куда бы мы ни бросили взгляд, везде видим толпы. Везде? Нет, не везде, а именно в лучших местах, именно там, где сконцентрированы лучшие материальные и престижные культурные блага, предназначенные ранее для небольших групп, иначе говоря - для меньшинства.
            Толпа вдруг всюду стала бросаться в глаза, толпа заполнила лучшие места. раньше если она и существовала, то это было незаметно. Она находилась в тени, у задников общественной сцены. Теперь она вышла на свет рампы - стала основным действующим лицом. Уже нет солистов, остался только хор.
            Если взглянуть на понятие "толпа" социологически, то мы придем к понятию общественной массы. общество всегда является динамическим единством двух факторов: меньшинства и масс. меньшинство - это индивидуум или группа индивидуумов, качественно отличающихся от толпы, будь то политик, поэт, писатель, ученый, артист, врач, крестьянин. Масса - это толпа людей, не имеющих особых отличающих качеств, разве что напористую агрессивность в борьбе за власть в политике, в науке, в культуре, в бизнесе и т.д. Массу не следует понимать по-марксистски, как "рабочую массу". Масса - это "средний человек", груз, который тянет общество вниз. Человек массы - человек постольку, поскольку он не отличается от других, поскольку он повторяет себя в видовом типе людей. "Масса" может быть охарактеризована также и как явление психологического плана. Это не всегда скопление людей. посмотрев на одного-единственного человека, мы можем сказать, является ли он человеком-массой или нет. в силу ряда причин, человек-масса - это тот, кто не может оценить самого себя, как с плохой, так и с хорошей стороны, это тот, кто чувствует себя "таким как все" и отнюдь не переживает из-за этого. ему нравится чувствовать себя таким как все. Представьте себе человека, который пытается дать самому себе оценку в силу каких-то особых причин, например, чтобы узнать, есть ли у него какой-нибудь талант, отличается он чем-то от других, или нет. И вот он замечает, что у него нет никаких выдающихся талантов или качеств. Этот человек будет чувствовать себя посредственностью, бездарным, обычным человеком, но не будет себя чувствовать человеком-массой. Когда речь заходит об "избранном меньшинстве", то в быту обычно извращается значение этого выражения. считается. что человек "избранного меньшинства" высокомерный нахал, полагающий себя выше всех остальных, что, однако, не так. "Избранный" требует больше, чем другие, хотя ему зачастую и не удается претворить в жизнь эти высокие требования. нет никакого сомнения, что человечество самым радикальным образом делится на две группы: те, кто много требуют от себя и, тем самым усложняют себе жизнь и следуют долгу, и те, кто не требует от себя никаких особых усилий. Для последних жить - значит не меняться, быть постоянно тем, что они есть, им не понять тех, кто стремится к самоусовершенствованию. Такой человек плывет по течению, как поплавок.
            Разделение общества на массу и исключительное меньшинство не является, таким образом, делением на классы. Это деление на типы людей. Оно может не совпадать с разделением на высшие и низшие классы. Среди представителей каждого класса есть масса и есть избранное меньшинство. В наше время легко увидеть, что даже в элите общества преобладают люди "массы". Так, например, в среде интеллектуалов, которые, по своей сущности, призваны быть людьми более высокого интеллектуального уровня, мы замечаем все больше и больше псевдо-интеллектуалов - непрофессиональных, некомпетентных и не обладающих ни одним из присущих интеллектуалам качеств. С другой стороны, довольно часто среди рабочих, провинциальных служащих можно встретить людей с высокой дисциплиной духа.
            В обществе существуют такие специфические виды деятельности, которые, по своей природе, могут выполняться только людьми, имеющими соответствующий талант и склонности, например искусство, литература, сфера управления и политики. раньше эти функции выполнялись так называемыми "людьми благородного происхождения", по крайней мере они делали вид, что являются "благородными". Массы не стремились к этим видам деятельности, они отдавали себе отчет в том, что если бы они хотели в нее вмешаться, то им надлежало бы приобрести специальную подготовку и иметь особые способности, а тогда они перестанут быть массой. раньше массы наизусть знали свою роль в общественной жизни.
            Все описанные явления свидетельствуют об изменении места масс и их роли в общественной жизни. Все нам указывает на то, что уже второй раз в новейшей истории России массы, во что бы то ни стало решили выдвинуться на передний план и завладеть всем тем, что ранее принадлежало немногим, маскируя это реформаторским процессом, но уже не под знаменами коммунизма, а под флагом либерализма. естественно, что депутатских и министерских мандатов, нефтяных вышек, кресел директоров банков, элитных домов и машин, мест в гостиницах на Гавайских островах, бумаги в издательствах, студенческих билетов МГИМО, Гарвардского и Кембриджского университетов и даже мест мелких муниципальных чиновников на всех не хватает. Размеры общественных, материальных и служебных благ невелики, поэтому толпа буквально выпирает из них, наглядно показывая нам специфику нового явления: масса, не переставая быть массой, вытесняет меньшинство. Причем в меньшинство нередко попадает и менее энергичная, нахрапистая часть массы. Ценой этой "нерасторопности" в борьбе за "лакомый кусок" нередко становится сама жизнь.
            Нет никакого сожаления о том, что в настоящее время все больше людей и в большей степени получают удовольствие от жизни, благо у них есть для этого желания и средства. Зло в том, что решение масс заниматься теми видами деятельности, которые ранее были привилегией меньшинства, не проявляется и не может проявляться только в том, что касается получения удовольствий. Масса стремится и приходит к политической и экономической власти. При этом она пытается скопировать внешний фасад западных демократий с их значительной долей либерализма и восторженной верой в закон. Игнорируется тот факт, что индивид западной демократии, чтобы существовать на этих принципах, был вынужден воспитывать в себе твердую дисциплину духа, что совершенно не просматривается в "нашей" массе. Под защитой либерализма и юридических норм в западных демократиях могут действовать и существовать миноритарные группы, так как там демократия и закон, юридические гарантии стали синонимами. В нашем случае мы присутствуем при рождении сверхдемократии, при которой массы действуют в обход законов, пуская в ход моральное, материальное и физическое давление на меньшинство, навязывая свои желания и вкусы. В западных демократиях массы осознают, что при всех своих недостатках, меньшинство, занимающееся политикой, разбирается в общественных проблемах все-таки получше. В нашем случае массы полагают, что они имеют право навязывать другим те банальные суждения, которые они высказывают на рынке, в автобусе, в пивной и придавать им силу закона. Сомневаюсь, что в истории были когда-либо времена, когда толпе удавалось так явно и неприкрыто задавать тон в общественной жизни. Поэтому мы и говорим о сверхдемократии.
            То же самое происходит во всех других областях жизни, особенно в интеллектуальной творческой сферах. талантливый ученый, писатель, поэт, взявшись за перо, чтобы написать о том, что он изучал длительное время или то, что диктует бессонными ночами его муза, вынужден думать, что средний читатель, которого никогда не интересовало то, о чем пишет автор, если и читает его, то не для того, чтобы чему-то научиться или духовно обогатиться, а, наоборот, чтобы вынести свой приговор, особенно, когда написанное не совпадает с теми банальностями, которыми забита голова читателя. Если бы индивиды, составляющие массу, полагали себя чрезвычайно талантливыми, то речь шла бы об отдельных исключениях из правил, а не о попытке ниспровержения естественного уклада жизни. Характерным для переживаемого нами момента является то, что посредственность, зная, что она посредственность, имеет нахальство повсюду утверждать и всем навязывать свое право на посредственность. Как говорят американцы - неприлично отличаться от других. Масса сметает со своего пути все, что не похоже на нее, она вытаптывает всякую индивидуальность, убивает все благородное, избранное и выдающееся. Тому, кто не такой, как все, тому, кто думает не так как все, грозит опасность быть уничтоженным. Естественно, что эти "все" на самом деле не все. Раньше "все" было сложным единством массы и отличного от нее меньшинства. А сейчас "все" - это только масса…