Рецензия на статью Ты не можешь больше управлять

Владимир Воробьёв
С рецензируемой статьей можно ознакомиться здесь - http://ekklezia.ru/forum/interesy.html?id=1253 - она немалая по объему и требует усидчивости...

Интересно толкование этой притчи в части её безотносительности к политическим реалиям последних веков. Но как только автор, Николай Сомин начинает рассуждать о социализме и капитализме - сразу ощущается идеологическая (политическая) его ангажированность и некая конъюнктурность... Насколько осведомлен, автор является сторонником социализма, поэтому не удивительно, что в его трактовке Божией притчи социализм "торжествует" над капитализмом...

Я не являюсь сторонником капитализма, причем практически - у меня ничего нет кроме квартиры и скудных сбережений, но я против того, чтобы трактовать притчи Господа исходя из личных пристрастий идеологических (политических), даже практики личной жизнедеятельности. Потому что это не толкование, а конъюнктурный подход... Не являюсь сторонником и социализма, потому мне рассуждения автора о социализме и капитализме на душу не ложатся. Так же, как и мысли И. Ильина о социализме и капитализме, где превозносятся частная собственность и капитализм, а диктат равенства нищих и социализм уничижаются и отвергаются для будущей России... Даже на этих примерах мы видим, что ангажированность авторов приводит к «подминанию» под собственные пристрастия Истины Божией, к которой несомненно относятся притчи и все иные поучения Иисуса Христа...

Нам надо понимать главное - Иисус Христос Своей притчей не славил социализм и не проклинал капитализм, Он обличал частную собственность, учил правильному распоряжению богатствами (личными, частными, всеми иными, захваченными нами, людьми для их управления и использования) вне зависимости от исторического времени, политического строя или торжествующей идеологии и социально-экономической модели в отдельных странах или в мире в целом. Поэтому и нам негоже притчу Иисуса Христа "натягивать" на социализм или капитализм, национальную диктатуру или глобализм, ибо она гораздо шире по смыслу и применимости, она - универсальна, Истинна для всех времен и народов, строев и вождей. Это понятно даже по логике, ибо Иисус Христос, как мы все прекрасно понимаем, не имел ни малейшего представления о социализме или капитализме, поэтому никак не мог учитывать эти "выдумки человеческие" в своем Учении, да и не об этом само Учение - оно о том, как спастись любому человеку на Планете Земля...

В России имеется богатый опыт совмещения, если так можно сказать, частной собственности и спасения - это и русские купцы, и староверы, и артельщики, и общинники, о которых много и хорошо пишет, например, д.э.н. О. Платонов в своих многочисленных исторических и экономических трудах - http://www.rusinst.ru/. С другой стороны, социализм не является «защитой» от неправедного управления национальными богатствами – тысячи тысяч представителей власти и миллионы чиновники всех уровней из десятков структур государства также склонны к извлечению благ из чужого (общенационального) добра. Мы это хорошо помним, ну а НЭП, когда комиссары-безбожники в кожаных тужурках заняли места православных купцов, промышленников, предпринимателей, руководства артелей и трудовых общин, староверческих предприятий – это квинтэссенция «праведности» социализма (коммунизма)…

Если рассуждать о возможном пути развития России в интересах всех граждан, в т.ч. и простого народа, то этот путь вряд ли возможен без православной государственности и христианской экономики. И если с православной государственностью (и, соответственно, властью) вопросов практически нет, то с выработкой основ или принципов христианской экономики есть много вопросов, которые пока не разрешены. Мне, допустим, совершенно ясно, что попытки подмены христианской экономики социализмом (христианским -?) или капитализмом (христианским -?) несостоятельны, ибо социально-экономические модели социализма и капитализма показали свою полную практическую вредность в России.

Если мы хотим совместить наше личное спасение с социально-экономической моделью, надо эту модель разрабатывать и практически «обкатывать», изучая при этом наш богатый тысячелетний исторический опыт, а не пытаться очередной раз предложить православным людям (да и всей нации) для реализации утопию типа социалистического христианства (христианского социализма) или капиталистического христианства (христианского капитализма). Иначе мы наступим очередной раз на одни и те же грабли, на которые уже ступали в начале XX века, когда пошли по пути капиталистического развития Российской Империи, развалив ее этим капитализмом, или когда навязали (после краха Православного Царства) нации путь социалистический, закончившийся тем же крахом в конце XX века (теперь уже Советской Империи)…

Мудрость заключается в том, чтобы в XXI веке, когда уже треснули или трещат по швам все социально-экономические модели прошлого века, пойти вперед своим путем, который не имеет отношения к 2-м очевидным утопиям (социализма и капитализма), а также новой утопии (глобализму). Этот путь, давно очевидный для истинно-православных людей (не болеющих социализмом или капитализмом), - путь Православной государственности (что включает в себя и соответствующую мораль и нравственность), христианской социально-экономической модели в условиях реальной автаркии (самостоятельности, независимости и максимальной самообеспеченности России). Это новый путь для России, но он во всем укоренен в собственной Традиции, опирается на наш почти тысячелетний опыт…

Что касается вопроса собственности, то это отдельный вопрос, который выходит за рамки социально-экономической модели (которая мыслится нам христианской), ибо он связан со спасением граждан для Жизни Вечной со Иисусом Христом и должен рассматриваться со всем комплексом отношений (между гражданами, гражданами и обществом, гражданами и государством) заодно, а не в отрыве от реальных процессов, всей законодательной базы.

Есть много видов собственности – личная, частная, семейная, коллективная, акционерная, корпоративная, общественная, государственная. Ими можно варьировать, не только с точки зрения замещения или запрета каких-то видов, но и с точки зрения их совмещения, творческого наполнения и развития с целью уложить эти виды в христианские рамки. Что и предстоит сделать разработчикам христианской модели экономики (полно – социально-экономической модели). К сожалению, пока о такой модели говорят и пишут (в «Русской доктрине», «Социальной концепции РПЦ», «Проекте «Россия», на православных сайтах и форумах), но ее нет. Поэтому и сильны попытки подменить христианскую модель чем угодно, лишь бы побыстрее закрыть этот вопрос и объявить его решенным, лишь бы не сосредоточиться на серьезной и фундаментальной работе, которая могла бы состоять в адаптации многочисленных исторических трудов О. Платонова к реалиям XXI века…

2011 год, г. Таганрог

Владимир Воробьев