Игорь Смысловский - мемуары артиста глава 55

Владимир Смысловский
      Колосальную организационную работу в этом плане проводил Константин Иосифович Тупицын. Прямо скажу, без обаятельной организующей деятельности мы не сумели бы поднять такое наисложнейшее дело.
И вот начались совместные репетиции четырех коллективов. Театральный коллектив актерски уже был подготовлен. Хоровой, по линии вокальной, тоже был готов. Теперь встала задача сделать массовые сцены с исполнителями хора, органично соеденить их с действующими лицами, причем добиться живой жизни, чтобы не было на сцене равнодушных лиц.

   Необходимо было научить каждого в отдельности и сообща вместе соответственно реагировать на происходящие на сцене события. Трудность была еще в том, что хор находился на сцене в течение всего спектакля. Он не уходил, по мере надобности передвигался, а порой просто затемнялся. Для хора такое поведение было впервые, необычно, но в результате задача эта была благополучно решена.

  Гармония, к которой мы так стремились, была достигнута. Звучание оркестра очень соответствовало тому, что происходило на сцене. С танцами тоже было не сложно, ибо подготовка была осуществлена профессионально. И в один прекрасный день премьера состоялась.

      Мы с Марочкой были довольны, ибо почувствовали, что можем делать и что-то серьезное. Работали мы без скидок на самодеятельность. Добивались профессионального звучания каждой роли. В основном это удалось. Спектакль был принят зрителем, общественностью и руководящими работниками Дома народного творчества.
Большой удачей в спектакле было исполнение заглавной роли Кольцова Славой Калугиным. Он был удостоен на Московском смотре диплома "Лучшему исполнителю мужской роли". Театральный коллектив серьезно себя зарекомендовал. Многие просто хорошо играли. Это позволило нам в дальнейшем ставить сложные актерские задачи.

  Говорить в отдельности о каждом исполнителе невозможно, да я и не помню всех поименно. Так что хочется только сказать о коллективе очень хорошее, дружное и симпатичное. В их обществе мы с Марочкой чувствовали себя уютно и с радостью работали, отдавая все свободное время, и трудились в поисках каких-то новых решений, новых актерских возможностей.

     Прочли мы на коллективе мою инсценировку романа Кронина "Северный свет". Во главе с Тупициным она была одобрена, и мы решили воспроизвести ее на сцене. Это тоже оказалось задачей непростой, хотя и не было тех масштабов, как в Кольцове, но были масштабы психологические.
Во первых, это Англия и современная Англия. А кроме того надо было найти поэтическую искренность, особенно в заглавных ролях Пейджа и Норы, которых играли Женя Родин и Люся Гусева. Упорно, настойчиво работали над этим спектаклем. Не сразу все получалось. Трудно было на первых порах исполнителям абсолютно поверить в предлагаемые обстоятельства, но терпение и труд, а, главное, увлеченность материалом привели к нужному результату.

   И Женя и Люся сыграли свои роли хорошо. Многие другие роли также были сыграны удачно, сложность еще была в оформлении.
По моим эскизам были построены гофрированные ширмы, позволяющие в разных фигурациях менять места действия, и выполняли эту работу сами действующие лица. Это не мешало им увлеченно играть свои роли, а порой и небольшие. Мы с Марочкой начали пользоваться для музыкального оформления записями на магнитофоне. Для этого мы тогда приобрели проигрыватель, пластинки классической и современной музыки. Дома находили подходящие куски, потом монтировали их на пленку, которая сопровождала спектакль. В общем получалось это совсем не плохо. Хорошая литература создавала особую приятность в работе. Спектакль получился современным, хорошо был принят зрителем и опять же начальством.

    Я пригласил на этот спектакль Петра Павловича Васильева, который пришел к нам в театр на пост главного режиссера. Спектакль ему понравился и он попросил у меня экземпляр инсценировки на предмет возможной реализации на сцене нашего театра, которому в это время было присвоено имя Н.В.Гоголяф. Для театра это было важное событие. Он перестал быть ведомственным и включился в ряды московских театров.