Мой Бенц-Советикус

Хачхарджи Константин
               

   В 1962-ом году  в нашей семье  объявился  первенец в лице  легковой, по тому времени самой престижной, машины модели  «Волга М-21», белого, лебединого, цвета.  За потрясающую вместимость я её называл «салон-вагон». Настоящая русская красавица: здоровая, выносливая  и  быстрая  на подъём.  Волжанка моя  была свидетельницей всех моих сакральных тайн.  Если бы она, не дай тебе Бог, «заговорила», то меня  вытурили бы из  дома за два счёта: спасибо ей за безмолвие!  В то время жил и «царствовал» в ранге  директора  Центральной Шахтёрской  обогатительной фабрики мой славный друг  Александр Иванович Овсяницкий. К нему всегда я обращался  на «Вы», не  оттого,  что  он  был участником  войны и старше меня на 12 лет, хотя это, несомненно,  достаточно веский  аргумент, а в  первую очередь  потому,  что  Александр Иванович  мужик  был  первостатейный.  И, какое  везенье, что нам,  с лёгкой руки друзей,  удалось не  единожды памятно рвануть на благодатные места  Полтавы,  и побывать  в гостях у хлебосольной  бабы  Веры,  которая безвыездно жила в селе со звучным украинским названием – Шiлiвка.  Вот,  коль пришлось, пару слов о топонимике  самой  Полтавы.  На сей счёт есть  множество версий.  Одна  из них, которой я доверяю более всего, исходит от  древнерусской традиции  называть поселения именем ближайшей  водной артерии, в данном случае, - ручья Лтавы - правого притока Ворсклы, то бишь:  ловить плотву,  плыть на плоту   «по Лтаве»,  - вот вам и Полтава.  В наше время эрудиты,  пройдя  по её окрестностям  штыком и киркой,  докопались-таки,  и застолбили  899-тый, как год основания первопрестольной Полтавы, значит ей пошёл уже  1112 годик! Мудрено, однако. 

   Село Шiлiвка, в окрестности которого мы разбивали свой бивуак, раскинуто  на левом берегу реки Псёл, в месте впадения в неё реки Саврай. Река на этом участке  извилистая, образует лиманы, старицы и заболоченные озёра. Вот на этих озёрах, на  живописных откосах реки Псёл, проходили дни наши залётные, там шастали мы за добычей. Непростое сие дело, скажу вам, если оглядеть всю экзотическую экипировку Александра Ивановича. К поездке готовился он со всей серьёзностью. В машину впихивали: бутыль литров на 10 самогону, - «та щоб чорты з глузду зiйхалы, чi шо», - ружьё («загранiшное, а як же!»), удочки,  и прочие к ним причиндалы, комбинезон охотника («цэ у пэрву очередь, та шо ви!»),  патронтаж, палатку, сомбреро (специально, сшитое  для А.И.) и .... махорку. 

- А махорку-то, зачем? – спрашиваю.

"Та, что ты, Кость, - так завсегда он обращался ко мне, - на природе гулять с папироской в зубах, либо с сигарой неприлично и негуманно, а вот махорочка атмосферу не испортит. Это древность", – вздыхал Овсяницкий.

   У соседей, выпросили резиновую  лодочку, пару вёсел:  «та, щоб щастило!».  Выехали на то самое озерцо. Машину оставили в стороне. Овсяницкий одел свой «макинтож», взял ружьё, патронташ, нахлобучил сомбреро, свернул «козью ножку» из махорки, задымил окрестность и «Во имя Отца, Сына и Святаго духа» ринулись мы в битву за дикую утку. Александр Иванович:

-Ты, Кость, на лодочке – шасть (!) в камыш, пугни мне оттедова уток, а тута я их, будь здоров, встрену.

-Да, какие наши проблемы!

  Я на лодочке влез глубоко в камыш, и тама вёслами стал разгонять спящих, жирных, уточек. Вскоре началась с берега такая пальба картечью  из двух стволов, что не успел я опомниться,  как очередная дробь срезала надо мной венички камыша. «Ничего себе, баталия,  не шведы ли наступают?», - подумалось мне. Чтобы, как-то утихомирить, своего вояку, кричу ему из-за кустов понарошку:

 -Е-э-С- ТЬ!!!!)))

Овсяницкий в болотных сапогах с переполоху, как рванёт со всей силы в камыш.

-Где?

-В Караганде!!!

 В сердцах возмутился я за то, что чуть не пристрелил  меня «замiсть дикоi уткi»

   Однако, слава тебе Господи,  на «базу» вернулись, всё-таки, не с пустыми руками. Из  ила нам всё же удалось достать,  как их, - вьюнов, - вот, вспомнил же(!), - на целую сковороду. Тут баба Вера по строжайшему  секрету передала нам, что у «сосiдкi е самогон высочайшого сорту, з пшэныцi». Овсяницкий тут же спохватился подсказывать мне («щоб потiм нэ журылысь!»), как определить качество самогона:

-Значит так, нальёшь в стакан граммов 100 самогона, если поверх по кругу «забегают» маленькие пузырьки в виде бисера, всё – бери и уходи: «чiмiргэс» то, что надо! Поняв, чi нi?

-Та поняв, шановный Александру Ивановичу, поняв!- откланялся я, и айда к бабусе.

   Соседке сказал, что я, дескать, от бабы Веры, - это сразу сработало, как, своего рода, визитная карточка.  Проверил её эксклюзив строго  по «инструкции», купил две бутылки (на всякий «пожарный» ), пришёл, поставил на стол.
 
-Монiсточко е? – спрашивает Овсяницкий.

-Е-е (!), вельможнiй панэ, Овсянiцькый, - Е!

-Тодi, добрэ, наливай, Кость, восписум ти ся!

   Закуска деревенская, простецкая, бабушка Вера бегает со сковородой и кувшинчиком с холодным квасом, в горнiце прохладно, обстановка – лучше не придумаешь. Выпили по стакану, - не взяло! Надо, чтоб под конец пiсня пiшла, та, которую мы пели всегда  вдвоём. «Врезали» ещё по стаканчику – и пошла наша родная - «Вечерний звон» (слова Т. Мура, музыка А.Алябьева, перевод И.Козлова). Сегодня её мало кто поёт, а напрасно! Поэтому напомню первые строки из этой задушевной песни, которую, будь моя воля, я назвал бы «Судьбинка». Итак:

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!

     Наш неповторимый дуэт остался в памяти моей на всю оставшуюся жизнь мою.
Выходит, братцы, не всё так уж и погано на сiм   бiлiм Свiтi! На следующий день в обеденный час поехали мы в промтоварный магазин, чтобы подыскать подходящий презент, а вечером торжественно преподнести его бабе Вере в  честь дня её рождения. По дороге, из соседней хатынцi,  выскакивает,  лет под 60 мужик, держа в каждой руке по бутылке горiлкi:

-Стоп, хлопцi, стоп! Я Пэтро, хозяiн цього будынку!

-А шо такэ, шо сталося  з вамы? – спрашиваем хором.

-Прошу, до мэнэ во двiр: мэнi дуже iнтэресно почокаться з вамы, нэ откажiть, будь ласка!

   Вежливость и обещанное гостеприимство нас завлекло, и мы безо всяких обиняков вырулили к нему во двор. Вiшнэвiй садочок, в самом деле, был красиво ухожен. Посредине сада стоял роскошный, высоченный, дуб. Пэтро, заметив наше любование  таким «старцем», обратился к нам, видимо, с присущим ему пиететом:

-Та що дывно, хлопцi, нэ повiрiтэ, ранiш пiд цiм дубом (Пэтро поднял указательный палец вверх!!) САМ Нэстор Иванович сыдiв. Правда-правда,  та хай мэнi блыскавка с горы прахом (перекрестился).

Овсяниций повернулся к Петру, и хлопнул его по плечу:

-Ну, коли САМ Махно тут гостевал, тогда, какой разговор!
   
    Мы не пожалели, угощенье было царское: «та шо вы»! Свою затею с презентом оставили на завтра.

- Скажем бабе Вере, що крамныця (магазин) була на  замку, та й  всэ, - отрезал  Овсяницкий.

Нам понравились солёные огурчики в стеклянных банках (за первак я не говорю, та щоб бiс сгорiв!), и по сему я пообещал Петру  достать (это моё дело, где!!) комплект, необходимых для хозяйства инструментов, на отсутствие которых он жаловался, и дня через три прийти и обменять набор на трёхлитровую бутыль солёных огурчиков.

-Оцэ, вжэ, по-нашему, - сказал Пэтро, поднимая вверх рюмку «самжэнэ».

   Так-таки сдержал я своё слово.  На третий день прихожу вечерком, открываю сени – темным-темно! Слышу, где-то в уголку, какое-то кряхтенье, вздохи и шорохи.  Вот я наугад и решился спросить у «голубков»:

-Пэтро, ты это, чi зовсiм усi повздыхалы, та хто мэнi скажэ, шо тут робыться?

-Та оцэ йiбэмося, будь воно проклято! – раздался хриплый голос Петра из темноты.

Тогда я чуть не упал со смеху.

Думаю, вы спросите меня: «А случись это сегодня, ты бы смеялся?»

-Нет, нынче мне не до смеха: иные времена, другие фортели…

И к ассоциациям.

Буквально вчера в Интернете прочёл, совершенно нежданное для меня,   объявление:
   
«Продам ГАЗ  Волга М-21. Цена: $2000, Год: 1962, Город: Полтава»

О, main Gott (!), счастье-то какое! Считай полвека прошло (2011-1962), а моя  старушенция,  оказывается, ещё жива. Привет, М-21, привет!!!!

                Чудны дела твои, Господи!