Доктор Хаус

Лилия Внукова
"Доктор Хаус"

                "Пой, милый дрозд, в глухой морозной мгле.
                Пой, добрый друг, среди нагих ветвей.
                Смотри: зима от песенки твоей
                Разгладила морщины на челе..." (Р.Бёрнс)

                "Привет тебе, угрюмость декабря!
                Привет тебе с отчаяньем и болью,
                Печально я, за все благодаря,
                Прощаюсь с Нэнси, со своей любовью!"
                (Р.Бёрнс)
               

Сериал "Доктор Хаус" уж и сериалом-то не назовёшь, в традиционном понимании.
Причём с одинаком удовольствием смотрятся и "Хаус" и наши "Интерны". Кто-то считает, что это плагиат. Однако ж, "Хаус" мелодрама, в какой-то степени -- детектив. А "Интерны" комедия. Жанры совершенно разные.
И вот что забавно, что в "Докторе Хаусе" видится неслабое влияние русской классики, в то время как в "Интернах" -- западного кино.

Сериал "Доктор Хаус", конечно, держится на докторе Грегори Хаусе, то есть актёре Хью Лори. Английский актёр и сценарист, антрополог (профессия гумманитарная, связанная с природой человека и отчасти даже с медициной), спортсмен (гребля), по национальности и типажу северный шотландец.
Каждая серия фильма словно детектив: расследование какой-либо жизненной ситуации или даже глубже -- жизненной трагедии в итоге приведшей к болезни. И уже не важно становится насколько точны медицинские термины, и прочее. Ведь в центре внимания находится Человек, во всех его проявлениях, и самых неприглядных тоже.

В русской литературе есть великие писатели-врачи -- Чехов, Булгаков, Заболотский. Их профессия, разумеется, отразилась на литературном творчестве. Актёрская стезя Хью Лори крепко связывает его с театром, и потому, я думаю, он не мог не знать о Чехове, так же как создатель сериала. Ирония Чехова ЗА человека и О человеке -- разве доктор Хаус не позаимствовал эту традицию, применив её на англо-американский манер?... На первый взгляд Хаус человек беспринципный, складывается впечатление, что даже безнравственный, но в итоге фильма, почти всегда, впечатление это в корне меняется. Идёт борьба ЗА человека, не только как плоть и кровь, но как индивидуальность. За право человека быть индивидуальностью, и, да, быть счастливым.

Вообще сама идея сериала -- нельзя сказать, что о больнице, нет, о значительно большем -- всякий раз это история об ИСПЫТАНИИ, проходящем в некоем приграничном состоянии. Испытание Смертью, самое серьёзное и важное испытание в жизни человека. И тема эта была впервые мощно раскрыта в русской литературе, Львом Толстым. Стоит прочитать рассказ "Смерть Ивана Ильича", как можно увидеть идею "Доктора Хауса", так сказать, в зародыше. Рассказ страшный, тяжёлый, и потрясающий до глубины души. Не о любви и радости (или Жизни) -- именно о Смерти, об этом Последнем Испытании перед которым всё другое, по большому счёту, теряется.

Так же и в каждой серии "Хауса" : жизнь героев переворачивает это испытание, иногда в худшую, порой -- в лучшую сторону. Герои, проходящие  испытание, не только больные, но и врачи тоже.
В традиции европейской философии доктор Хаус человек аналитического склада ума, атеист. Но вопрос существования Бога постоянно перед ним и «внутри него». Это исключительно европейская дилема, и атеизм доктора Хауса в каждой серии расшатывается.
В одной из серий на костюмированную вечеринку восьмидесятых (куда Грегори приглашает Кади) Хаус приходит в костюме восемнадцатого века. Это можно расценить как одну из шуток Хауса. Но в каждой шутке есть доля правды. Европа 18-го столетия, атеизм – мощные философские труды и великие научные открытия. Главенство ума над сердцем…
Для русской (светской) литературы и философской мысли этот период был самым началом. Для Европейской – расцветом. Нет Бога, но и Дьявола тоже нет! Прямо как по Булгакову, слова Воланда: «Этот молодой человек чуть не свёл меня с ума, доказывая, что меня нет»…

Хью Лори сам с большим воодушевление (конечно, не на протяжении всего сериала, это было бы невозможно) играет эту интересную роль. Дилемы Хауса, с которыми он постоянно сталкивается, вынужден их решать как будто интересны и ему тоже. Удивительно, что в одном человеке ужилось столько талантов – актёр, музыкант, историк, спортсмен. Убеждаешься, что талантливый человек талантлив во всём. Хью Лори не просто увлечён, но болен блюзовой музыкой! Об известных блюзовых музыкантах и паломничестве Хью в город блюза, Новый Орлеан, его фильм «Вниз по реке». С большим удовольствие просмотрев этот лёгкий светлый в своём общем настроении фильм, действительно, открываешь для себя блюзовую музыку, как нечто грандиозное, то, чем можно увлечься на всю жизнь. И с удовольствием слушаешь известные композиций в исполнении Хью Лори.
Для тех, кто просмотрел сериал «Доктор Хаус» и потом этот фильм, понятно, что вот она главная черта в которой «состыкуется» Хаус и Хью Лори – творческое решение проблемы (а всё другое – скучно и неинтересно), и безграничная воодушевлённость тем, чем увлечён.

Так что сериал «Долктор Хаус» вряд ли повседневная жвачка, мыльная опера. Не простой, не лёгкий – о людях, о жизни – о смерти. Но его трудно смотреть на телеканалах, где, часто напряжённое действие, прерывается, например, рекламой подгузников. Так лучше не смотреть вовсе.
Закончился седьмой сезон, и поклонники сериала, естественно желают ещё,ещё! Но возможно ли это «ещё» после последних сцен заключительного сезона – это вопрос. Хотя восьмой сезон уже в работе.