Гл. 2. 1. Философия Древней Евразии

Юрий Шпилькин
   Философия Древней Евразии
 2.1. История философии. История человечества подобна калейдоскопу. Перед нашим взором предстает сохранившаяся часть культуры, сменяются картины тысячелетий одна прекраснее другой. Малейший поворот и уже другая картина, а прежняя вряд ли повториться и воспроизвести ее невозможно. К сожалению, человечество не очень бережно относится к сохранению наиболее ценных своих реликвий. Сохранившиеся крохи минувших цивилизаций не всегда адекватно отражают реальные картины глубины веков. Нередко потомкам становятся известны вовсе не шедевры, а второстепенные образцы культуры, не имеющие особой ценности. Более того, наверняка нам не известны и вряд ли станут когда-либо известными многие уникальные цивилизации. Однако совместными усилиями ученых различных наук порой счастливо приоткрывается завеса далеких веков и радость сопричастности к истории наших предков одаривает нас.

Таким калейдоскопом является история философии и с ней не может сравниться никакая другая наука в воспроизведении многоцветной палитры человеческой мудрости. Подобно бесконечному детективному сериалу разворачивает она  хитроумную сеть теорий. Ни в одной из наук нет такого количества мудрецов противостоящих друг другу и, каждый из них утверждает, что именно его позиция ближе всего к истине. Как правило, наиболее знаменитые философы имели оппонентов не только среди своих современников, но и среди своих учеников. В истории философии  известна полемика между Сократом и софистами, Платоном и Аристотелем, Лао-Цзы и Конфуцием, Гегелем и Шопенгауэром.

 Зарождение истории философии. Как особая область исследования история философии зарождается в глубокой древности. Еще античные мыслители, такие как Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский пытались изложить и осмыслить предшествующие философские теории и учения. Первую наиболее глубокую по своему содержанию историю философии составил Аристотель в «Метафизике». Он, насколько это было возможно, дал объективную характеристику философским взглядам и учениям своих предшественников и современников. Вместе с тем его философская система включала, по определению самого Аристотеля, «первую философию», чья задача — изучать «первые начала и причины», а термин «метафизика» ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля, назвавший так группу его трактатов о «бытии самом по себе». Древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма Секст Эмпирик почти все свои трактаты начинал словом «Против», а доксограф Диоген Лаэртский описывал учения античных мыслителей, приукрашивая их различными анекдотами из жизни философов.

Средневековые христианские и арабоязычные систематизаторы главное внимание уделяли комментариям основных трудов античных философов. С появлением университетов, в них начинают преподавать наряду с теологией курсы по истории философии, в большинстве своем отличающиеся описательностью и эклектикой. В 16-18 веках историко–философские исследования публиковались на латинском, а также на французском, английском и немецком языках. Это были комментарии или полемические трактаты, отражающие борьбу течений в философии.

Поворотным пунктом в истории западноевропейской философии явились труды представителей немецкой классической философии, для которых история философии стала необходимым разделом. Особое значение имели «Лекции по истории философии» Гегеля, который считал, что каждая философия есть самосознание исторически конкретной эпохи, с ее историческим содержанием и в то же время неизбежной ограниченностью. При переходе к другой исторической эпохе предшествующие учения, освобожденные от исторической ограниченности, воспроизводятся и усваиваются последующими философскими учениями. Тем не менее, Гегель, рассмотрев всю предшествующую философию, пришел к выводу о том, что она только и существовала как история философии для того, чтобы ее увенчала его гегелевская философская система, как заключительное звено философской истины. По мнению исследователей: «У Гегеля история философии не только превратилась из факультативной пропедевтики к изучению философии в необходимую и существенную ее часть, но и возвысилась в статусе от исторической науки до философской, впервые превратившись в «философию истории философии».

Однако это вовсе не значит, что Гегель свел предмет и содержание философии к истории философии, как это понимают некоторые авторы, провозглашающие «подход к истории философии как единственно истинной философии»  . Правда, вслед за Гегелем и М. Хайдеггер утверждал, что «школьное» деление на систематическую философию и историю философии является ложным и бесперспективным: «Разделение систематической философии и исторического изложения в самом существе неверно» . В истории философии в разное время и в разных странах неоднократно декларировали о завершении философии: провозглашался то «конец философии», а то и ее «смерть». Говорили о прекращении философствования и в России (позитивисты XIX в. и сторонники пролетарской культуры в XX в., затем некоторые постмодернистски настроенные писатели).

 Своеобразно высказался об этой проблеме в 1995 г. известный философ, историк философии А.В. Гулыга в работе «Русская идея и ее творцы». С его точки зрения, философия достигла своего предела. Но не в том смысле, что ей уже нечего сказать, а в том, что ее значение сегодня состоит лишь в овладении наследством.
Философия в наше время существует только как история философии. «Философия - любовь к мудрости, сама мудрость, если хотите, а мудрость уже высказана, наша задача состоит в том, чтобы усвоить ее, истолковать, распространить, осуществить. Старая мудрость сегодня обретает свою жизнь». Так это или иначе, покажет будущее философии. В любом случае большинство мыслителей едины в том, что без истории философии не обойтись ни специалисту-философу, ни тому, кто готовит себя к профессиональной деятельности в любой из отраслей научного знания, искусства, политики. Знание истории философии содействует более глубокому пониманию современных проблем.

На рубеже XXI в. все больше утвердилось мнение не только о возможности, но и необходимости выделения особого раздела  – истории евразийской философии. Опубликованы учебники и учебные пособия, в которых история философии занимает первостепенное положение  . Видимо следует согласиться с мнением Ф.Энгельса, что изучение истории философии - это лучшая школа теоретического мышления. Поэтому философски мыслить предпочтительнее начинать с изучения истории философии.

С какого момента можно говорить о появлении истории философии? Некоторые авторы считают, что история философии как особый раздел зародилась вместе с самой философией и воплотилась уже в первых размышлениях древних мыслителей о своих предшественниках. Например, Аристотеля считают одним из первых историков философии, поскольку в его «Метафизике» имеются экскурсы в историю мысли. Началом истории философии можно также считать появление сочинения Диогена Лаэртия (Лаэртского) (1-я пол. 3 в.) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах. Хотя в нем множество полезных эмпирических данных об античной философии преобладает над концептуальностью, но все же это сознательный подбор материала из области прошлого философии. Работу Диогена Лаэртского принято относить к истории философии с той оговоркой, что это, прежде всего, доксография – «описание мнений».  Аналогичный подход относительно прошлого философии отмечается и у таких мыслителей древности, как Секст Эмпирик, Цицерон, Тертуллиан, Стобей и др. Не сложилась история философии как самостоятельная дисциплина и в средние века. Расцвет историко-философского знания приходится лишь на Новое время.

 2.2. История евразийской философии насчитывает более 2,5 тысяч лет. Поэтому мы представим ее прошлое в разные времена, в наиболее существенных проявлениях. Изложение будет носить по большей части справочно-конспективный характер. Неизбежны при этом определенные диспропорции в подаче материала. Более подробное и систематическое изложение истории евразийской философии вы найдете в рекомендуемой учебной литературе, в произведениях выдающихся философов и фрагментарно в хрестоматиях. У истоков истории евразийской философии стоит Диоген Лаэртский, который свою книгу «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» начинает словами: «Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев - гимнософисты» .

В период, так называемого «осевого времени» (с 800 по 200 г.г. до н.э.), произошел феноменальный всплеск духовной культуры одновременно в нескольких регионах и, в первую очередь, в Евразии. Причины этого феномена не известны, однако Ясперс замечает, что истоки феномена вероятнее всего «следует искать где-то в доистории в Средней Азии - кочевые народы из Центральной Азии, достигнув Китая, Индии и стран Запада познали даль мира. Завоевание государств великих культур древности, опасность и испытанные катастрофы помогли им понять хрупкость бытия .

Современная идея евразийства - о необходимости укрепления единства народов Евразии, уходит своими корнями в глубокую древность. Известный индийский исследователь ведической литературы Рамчандра Нараяна Дандекар (1909 – 2001 гг.)  пишет: «История предков ведийских ариев показывает, что отдельные племена индоевропейского происхождения мигрировали со своей прародины в Казахстане на юго-восток и со временем осели в районе Балха (выделено мной – Ю.Ш.)».

Дандекар убежден, что до прихода в Индию ведийские поэты-жрецы уже создали молитвы (мантры), которые относятся в основном к трем аспектам этой религии: космическая религия, культ огня и сомы и  религия героя, которые легли в основу выдающихся философско-литературных памятников Ведической литературы (Веды) и Авесты.  повествуют о взаимодействиях ариев и туранцев. Наскальные рисунки солнцеголового божества Митры (Митра - в древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми) обнаружены недалеко от Алматы в ущелье Тамгалы, а также в Иссыкском кургане скифско-сакский золотой воин.

Древнейшие поселения Аркаим в Челябинской области и Ботай в Северном Казахстане, руническое письмо, выбитое на скалах, петроглифы на каменных плитах, бытовые предметы, найденные в Южной Сибири, в Казахстане, Средней Азии и Монголии и другие археологические открытия свидетельствуют о высокой культуре Древней Евразии. 

Участие ариев в создании Вед и Авесты. Первоначальные тексты Beдической литературы сложились на территории современной Центральной Азии во II-I тыс. до н.э.  . По одной из версий прародиной древних ариев  была Евразия. Еще в начале ХХ века известный политический деятель Индии Балгангадхар Тилак в монографии «Арктическая теория в Ведах» высказал идею о «полярной теории» происхождения арийских племен. Он доказывал, что арийские предки индийцев еще в доледниковый период обитали в арктических районах  и около 10 тысяч лет назад с наступлением ледникового периода двинулись на юг. Однако ученые находили серьезные аргументы, опровергающие эту теорию.
 
В 80-е годы авторы небольшой, но содержательной книги «От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев», основываясь на материалах археологии, лингвистики и этнографии, сопоставили эпические и религиозные тексты «Ригведы», «Авесты», античные источники скифского эпоса приходят к выводу, что представления древних иранцев, скифов и индийцев о прародине Ариев имеют единую традицию. Авторы книги не согласились с мнением Тилака о том, что предки арийских народов некогда жили в Арктике.  Авторы на основе сравнения индоевропейских языков считают возможным воссоздать условия, в которых «предки индоевропейских народов могли жить в период их совместного обитания. Особенно распространена в науке теория среднеазиатского происхождения ариев… именно Средняя Азия явилась местом сложения древних арийских племен, формирования их цивилизации, духовной культуры, эпоса» . «В тот период у индоевропейских племен уже существовало общество, весьма развитое в социальном и хозяйственном отношении.

Они имели длительные традиции земледелия, пользовались колесным транспортом, изготовляли из металлов орудия труда и оружие. Материалы археологии показывают, что племена, достигшие такого уровня развития, никак не могли обитать в заполярных и примыкающих к ним районах, где век металла наступил много позднее даже того периода времени, когда индоиранские племена достигли Передней Азии и Индии». «Там они жили в течение довольно продолжительного периода – столь продолжительного, что вскоре стали считать саму эту местность своей первоначальной родиной». Не исключено, что именно тогда сложилась андроновская культура - культура бронзового века (2-е тыс. до н. э.) в Западной Сибири, Казахстане и Южном Приуралье, получившая название по д. Андроново около Ачинска. 
Подтверждением этой теории являются обнаруженный в Челябинской области археологический памятник Аркаим, который одновременно был жилищем, доменной печью, местом для жертвоприношений и, возможно, даже обсерваторией. Археологи уже сегодня имеют достаточно полное представление о том, каким было поселение в пору своего расцвета, и даже реконструкция его основания действительно впечатляет.

Поселение имело форму круга, с наружным диаметром около 160 метров, общая площадь его составляет около 20 тысяч квадратных метров. Окружал его 2-х метровый обводной ров, заполнявшийся водой. Внешняя стена очень массивная. При высоте 5,5 м она имела пятиметровую ширину. В стене были обозначены четыре входа. Войдя в город, мы попадаем на единственную кольцевую улицу, шириной около 5 метров, отделявшую примыкающие к внешней стене жилища от внутреннего кольца стен. Улица имела бревенчатый настил, под которым, по всей её длине была вырыта 2-х метровая канализационная канава, сообщающаяся с  обводным рвом. В прихожей каждого из 37 жилищ был специальный сток для воды, который уходил в канаву под главной улицей. в каждом жилище был колодец, печь и небольшое куполообразное хранилище. Из колодца, над уровнем воды ответвлялись две земляных трубы. Одна вела в печь, другая в куполообразное хранилище. В печи воздух, проходя по земляной трубе, создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использования мехов. Одно не понятно, почему, построенный  по единому замыслу, Аркаим простоял около 300 лет и оставленный всеми жителями, вероятно, ими же был сожжен или разрушен.

Современные исследователи полагают: «Бурная история межплеменных войн ариев, туров и хьона, почитающих одних и тех же богов и молящих их о победе на одном языке, разворачивается на границе Арианам Вайжда, на берегах Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи, на Каспие и Арале, на Волге и в Прикамье. События, чей звук сохранили Яшты, происходили, возможно, задолго до времен Заратуштры, во второй половине II – начале I тыс. до н.э.» . Арии и туранцы не только воевали, между ними возникала не только вражда, но и любовь. В Яштах – древнейшей части Авесты зафиксирована мольба ария «из рода Атвийа» не только одержать победу над туранцем «чудовищем Аджи Дахака», но и  пикантное пожелание: «Чтобы я его жен обеих похитил. Их материнское лоно прекрасно, Их проворство в домашней работе прекрасно… И даровала ему эту удачу Ардвисура Анахита» .

Поэтому весьма сомнительны утверждения о «чистоте» крови того или иного этноса. Со временем начались дальнейшие миграции протоариев: некоторые воинственные племена, покинув Балх, двинулись в поисках новых земель и пастбищ к югу, тогда как другие племена, постепенно перемещались на запад, и наконец, осели на территории, которая позднее получила название Иран, т.е. «земля ариев». Именно там жил  между 10-м и 1-й пол. 6 вв. до н. э. пророк и реформатор Заратуштра, основатель древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Считается, что древнейшую часть «Авесты» - Гаты («Песнопения»)  составил Заратуштра.

В 1957 г. в ущелье Тамгалы, что в 170 км. от Алматы, среди 200 петроглифов наскальных рисунков были обнаружены изображения «солнцеголового божества» - Митры. На больших и ровных плитах были изображены различные животные: лошади, верблюды, быки, олени, кабаны. Центральное место занимает изображение Митры, восседающем на быке.
 2.3. Среди арийских богов верховным божеством называют Варуну – ночного бога неба и водной стихии, (что естественно для скотоводов), а его непременным спутником является Митра - бог дневного света, символ дружеских отношений и союзов. В более позднее время на первый план выходит солнечная функция Митры. В культе Митры особую роль играли жертвоприношения животных, особенно быка. Скульптурки «Митры, убивающий быка» найдена в Крыму в Пантикапейе (ныне Керчь) и других регионах. Согласно легенде из крови убитого Митрой быка произрастали растения, она увеличивала плодородие земли.
Арии занимались преимущественно скотоводством. Поэтому, видимо, в поисках пастбищ вынуждены были откочевать на юг – на территорию современных Казахстана и Средней Азии. Довольно долго они жили по берегам рек Сырдарья (др. названия Яксарт, Канга) и Амударья (Ардви, Окс, Балх, Джейхун). Там у них сформировались образы богов и гимны, обращенные к ним. Обожествлялись Солнце и Луна, ночь и день, реки и озера. Например, богиня утренней зари - Ушас, бог грозы - Рудра, бог ветра - Ваю, боги бури - Маруты, богиня рек – Сарасвати.  Из них лишь от Рудры, мрачного и страшного бога грозы и бури, ждали не столько даяния благ, сколько избавления от его гнева и немилости. Рудра, внушавший древним ариям непреодолимый ужас, предстает в гимнах как воплощение грубой, необузданной, стихийной силы. Для умиротворения богов использовалась Сома (хаома) - жертвенный напиток, видимо приготовленный из кумыса с добавлением глюкогенов.

Следует обратить внимание на утверждение  Дандекара о том, что Веды были созданы не в Индии и не одним автором и даже не одним поколением авторов. Относительно географического места  создания вед у Дандекара сомнений нет. Он пишет: «Можно сказать поэтому, что веды в каком-то смысле рождены вне Индии (выделено мною –Ю.Ш.)»  . Форма этой литературы также была обусловлена их образом жизни. В течение всего этого весьма продолжительного периода, считает ученый, ведийские арии, «вели кочевой, неоседлый образ жизни». Дандекар считает, что желание собрать и упорядочить огромное количество разрозненных мантр (молитв и заклинаний) свидетельствует о более устойчивом, оседлом и организованном образе жизни ведийских Ариев. Причем мантры были объединены в два самхита - свода: мантры, относящие к космической религии, культу огня, культу сомы, а также к религии героя и к различным другим религиозно-мифологическим элементам.