1968 г. Золотые ленточки

Юрков Владимир Владимирович
1968 г. Золотые ленточки

Не помню у кого из моих одноклассников отец работал на карандашной фабрике, но, именно он, приносил в школу рулоны золотых ленточек с которыми мы очень любили играть.

Они представляли собою целлулоидную пленку, шириной, наверное, сантиметров около десяти, покрытую с одной стороны золотой краской. Из этой ленты прессом выбивали название на карандаше, место которого, соответственно, получалось прозрачным. Поэтому ленточки не были тупо одноцветными в них наблюдалась какая-то игра цвета и света. Интересно было и читать, написанное на ленточках – непонятные для нас тогда слова «Люмограф», «Светокопия», «Деловой», «Конструктор», «Фабрика им. Красина». Какая-то тайна была в этих рулончиках. Это уже была не тупая детская игрушка, вроде, автомобильчика у которого не открываются двери и капот. Это была «часть реального мира» – мира в который мы еще только робко входили, придерживаемые семьей и школой. Почему-то наши родители, да и вся тогдашняя система навязывала нам «идиотское» «счастливое детство», как будто бы мы должны болтать ногами сидя на заборе лет до восемнадцати, вдали от реальной жизни, не работая, не натруждаясь и, главное, не заботясь ни о чем в каком-то полурастительном состоянии.

Казалось бы, ничего особенного – отработанный материал, корм для помойки, но как же мне нравились эти ленточки. В наше детство, вообще, игрушки были неяркие. Может это и неплохо – ведь природа редко использует яркие цвета. Но золотой цвет был в советское время явно не в фаворе. Видимо, не сочеталось золото с пролетарской идеологией. Не помню ни одной игрушки, окрашенной в золотой цвет.

А здесь – целые золотые рулоны! Мы развевали их по ветру… делали гирлянды… бросали из окна или с дерева, чтобы получить длинного «золотого змея» в полете. Обматывались ими. А я украшал ими елку и даже пытался вырезать из них какие-то игрушки.

Еще я пытался содрать с них «золото», чтобы покрасить им елочный шарик, но у меня это не вышло совсем. Мать хотела, перевести золотую краску с помощью утюга, но просто спалила ленточку и все…

В общем – незначительный, но очень яркий, эпизод моего детства о котором я уже почти 45 лет не могу забыть.

Хотя… кто знает… может правы были большевистские идеологи исключая золотой цвет из палитры «разрешенных» цветов. Вот наигрался я с золотыми ленточками и теперь у меня – пять золотых колец на руках, часы, браслет, цепи… А так – не видел бы и не интересовался бы.