Наше счастье впереди, если смотришь сзади

Давид Слободник
 Эта русская поговорка, видимо, родилась в периоды лихолетий. Когда  было не ясно и тревожило будущее или наоборот, можно было  философски посмотреть в прошлое. Уже выросло поколение  не знающее, как жили люди в СССР. Многое, что написано современными историками о жизни в стране советов сейчас воспринимается как трагедия или фарс. Но пожилые люди более мягко и даже с юмором вспоминают жизнь в Советском Союзе, может быть потому, что это было время их молодости. Вот одна история, действительно произошедшая со мной в 1976 году в Ленинграде.

 Я тогда работал  в проектном институте. В эти годы, во всех организациях страны, кроме решения своих непосредственно профессиональных задач, все руководители групп и подразделений были обязаны еженедельно проводить  политинформацию. В СССР четверг был объявлен всесоюзным днем его проведения. Может быть случайно,в этот же день недели, в четверг, проводился всесоюзный рыбный день. Что это значит? А во всех столовых и буфетах, такой гигантской по размерам стране как СССР, предлагалось все, кроме компота,готовить из рыбы. Поясню почему, хотя сегодня  подобное происходит в Северной Корее. В СССР катастрофически не хватало мяса и чтобы хоть как-то уменьшить дефицит, вся страна в четверг ела рыбу.В основном ненавистную в то время треску.

  Но от всесоюзных рыбных дней вернемся к всесоюзным дням политической информации. В рабочее время, все работники цехов, ферм, исследовательских институтов  бросали работу, усаживались на стулья, а начальники брали главную коммунистическую газету «Правда» и читал то, что там было написано на первой странице. Все понимали, что это маразм. Но все молчали, надо было кормить семьи, ибо за политическую несостоятельность можно было потерять не только работу.
 
В этот день была моя очередь проводить коллективную читку. Чтобы это не было очень скучно, я обычно сопровождал чтение своими комментариями. В обед, дабы хоть поверхностно познакомится с материалом, я открыл газету. Вся первая страница была посвящена успехам крестьян в сборе урожая пшеницы. Подробно писалось о рекордах, о героических усилиях и руководящей роли партии. Весь материал подавался под заголовком:
«Труженики полей засыпали в закрома родины (цифра с множеством нулей) тонн зерна».
И тут же,  далее  в скобках, приводилась цифра этого же урожая, но  не в тоннах, а в пудах. Естественно в скобках было намного больше нулей и это, видимо, должно было еще более поднять значимость руководящей роли партии. Но корреспонденты, придумавшие этот фокус, были слабы в арифметике, а работать на логарифмических линейках и на механических арифмометрах «Феликс» они видимо не умели (компьютеров тогда еще не было). Превращая тонны в пуды, они приписали несколько лишних нулей. Оказалось, что урожай в тоннах в тысячи раз меньше, чем в пудах.

Представляете, в главной газете страны на первой странице сообщается, что крестьяне то ли недодали родине зерна в тоннах, то ли имеют тысячи пудов неучтенного зерна в пудах.

Здесь надо вернуться к историческим коллизиям Советского союза.  В тридцатых годах прошлого века началась индустриализация СССР.  Оборудование для электростанций, заводов закупалось за рубежом. Но в этих странах  были различные технические системы измерения. Было очень трудно соединить в одну технологическую цепочку оборудование, когда в документации встречались фунты, килограммы, метры, дюймы. И специальным постановлением компартии была объявлена техническая революция – было предписано, за несколько лет перевести всю документацию и промышленность на метрическую систему измерения. И только полный переход на эту систему считался  завершением этой революции.


Но вернемся к передовой газеты. Я умел быстро считать в уме и когда я понял, что напечатано на первой странице главной газеты страны и партии, то несколько оробел. Я не мог придумать, как, и кому, это сказать. Мне было тогда сорок лет, у меня была семья, и я знал много примеров, когда человека, обнаружившего огрехи вождей и их политических помощников, сажали в тюрьму.

Я пришел за советом, будучи беспартийным,  к секретарю партийной организации института. Положив ему на стол газету, спросил:
- Как вы думаете, может быть не стоит проводить политинформацию? Среди наших сотрудников много инженеров, которые заметят ошибку и зададут мне вопросы. А сказать, что в газете ЦК КПСС вранье  мне очень не хочется.


Секретарь парткома позеленел. Он схватил арифмометр и, когда с моей помощью убедился, что в газете допущена ошибка, побежал в партком, а я расслабился.  Члены парткома достаточно продолжительное время столбиком и арифмометром переводили тонны в пуды. Через час председатель парткома вызвал меня в свой кабинет. Встал мне на встречу пожал мне руку  и сказал:
- Спасибо тебе. Ты помог мне избежать неприятности. У меня в институте много друзей. Но есть и недруги.После того, как все члены парткома убедились о допущенной в газете ошибке, я позвонил главному редактору  представительства газеты «Правда» в Ленинграде. Он выслушал меня и сказал, что перезвонит через полчаса. Им тоже надо было время  на   проверку цифр. Сейчас он звонил повторно и поблагодарил за помощь. Он заверил, что впредь, никогда в газетах  не будут применяться старые единицы измерения.
И действительно, с тех пор в советских газетах  статистическая цифровая  информация употреблялась только  в метрической системе. Так я завершил техническую  революцию  в СССР.