Да здравствуют дилетанты! или Пророки нашего

Наташа Лазарева
Да здравствуют дилетанты!
или
Пророки нашего Отечества.

(Отрывок из главы моего студенческого реферата «Краеведение для настоящих мужчин»).

История эта произошла 100 лет назад.
Началось всё с того, что в 1872 году в Петербурге, в семье профессора Евгения Григорьевича Котельникова родился сын, Глеб.
Мальчик рос и проявлял, как бы сейчас выразились, креативность натуры. Увлекался конструированием так серьёзно, что сам сделал фотокамеру после того, как отец отказал ему в дорогой покупке.
Прослужив несколько лет офицером артиллерийских войск, Глеб Евгеньевич ушёл в отставку и увлёкся театром, выступая на Петербургской сцене под псевдонимом Глебов-Котельников.
И именно эта страсть – театр – спасла жизни тысячам лётчиков.
Как?
В 1910 году погиб авиатор Лев Марцинкевич. Котельников присутствовал при трагическом событии, которое потрясло его до глубины души и заставило задуматься над специальной конструкцией парашюта.
С древних времён люди прыгали с парашютами, имевшими конструкцию зонта. Подобные зонты крепились и к первым самолётам, но воспользоваться ими лётчики практически не могли. Крупнейшие специалисты начала ХХ века считали, что парашют и аэроплан несовместимы.
Однако артист-самоучка не знал об этом и сделал то, до чего не додумались лучшие умы мировой авиации!
Для начала он пришёл к выводу, что парашют всё время должен быть при лётчике. Далее – парашют должен раскрываться автоматически, на тот случай, если лётчик будет ранен. И – главное – парашют должен быть компактным.

Всё гениальное просто! (Если ты – гений).

Однажды Глеб обратил внимание на то, как его партнёрша по труппе раскрыла кокетливую сумочку и достала шаль, которой укуталась практически с головы до ног!
По ночам, после репетиций (в тот год Глеб Евгеньевич сыграл 80 спектаклей!), он с женой кроил и шил клинья для парашютов – фантастика, бред! – из тонкого крепкого шёлка, а не из брезента, как было принято во всём мире, да ещё и без спиц!
Укладывался парашют в ранец, который не занимал в кабине много места, и легко переносился.

27 октября 1911 г. Котельников обратился в промышленный отдел Министерства торговли, ведавший тогда патентными делами и в начале ноября получил охранительное свидетельство за №50103. зафиксировавшее его приоритет.
Тем не менее, главное инженерное управление русской армии не приняло парашют в производство, из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, который заявил, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.
Патент на изобретение за № 438612 выдали Котельникову французы, в 1912 году.
В начале первой Мировой войны Котельников был призван в армию, и с тех пор занимался парашютами всерьёз, до конца жизни (умер Глеб Евгеньевич в 1944 году в Москве, куда, в тяжёлом состоянии, был вывезен из Ленинграда). Парашюты стали обязательной принадлежностью наших лётчиков только в 1937 году. Американцы же наладили массовое производство уже в 1918 году.


Фото из интернета: Глеб Котельников в одной из ролей.