О Государстве

Оксана Студецкая
8 апреля 1988 г – 6 мая 1988 г

                О    ГОСУДАРСТВЕ


       Откликаясь на публицистическую статью Андрея Нуйкина «Идеалы или интересы», опубликованную в журнале «Новый мир» №1, 1988 г, разделяю многие мысли и факты, а также развиваю собственные мысли.
    Мои рассуждения не есть доводы политического деятеля, которым я не являюсь, мои рассуждения будут выражением мыслей из народа, включаясь в общественное мнение и выходя за его рамки.   
     Сейчас в нашей стране началось время перестройки, переоценки явлений общественной жизни за прошедшие семьдесят лет существования советской власти, советского государства.
     Провозглашенная новым правительством сущность демократии в стране, естественно дала полное право на всеобщую гласность, свободу слова и мнений народа.
     «Основою всего служить должен принцип демократии в самом обширном смысле этого слова» - говорил В.И.Вернадский еще в 1892 году, т.е. почти сто лет назад.  «Единственная форма общественности при свободе личности – демократия. Это высшая форма с точки зрения развития сознания» - утверждал он, перефразируя марксистское учение.
     «Развития сознания»! Но вот уже прошло семьдесят лет, а мы знаем, что демократии, как таковой, «в обширном смысле слова», не существовало. Напротив, народный рот законопатили паклей с ядовитым комом, что выплюнь он его, непременно попал бы этим ядом в саму суть государства, за что немедленно бы лишился жизни. Этот ядовитый ком народ рассасывал сам, потихоньку глотая его и отравляясь, но и привыкая, к отраве. За семьдесят лет, эта отрава вошла в плоть и кровь народа, просочилась через все житейские судьбы. 
      Но семьдесят лет – это целая жизнь, смена поколений. Правители не вечны и рано или поздно из обстановки, когда человечество прожило молчаливую покорную жизнь, находятся люди, борющиеся с закрепощением. Естественно, они погибают, и жизнь народа всегда обновляется на костях и трупах других.  Не это ли постулат божественного писания из Библии о Иисусе Христе? «Он отдал жизнь за жизнь народа»! Сколько таких, отдавших свою жизнь, за жизнь народа? Ох, как много! А что изменилось?
     Из века в век идет борьба двоевластий, борьба добра со злом, страждущих с «сильными мира сего».   Ничто не стоит на месте. Жизнь и природа находятся в постоянном движении, а всякое искусственное попирание этого движения, торможение, накапливает энергию взрыва.
    Приход к власти правителя государства, раскрепостившего всего-навсего голос народный, естественен, как естественно прорвавшееся течение реки сквозь запирающую ее дамбу. Он сам был в этом течении, сам сжимался от натисков запирающей силы от государственного бытия. В этом особого геройства нет. Геройство – уметь сплотить народ и повести его по правильному пути. Но что такое правильный путь? Для Гитлера и Сталина – путь казался тоже правильным. Но для кого? Для народа или для себя? Устоять перед соблазном «для себя» удавалось немногим. Повести справедливым путем во благо народа, может только сам народ. Этот путь дважды указывался людям на земле: один раз -  Иисусом Христом, второй раз – Лениным и Энгельсом.   Но после смерти пророков, оба раза люди поддались слепой вере вести их за руку к «светлому будущему» одному предводителю. Не сумели идти сами. Отчего не сумели? Не от не развитого сознания личности? Что вкладывает в себя смысл – развитие сознания личности? Это высокий интеллект!  Но такого поголовного высокого интеллекта человечество еще не достигло.  Лидер необходим всегда, но высокой интеллектуальности, прислушивающийся ко всей интеллигенции из народа, которая может быть еще более умнее своего лидера.
     Вот почему не сбылось заложенное Лениным социалистическое общество. Оно положилось на слабый фундамент, каркас которого должен был состоять из интеллигенции – людей высокоталантливых, а его слепком, цементом, должен был стать народ, как массовая сила. Но почти вся интеллигенция в революцию эмигрировала заграницу. Где дети, внуки и правнуки Толстого? Все оказались во Франции. Где дети Вернадского? Там же – заграницей. Где вся талантливая масса, населяющая Украину? В Канаде! Почему они не приняли революцию? Что их смутило? Да, очевидно то, что с самого начала пошла в ход контрреволюция, которая занялась разрушением всего и вся, не разбираясь, кто есть кто?
Уничтожались достояния, нажитые за много веков, культуры и искусств, церквей, и самих представителей искусства и науки. Поэтому эти представители оставили страну. Грубо рубились корни высокоинтеллектуальной основы жизни. А те, что остались, их бы хватило, чтобы повести общество по верному пути? Может быть, и хватило, но и они истребились начавшимися репрессиями, еще при Ленине. Власть в руки после смерти Ленина сумела взять в руки контрреволюция в лице Сталина – грузина! Почему никого не смутило, что править государством пришел кавказец, а не русский человек? Некому было этого понять, вся интеллигенция  эмигрировала, кто успел, а кто не успел – уничтожили. Истребилась поголовно оставшаяся интеллигенция – великие таланты и умы – писатели, художники, врачи, деятели науки, полководцы и военоначальники.  Кроме некоторых уцелевших, которые согласились работать на науку создания атомной бомбы и стратегий государства. Но это было позже. Убивались гены.  С кем и с чем остался народ? От кого происходит? Ответ ясен.
     Но гены талантов  не могут быть истреблены до конца. Они рождались снова и снова, и на протяжении последних сорока лет, если их уже и не убивали, то держали в тени, не пропуская в народ,  прижимая их буйное цветение. От этого многие погибали сами, но многие  дали плоды, оставили наследие, которое лишь теперь, как некий когда-то запретный плод, выкладывается людям на стол.
     Что такое семьдесят лет контрреволюции? Не много ли это? Еще как много! Это почти полное уничтожение заложенного в семнадцатом году общества социализма – полное с безвозвратным восстановлением. Сбылись негативные пророчества Ленина -  и о бюрократизме, и о советском капиталисте. Они одержали победу, власть в их руках на сегодняшний день. Отсюда «парадоксы перестройки», о которых пишет Андрей Нуйкин в статье «Идеалы или интересы?», где он цитирует из «Московских новостей» высказываение Леонида Лиходеева.
      «Сегодня иные практические умы приспосабливают к своим нуждам перестройку. Они объявляют противниками перестройки всех, кто мешает им владеть тем, чего они нахапали в темные дни. В те дни они отрывали голову всякому, кто пытался препятствовать их безнаказанности, их бездарности, их безнравственности, их вседозволенности. Они брали, что хотели, назначали, кого хотели, издавали, чего хотели, величали, кого хотели и кого хотели – топтали».
      Сам же Андрей Нуйкин в своей статье предупреждает: «Очень наивно было бы с нашей стороны полагать, что бюрократия ( как социальная сила) теряет сейчас время даром. Она, надо отдать ей должное, уже нащупала наиболее уязвимые места перестройки и, не афишируя этого, тщательно закамуфлировав свои планы славославием в адрес объявленных реформ ( в том числе и в адрес экономических методом управления вместо административных), готовит широкое наступление.  Направление его выбрано, как мне кажется, безошибочно».
    Да, «безошибочно», потому что у нее уже есть опыт, это делала она всегда и раньше.
«Бюрократизм сейчас занят тем, что активно закладывает свои личинки под шкуру перестройки» - пишет Андрей Нуйкин.  Эти личинки бюрократия закладывала всегда и везде при любых государственных изменениях, в добрых начинаниях,   проросла и размножилась во всех слоях населения, в том числе и в народных массах.
     Пусть меня простит читатель за пошлый пример, но мы все знаем, как народ откликается на любые изменения в государстве с помощью анекдотов. Моя дочь работает в детском садике и дети, слушая речи взрослых дома, приносят их в свои игры с детьми в первозданном виде. Один мальчик, лет пяти,  играя, вдруг запел песенку: «Закопаем Горбачева, откопаем Брежнева – будем жить по-прежнему». Никому не секрет, что и о перестройке ходят в народе анекдоты. Почему? Люди утратили веру во что-то хорошее и лучшее, потому что уже  не один раз нам морочили головы различными улучшениями, которые не осуществялись, оставаясь пустыми бумажными лозунгами. 
     Да, во времена Брежнева, люди приспособились жить, как кто мог. Но как приспособился? А тем, что во времена вседозволенности, не только бюрократия «хапала», но и все люди, начиная от начальника и подмастерья до простого рабочего, «хапали» все, что видели с производств по приказке  -  «дуб везет – дуб грызет» и подняли свое материальное положение.  Так что бюрократия не только заставила, но и научила народ своим  методам. Этим она проросла и вглубь и вширь, и вкось и вкривь. Она пустила корни в народ, в ту массу, которая и есть ее скрепляющий цемент. Вот какими прочными связями за семьдесят лет бюрократия сумела выстроить себя. Теми связями, которые должны были бы скрепить социалистическое государство, она использовала для себя.  Очень точное по определению и сравнению дал бюрократии Андрей Нуйкин:  «Бюрократизм – как радиация! (!-О.С.) Губительность его воздействия видна на каждом шагу, а сами излучения не видны, не слышны, без вкуса и запаха». «Но упаси нас бог, свести борьбу в радиоактивным заражением, - продолжает он, - подлечиванию тех, у кого уже выпадают зубы, и захоронению умерших. Главное в этом деле все-таки – ликвидировать источник излучений, снять и дезактивировать смертоносный слой… Ну, а лечить облученных, разумеется надо, кто же против».
      Призыв правильный, точный, но беда в том, что мы то не знаем,  как ликвидировать источник излучения, не имеем опыта дезактивации и лечения облученных, также как и в буквальном медицинском значении. На этом пути мы первопроходцы, как в медицине, так и в обществе.
     Продолжая медицинскую аналогию, Андрей Нуйкин сказал еще так: « …бюрократ, как раковый возбудитель, проникает в живую, функционально необходимую клетку общества, и заставляет ее (а стало быть и все общество) работать на себя. А поражает он в первую очередь самые жизненно важные органы, которые не вырежешь, не выбросишь! И метастазы умеет вокруг себя распространять. И раннему диагностированию плохо поддается… По всем этим причинам, думается, здоровые силы общества тогда, в 20-е годы, и проморгали болезнь, недооценили последствия первых симптомов. Тогда! Сейчас для диагноза материала накопилось более чем достаточно. И от благодушия история нас отучила. Должна отучить. Свидетельства нынешней периодической печати, по крайней мере, дают столь отчетливую клинику, что в характере основного заболевания и в названии его возбудителя для сомнений не остается места».
    Вот какой страшной болезнью заражено наше общество. И мне вспоминаются институтские лекции по политэкономии, философии, где нам говорили: «СОЦИАЛИЗМ – БЕСКЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО, БЕЗБОЛЕЗНЕННОЕ».
      Но каким бы правильным не был социализм, это общественный организм, причем живой организм, который построен из живых людей, а все живое поражается болезнями, с которыми всю жизнь надо вести борьбу и лечить. Но ни профилактики, ни лечения, ни борьбы с видимыми болезнями нашего общественного организма не велись и болезнь стала злокачественной.
       Одного не договорил Нуйкин, что само напрашивается из его сравнений. Не договорил, что злокачественная раковая болезнь не излечима и смертельна на данном этапе нашего умственного развития. Вирус найден, но болезнь неизлечима и несет смерть всего организма.
Кто найдет средство для вылечивания рака, тому поставить при жизни золотой памятник, завещал Нобель.  Кто спасет наше государство, тоже можно поставить золотой памятник, только не при жизни, иначе его поглотит слава, размозжит сам золотой памятник. А такие памятники избранникам уже воздвигали люди и этим убивали себя и своих избранников.
    Жан-Жак Руссо в своем философском трактате «О политическом государстве» предсказывал «о смерти политического организма»: «Политический организм так же, как и организм человека, начинает умирать с самого своего зарождения и несет в себе самом причины разрушения. Организм человека – это произведение природы, устройство государства – это произведение искусства. От людей не зависит продления срока их жизни, от них зависит продлить жизнь государства настолько, насколько возможно, дав ему наилучшее устройство, какое оно только может иметь. И самым лучшим образом устроенное государство когда-нибудь перестанет существовать, но позже, чем другие, если никакой непредвиденный случай не приведет его к преждевременной гибели».
    Заметьте: «устройство государства – это произведение искусства»! А кто может творить произведения искусства? Только талант или талантливый народ.
      Можно ли наш народ назвать полностью талантливым? Думаю, что пока нет, ибо подрублены его талантливые корни совсем в недавнем прошлом. Но отдельные таланты у нас есть и довольно много. Это видно по публикациям, особенно сейчас, в самом верном начинании – провозглашения истинной демократии. Им бы, этим талантам сплотиться и устраивать наше государство. Но каким же при этом должен быть талантливый руководитель – лидер, чтобы уметь отличить, кто есть кто, кто несет спасение государству, кто разрушение.
     Еще процитирую Жан-Жака Руссо:
     « Чем лучше устроено Государство, тем больше в умах граждан заботы общественные дают ему перевес над заботами личными. Там, даже гораздо меньше личных забот, ибо, поскольку сумма общего блага составляет более значительную часть блага каждого индивидуума, то последнему,  приходится меньше добиваться его  путем собственных усилий. В хорошо управляемой Гражданской общине каждый летит на собрания; при дурном Правлении никому не хочется и шагу сделать, чтобы туда отправиться, т.к. никого не интересует то, что там делается, ибо заранее известно, что общая воля в них не возобладает». «Хорошие законы побуждают создавать еще лучшие, дурные – влекут за собой еще худшие».
     Не это ли наилучший барометр, показывающий устройство государства, его наилучший справедливый путь, несущий благо человечеству. Да, наилучшим барометром – есть народ!
Он был им всегда и во всем, не только в устройстве государств, но и в произведениях искусств. Рано или поздно всегда то, что было принято народом, оказывалось наилучшим, талантливейшим и вечным произведением. Таким барометром был народ и во времена НЭПа и коллективизации. Как доброжелательно принимался народом НЭП,  и как насильственно проходила коллективизация, мы знаем из истории. Но на этот барометр никто не обращает внимания.
     Как ведет себя народ-барометр в нашем обществе, мы знаем, и это есть  одним и самым весомым доказательством, насколько дурное и несправедливое общество у нас образовалось, которому то и название трудно придумать. Пародия на социализм, изуродованный социализм, антисоциализм, советский капитализм?….   
     Всему этому пришел естественный предел, пороки общества породили в стране катастрофу его деяний – Чернобыль. Мало кто еще осознает и понимает, что Чернобыль и есть следствие той апатичной бездеятельности народной, которая родилась плохо устроенным государством.
      Начавшаяся демократия всколыхнула, оживила общество. Начинание верное, так и должно быть – начинать снова с самого начала, с основных принципов социализма и их верным соответствием в жизни. Но уже один раз это возвращение к начинанию заново происходило: после пятьдесят третьего года, во время вступления героически революционного начинания  Н.С.Хрущева. Тогда тоже, как и сейчас, образовалось нелегальное «двоевластие», и победила льстивая бюрократия, занесшая свои щупальца в слабые места. «Вторично в ХХ веке в России (почему только в России? В советском государстве! – О.С.) сложилась любопытная ситуация, своего рода «двоевластие» - пишет Андрей Нуйкин, - когда ни одна из сторон не готова пойти в решительное наступление и ждет своего часа, ограничиваясь отдельными вылазками, в целях разведки».

    Ох, принесет беду это выжидание не одной из сторон, а всем вместе. Недаром весь мир сейчас развернул на нас взоры, ибо он понимает и говорит: «Если перестройка, если то, что вы делаете, будет доведено до конца, это окажется самым важным событием в современной истории».
     «Что же эпохальное произойдет, если мы доведем перестройку до конца? Не с нами, с миром? Люди снова поверят в социализм? И это позволит им сплотиться для решения всех глобальных проблем, не разрешив которых им просто не выжить.
    Вот почему, надо полагать, зарубежные деятели говорят: если ваша перестройка не удастся, мир может погибнуть. Может. Это вполне реально». – так думает Андрей Нуйкин.
    К этому надо прислушаться всеми ушами, и не только ушами, а обеспокоенным сердцем, потому что беспокойство мира о выживании касается каждого человека в отдельности. Это именно то, когда общее благо зависит от поведения каждого в отдельности, от его умения проникнуться этим беспокойством и идти на сплоченную борьбу.  Но слишком отупел наш народ в своей апатии, бездеятельности, которая вошла в плоть и кровь.  Не может понять и осознать, что над всеми нами нависла опасность гибели всего живого на земле от двух источников: от нашего мирного атома и от нашей бездеятельности, которая заставит капиталистический мир уничтожить нас, стереть с лица земли. Но вряд ли он решится идти войной, заведомо зная, что погибнет сам, поэтому второй вариант исключается, а первый – мирное, подспудное уничтожение – вполне реален.
     Донести это до каждого, и чем быстрее, тем лучше. Неужели не видно, что так близко нависла над нашей головой смертельная опасность. Это же Чернобыль! Да, все тот же Чернобыль, который по причине нашего плохо устроенного общества нанес слишком дорогой урон не только миллионам трудящихся нашей страны, но и всему человечеству. Не осознав этого, люди не включатся активно в перестройку.
     Полнокровнее должно быть естество демократии. Она не только в правдивой говорильне, она еще должна быть в действиях. Демонстрации, восстания, забастовки – вот истинно демократические, революционные деяния.
     Остановить Чернобыльскую  АЭС! Разобрать блоки, вывезти их, ослабить силу предвестника нового взрыва в самопроизвольно горящем ядерном реакторе. Вот первое революционное деяние, которое должны провести люди, народ, любым путем, вплоть до вооруженного восстания. После победы такой главной цели, народ приобретет уверенность в своих силах, это будет первый действенный шаг в народном управлении государством, о чем гласит постулат социализма. Без этого первого шага, без подрубывания корней бюрократии, ничего не получится. Медленное вымирание ждет каждого.
       Как не хочется быть пессимистом, как хочется верить в лучшее, ибо это сила жизни, ибо только вера в будущее дает силы жить.  Но все, буквально все кричит – конец близок! Он явно высветился перед каждым, самым недалеким человеком. А раз так, то это же замечательно! Знаем опасность, предупреждены ею, и не действуем. Ждем. Какой абсурд!
Ведь есть возможность для спасения жизни на земле. Есть! Так почему же?
    Разоружаться и спасать экологию природы! Вот два постулата, которые немедленно надо осуществить. Или уже поздно? Или уже все не зависит от нас?  Слишком много бед натворил человек в природе, и ядерная зима неизбежна?
    Люди! Ведь у нас еще есть, есть шансы на спасение! Поймите это и действуйте!
Как бы это ни было поздно, но и предсмертное дыхание, еще дыхание жизни, и его можно вернуть в сторону жизни…                6 мая 1988 года.