Проблемы, проблемы, проблемы...

Оксана Студецкая
30 марта 1988 года

               ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ…


     «Не тот червь, что мы едим, - а то червь, что нас ест» -
говорит народ. Проблемы, то ли большие, то ли маленькие, на мой взгляд, и есть тот червь, который ест нас. А проблем в жизни бессчетное множество.
Если с биологической точки зрения, дождевой червь приносит пользу, то и проблема с точки зрения диалектики, есть нечто, тоже приносящее пользу.
Проблема – это уже заданный жизнью вопрос, это уже поставленная задача, или условие задачи, которое человек пытается решить и, которому, во всяком случае, уже есть что решать.  Проблемы – это естественные вопросы движения жизни, они вечны и будут возникать всегда, лишь трансформируясь одна в другую. Решение одних проблем рождает тот час другие и это, говоря языком науки, потенциально-кинетическое движение вечно.
     Проблем много, начиная с обычных будничных, ежедневных и, кончая   глобальными  -  масштабно-мировыми. Решение проблем осуществляется человеком с большим трудом, часто их разрешает сама природа жизни. Но хочется философствовать глубже.  Отчего возникают проблемы? Ведь жизнь и не только жизнь человека, а весь материальный мир – это одна цепь взаимосвязей всей природы в целом. Человек – есть одним из звеньев этой цепи взаимосвязей, частичкой всего мироздания. Наделенный разумом, он ищет, хочет познать все взаимосвязи, все звенья, но ему невозможно вырваться из этой цепи, чтобы со стороны изучить ее. Он сам, будучи звеном неразрывной цепи, хочет созидать. А всякое созидание требует разрушения, и всякое разрушение – есть нарушение гармонии, тогда возникают проблемы восстановления этой гармонии. Итак, проблемы возникают от самого человека, от его цели познания и созидания.
     Но на минуту представьте себе, что человек, родившись как живое существо и ощутив мир, узнает все, что дала ему природа – все знания, а ему только остается крутиться в этой заданной природой закономерности. Если это вообще возможно представить, то сразу понимается и другое, что жизни как таковой бы не стало. Это была бы какая-то всего-навсего живая частица природы закономерно крутившаяся во Вселенной, как крутятся и движутся планеты, звезды и вся Вселенная. Но природа, создавая все живое, наделила это живое аппаратом восприятия разным по сложности, а наивысшим аппаратом восприятия мира и есть человек или его мозг, давая ему разум и выбор разума.
Ученые утверждают, что мысли человека работают вне мозга, а восприятие  мозга человека может переработать информации всего три процента от данной ему природой возможности. Работой мозга через мысль идет познание и энергия этой работы всего три процента! Значит, сколько еще возможностей познания ждет человека впереди. Но познание не идет само по себе, как некое восприятие, познание требует от человека совершать всякого рода разрушения. Разрушение создает проблему, а проблема – созидание. Итак, проблемы создаются человеком от познания мира, от познания жизни в природе и, наконец, от познания самое себя. Это познание очень медленный процесс, он совершается через ошибки, которые помогают человеку нащупывать истину. Так что человек живет еще в постоянных ошибках, без чего ему не достигнуть тайну –  тайных. Отсюда и проблемы, проблемы, проблемы…
     Итак, первопричиной проблем есть познание. Но опустимся в более реальный мир жизни, в наш повседневный мир. Множество мелких проблем рождаются от больших,  еще большие,  от еще более больших и т.д., наконец, от единой общей проблемы познания.  Здесь  своя причинная цепь взаимосвязей. Разрешая эти проблемы, человек созидает, а значит и творит, а значит и живет.
     И вот реальный, будничный мир жизни одного человека, в частности, меня.
Какие проблемы в моей жизни? Я их изложу, и они покажут, что зависимость моих проблем лежит в проблемах общественных, а проблемы общественные зависят от проблем всего человечества – проблемы познания. Эти извечные проблемы едят нас как черви, лишь только потому, что мы познаем. Мы сгораем, живя, и передаем это горение самое себя другим.
     Первое – проблема денег.  Этой проблемой озабочен каждый живущий на земле с тех самых пор, как деньги были введены, как мера обмена потребностей. Для жизни человека первые и самые необходимые потребности – это пища, одежда, кров, которые человек добывал для себя из покон–веков трудом. Именно в прошлом, только труд был единственной мерой существования. Сколько смогли добыть своим трудом, столько имели. Это было самое справедливое время в истории. Природа все дала человеку для жизни. Но, чтобы взять это нечто или все от природы, человеку надо трудиться. Но только люди стали объединяться в группы и распределять труд между собой, они поняли, что можно существовать не только от собственного труда, но и за счет труда других и, что коллективный труд может приносить больше благ для одного, чем всем. Здесь то и началось это несправедливое распределение труда и благ от него. Началось угнетение человека человеком дошедшее до самых страшных жестокостей. Люди искали меру справедливости и додумались найти ее в деньгах. Но ничто уже не остановило человека перед соблазном хищения благ. Чем больше люди объединялись в общества, наконец, государства, тем больше процветало хищение труда. И до сих пор люди ищут справедливости, создают, как им кажется, справедливые общества, но не могут избавиться от пороков, которые развились у человека в процессе борьбы за существование.
     Мир людей разделился на муравьев и хищников, на пчел и шмелей. И хотя в природе низших также существуют труженики и паразиты, то в животном мире не известны жестокости большие, чем может творить человек. Самое умное, но и жестокое и самое хищное в природе фауны – это человек. И как он не борется за благоразумие, за справедливость, ему пока что не удается зажить гармонично уравновешенной жизнью, которой он, непременно, наделен природой. Его мозг еще не в состоянии разгадать тайны тайн собственной природы, он постоянно находится в поисках, познании, заблуждениях и большей частью в нем побеждают инстинкты, чем разум, активность которого занимает всего три процента возможностей работы его аппарата восприятия – мозга.
      Чем больше людей на земле, тем больше проливается крови. А кто измерил соотношение пролитой крови в далеком прошлом и теперь? Может быть оно одинаково? И,  несмотря на это, людей на земле становится все больше и больше. Только вторая мировая война унесла пятьдесят шесть миллионов жизней. А сколько наша революция, другие революции в мире и продолжающиеся войны, а истребление людей властью, а смерти от болезней, голода? И все равно народонаселение земли растет в   прогрессии. Люди истощают землю, извлекая из нее энергию для своего существования. Категории добра и зла периодически трансформируются одно в другое. Человек стремится к добру, борется за него, несет в себе веру в то, что своими деяниями он творит добро. Но впоследствии сама природа ему подает знак, что он творил не добро, а зло. И может, категории добра и зла в природе совершенно другие, чем те, которые понимаем и считаем мы? А зла люди натворили и накопили за века уже очень много. Природа человека изменилась мало, да и меняется ли она?  В принципе она не должна измениться никогда, потому что ей дано раз и навсегда установленное природой предназначение, которое до сих пор человек не в состоянии разгадать.  Значит мало еще тех трех процентов работы его мозга. Накопленные знания природы, накопленные деяния человеком передающиеся из поколения в поколение, пока что не привели к победе добра над злом, не нашли для себя совершенного существования на земле. Накопилось зло, которое угрожает человечеству гибелью.
     Но если человек уже догадался об этом, то это уже хорошо, это уже видение, пришедшее через познание и создающее новую глобальную проблему – спасение.
     Ученые нашли, что на земле мы седьмая цивилизация и, каждая предыдущая погибала от тепловой катастрофы. Неужели и мы погибнем также? Неужели жизнь человечества на земле также конечна, как и жизнь одного человека?  Погибнет человечество, но живая клетка на земле останется, останется в морях и океанах, и жизнь начнет развиваться сначала. Или уцелеют на земле несколько индивидуумов, подобных тем, что живут в тибетских пещерах, заморозив себя на века для спасения рода человеческого.
И снова начнется  размножение людей, снова будет постигаться познание мира  с нуля, а следы нашего существования будут раскапывать новые археологи.
Не хочется верить в это. Хочется верить в то, что зачем-то крутятся в нашей солнечной системе еще планеты. Для чего? Не для нас ли? Человеческий разум должен развиваться (ведь его работа сейчас всего три процента) и достигнет потенциальной возможности своего сложного аппарата восприятия (мозга) и освоит, заселит другие планеты, вырвется за пределы и найдет жизни других солнечных систем. Зачем-то  же создана Вселенная, и если в ней есть жизнь, то она должна быть по логике вещей – везде. Надо только дождаться развития нашей потенциальной энергии разума! Надо, во что бы-то ни стало, не погибнуть, чтобы не начинать новым людям все сначала.
    Может те, предшествующие нас цивилизации не знали, что они погибнут, потому и погибли? А мы-то ведь уже знаем, почему и от чего можем погибнуть.
В этом знании и есть наше спасение!
    Но как тогда оставить знания Библии?  Из каких веков она пришла к нам с утверждением, что жизнь человечества на земле конечна, как и жизнь одного живого организма? Значит, и прошлые цивилизации догадывались о своей гибели, но не смогли предотвратить, не успели? Стало поздно предотвращать.
А нам, может быть, еще не поздно?!
      Это и есть самая большая глобальная наша проблема, которая пока что точит нас - первый червь. Будем опускаться ниже. Человечество пока не может избавиться от войн, хотя давно пора – второй червь.    Человечество до сих пор не может создать справедливого общества и его жизнеустройства – третий червь. Борьба добра против зла и наоборот – множество червей. Отсюда проблемы, проблемы, проблемы… И до тех пор, пока люди не избавятся   от борьбы добра и зла, ему не избавиться от червей, точащих его. И лишь по избавлении этих категорий, люди смогут решать проблемы ему полезные, и это уже не будут черви, точащие его, это будут полезные необходимые ему «дождевые черви» приносящие пользу всему мирозданию. А пока что существует тот червь, который ест нас.

     Проблема денег, проблема недостатка времени, проблема воспитания детей, проблема семьи, одиночества, проблема совершенного общества, проблема войн -  все эти проблемы пока что исходят из того, что существуют категории добра и зла. А в природе ведь существует уравновешенный путь движения жизни, но мы пока что не можем его найти.
     Значит наша жизнь – хаос, как пришли к этому зарубежные философы, писатели и мыслители. Пока – да. Но надо верить, что развивающийся разум человечества вырвется из этого хаоса.
     Когда то атом был не делим, когда то земля держалась на трех китах или слонах, теперь же вечный двигатель в термоядерной энергии. Не новая ли это ошибка? Совершенное общество – утопия. Но когда-нибудь оно также перестанет быть утопией, как атом перестал быть не делимым.
А как же быть с тем разумным существом, который все будет знать о природе мироздания, который я хотела представить мысленно и, который от познания всего, должен жить по законам Вселенной?  Это,  слишком далекое будущее.
Познание будет длиться еще очень долго, ведь только три процента возможностей работает в нашем мозгу. В нашей черепной коробке заключена та же Вселенная, потому лишь после того, как человек познает самого себя, он познает Вселенную и перед ним откроются новые неизвестности, о которых мы сейчас и догадываться не в состоянии. Этот процесс, очевидно, вечен, как и вечно и бесконечно мироздание.
     А пока, мы, живущие, ищущие, познающие не имеем возможности даже достичь совершенного общества людей на планете. Мы нащупываем его методом проб и ошибок, но рано или поздно – найдем. В это просто надо верить! И не страшно, что мы порой возвращаемся назад, чтобы начинать все сначала. Это не только можно, но и нужно. Благо, что это возможно для общества в целом, но не возможно для одного человека. Каждый с удовольствием повторил бы свою жизнь сначала на опыте уже прожитой, и прожил бы второй раз, конечно, лучше и разумнее. Но для одного человека это возвращение не возможно, но вполне возможно для человечества в целом.
На опыте, уже созданного, начать сначала, не повторив сделанных ошибок в прошлом, хотя не исключено появиться новым ошибкам. И все же, как в повторных работах достигается совершенство, так в повторных жизнях можно достигнуть совершенства. К этому и будет стремиться человечество в будущем.
А пока что две системы существования ведут борьбу друг с другом. Но наступит золотая середина. Надо верить в то, что как высоко разумно устроена природа, также высоко разумно  устроен человек и его развивающийся разум придет на путь совершенства своей природы и природы всего мироздания.