Люди мы или волки? или о чём роман Дело веры

Дело Веры
Чудовищное событие – пьяный бизнесмен Чаплыгин на дорогой машине сбил ночью ребёнка, двенадцатилетнюю девочку. Он вышел из машины, подошел к ней, толкнул её ногой – как толкают сбитую собаку – чтобы посмотреть – жива ли она. Развернулся и ушел от неё – умирающей, истекающей кровью, бессильно тянущей к нему руки. Сел в машину и уехал с места происшествия. Ситуация страшная, но, к сожалению, не новая для современной России.

Не новы и последовавшие за этим события – бизнесмена хоть и нашли, хоть и был занесен уже над ним меч правосудия, но он предпринял всё для того, чтобы избежать наказания. Благо, в современной России договориться с Фемидой не так уж сложно. Уже найден судья, готовый за относительно небольшие деньги помочь в деле, уже откупился бизнесмен и от убитой горем матери.

У Чаплыгина не было ни раскаяния, ни бессонных ночей. Он, как многие «успешные» люди, исповедует идеологию социального дарвинизма, то есть считает, что люди живут как звери – по законам джунглей – ими управляет тот же естественный отбор, та же борьба за выживание, что властвуют в животном царстве. Тот же и главный закон жизни: кто сильнее, предприимчивее, хитрее – тот и прав. Эта идеология защищает Чаплыгина от всего – от ответственности – развязывая ему руки для самых грязных действий, какие могут понадобиться для защиты своей шкуры, спасает от уколов совести. Если мир живёт по законам дарвинизма, «кто успел, тот и съел», какая может быть совесть? Откуда взяться её угрызениям?

И вдруг происходит неожиданное – происшествие становится достоянием общественности, попадает в социальные сети. Бизнесмен оказывается за решеткой.

Изменит ли его жизнь в колонии, где он волей обстоятельств из ловца станет жертвой, из волка, опьянённого вседозволенностью – загнанным зайцем?

Автор занимается тщательным, глубоким анатомированием психологии героя, детально анализирует каждое движение его души.

Главный вопрос, который задаётся романом, главный же вопрос и для современной России. Куда идти дальше? Как жить? Продолжать ли существовать по закону всеобщей грызни, как характеризует его главный герой романа, то есть – оставаться ли в капитализме? Или – изменить курс страны, начать создавать общество, ориентированное на гуманизм и социальное сотрудничество?

Роман написан во многом под идейным и стилистическим влиянием русской классики. Ему сопутствуют яркий психологизм, подробная «кинематографическая» описательность, острые сюжетные повороты. Читатели узнают в стилистических ходах автора знакомые им художественные приёмы Достоевского, Толстого, Куприна. Автор вместе с тем не ставил цели подражать кому-либо из классиков, он стремится добиться собственного звучания, обладает своим, совершенно самостоятельным стилем.

При этом роман остро современен, фактологичен, написан на основании реальных фактов, с минимальным числом художественных смягчений. Это не один из десятков детективных романов в мягких обложках, авторы которых пишут по тексту в месяц, это не машинная, а ручная работа высокого класса. Создание «Дела веры» потребовало около двух лет. За этот период автор ездил по колониям, общался с десятками заключенных, священников, чиновников исправительной системы, изучил огромное количество материала. В частности, создан сайт  «Дело веры», на котором собраны буквально сотни статей о жизни в российских тюрьмах и колониях.

Роман требует особого к себе внимания, но о времени, потраченном на него, вы не пожалеете.

С уважением,

Артём Сёмин,

администратор сайта «Дело веры», а также этого проекта