Мысли. Часть 2

Борис Гуляев-Бегом
  МЫСЛИ   ПО   РАЗНОМУ   ПОВОДУ
       (1981 – 2001 гг.)      


   Систематическое переедание  по своей  пагубности  на  организм  человека нисколько не уступает  никотину  и  алкоголю. Переедание  справедливо  назвать  насилием  над  организмом.  Большинство  людей  прекрасно  сознают вред  чревоугодия, никотина  и алкоголя, и вместе с  тем даже не пытаются отказаться от этих  бескровных орудий убийства. Как  ни  трагикомично  это звучит,  но  именно они  и  являются у иных людей единственными удовольствиями в жизни.

                *  *  *

   Дороже жизни у человека ничего нет. Но когда видишь сегодня,  как  иные люди  прожигают  жизнь в пьянстве,  беспощадно, безжалостно  относятся  к  ней, спрашиваешь себя:  ну зачем, зачем ему жизнь?!
   О, если бы в людских силах было воскресить  из  мёртвых  хотя  бы одного двадцатилетнего, павшего на полях войны, и отдать ему жизнь того, кто так безжалостен к ней сегодня! С какой бы пользой,  как насыщенно  и  интересно прожил бы её человек!


                *  *  *

   Как человек может послужить нашему общему благу,  хотя бы благу ближнего своего, если живёт он только одной  мыслью, одной заботой – как я выгляжу. 

                *  *  *

   Будь честен – и  грязь  не  коснётся тебя. А  если  и  коснётся,  то всё равно  в  конечном  итоге  ты  останешься  победителем.


                *  *  *

   Все  глупости  на  свете – плод  невежества,  усталости  или  болезни.

                *  *  *

   Для  подвига  нужно  вдохновение.


                *  *  *
   
   Для  бесчестного  человека  и  Бог – мошенник.


                *  *  *               

   Для учителя преподавание – также познавательная,  мыслительная  работа. Обучая других, он углубляет свои знания. Интересное  наблюдение: учитель, казалось бы,  должен знать и знает материал,  но  излагая его ученикам, осознаёт, что знания его об этом материале расширились, хотя  к  новым  источникам  познания он  не прибегал. Секрет  здесь  в  диалектическом  осмыслении старого и творческом обогащении новым,  далёким, казалось бы, от данного материала.

                *  *  *

   Пропасть,  которую нам  предстоит преодолеть,  можно определить  одним  словом – бескультурье,  начиная  от  отношения  к  природе,  экологического бескультурья,  кончая бескультурьем половых отношений.   (1983 г.)

                *  *  *

   Иерархия  и  бюрократизм – синонимы. Проклиная  и  ругая  бюрократизм,  мы не должны уподобляться той  глупой  собаке,  кусающей  палку,  которой  её бьют. Бюрократизм – палка, бюрократизм – не причина, а следствие. Пока существуют такие понятия  как власть, централизация власти, иерархия – бюрократизм будет жить. Бюрократизм  покуда  неизбежное зло, с которым  мы  вынуждены  мириться,  но зло  не вечное. Общество в своём развитии со временем  преодолеет  этот  недуг.

                *  *  *

   Мне кажется,  математика  совершенно  незаслуженно  именуется  царицей наук. Математика по  истокам своим простейшая из наук,  так как вся она по существу  основывается  только на двух действиях – сложении и вычитании, всё же остальное многообразие  математических действий суть преобразованное и усложнённое,  оптимизированное и трансформированное сложение и вычитание. В математике нет жизни, в  ней  всё  равно, что складывать или вычитать: абстрактные величины ли, метрические, геометрические. Математика всего-навсего инструмент,  используемый  где  только возможно,  и  инструмент, конечно же, необходимый.


                *  *  *

   Я не знаю статистических цифр,  но могу с уверенностью сказать,  что уровень  преступности  в обществе  прямо пропорционален времени, которое затрачивает   население   на  стояние  во  всевозможных  очередях.  Очередь – всегда  унижение. Любое  унижение озлобляет  человека. Этот запас отрицательной  энергии, скопившийся в очередях, в давке городского транспорта, в ожиданиях,  в оскорблениях и унижениях других житейских  ситуаций, часто обрушивается  нами  на  головы близких  и  родных, на  незнакомых. Возникают буквально  цепные  реакции  злобы. Озлобление  и  нервозность  в  обществе прямо или косвенно становятся той благодатной почвой, на которой обильно произрастают  пьянство,  наркомания,  вандализм,  жестокость.  Нельзя  унижать человека никак, нигде и никогда. Люди мстят за это, и мстят жестоко.


                *  *  *

   Всякая хорошая музыкальная мелодия  не  просто  сочинение,  а  открытие, подобное открытию учёного. В этой мелодии есть логика, она узнаваема, даже если слышишь  её  в  первый  раз. Что  отличает  неудачное  музыкальное  произведение, так это сумбур, отсутствие логики, естественности, простоты.

               
                *  *  *          
 
   Для  того,  чтобы  изменились  взгляды  иных  чиновников,  им  достаточно выйти на пенсию. Они становятся  сразу же  и  лояльными,  и  терпимыми,  и понимающими. Но как нужна была эта лояльность и терпимость тогда, когда они занимали свои высокие посты! Зло чиновничьей бюрократии и заключается как раз в нелепой ограниченности  взглядов,  отвечающих  только  интересам  своей должности и своего ведомства,  в  нежелании  и  неспособности  видеть дальше и глубже; этакий чиновничий кретинизм.


                *  *  *

   Почему живуч догматизм в науке? В любом научном споре противоположные стороны не могут быть абсолютно неправы в своих  воззрениях,  каждая из  них содержит хоть  небольшое,  но рациональное зерно. Победившая сторона  вместе с ошибочными  воззрениями  оппонентов  губит  или  автоматически  отвергает  и  то рациональное, что было.  А это большая ошибка, за которую приходится потом дорого расплачиваться. Застой,  косность, догмаматизм – вот плоды подобных ошибок.


                *  *  *

   Вначале было слово!  - Вначале было дело!!  - Вначале была мысль!!!


                *  *  *
   
   Нам нужны люди не пишущие,  нам  нужны  люди  думающие!

                *  *  *

   Женственность и слабость – воистину бесценные женские добродетели.
   Наш век безжалостно лишает их этих добродетелей,  и по качествам характера, силе иные женщины  сегодня  мало уступают  мужчинам. Это самая нелепая  противоестественность, которая  невероятно искажает,  уродует отношения  между  полами. Рядом с такой женщиной мужчина не чувствует себя по-настоящему  мужчиной,   ибо  он  мужчина, когда  чувствует  свою  силу. Речь идёт не только о той  физической  силе,  свойственной  мужскому полу,  но и о той,  которую испытывает человек,  находясь  рядом со слабым, беззащитным существом,  которое он призван оберегать, поддерживать в трудные минуты, заботиться, лелеять. Это добрая сила участия. Только в  проявлении таких качеств мужчина чувствует себя мужчиной.
   Реальная жизнь в большинстве случаев даёт нам такие примеры, когда сходятся  эти  две “силы” противоположных полов, независимые, самостоятельные, готовые в любую минуту обособиться,  не  пострадав от этого. Так скажите, о какой прочности семьи может идти речь?
   Верните женщине её женственность и слабость, и вы  вернёте мужчине его силу и достоинство,  и вместе с ними вернётся счастье настоящей человечесской любви. 

                *  *  *

   Самые счастливые люди – творчески одарённые, талантливые люди,  и чем больше у него талантов,  тем  больше его счастье.  (Думая о Чаплине).


                *  *  *

   Вот  говорят:  такой-то  вошёл в историю. Но, согласитесь, о немногих людях можно сказать, что они именно вошли в историю, вошли с достоинством и по праву.  О большинстве следует сказать: они  “влипли” в историю и там остались. Кто чем взял: кто авантюризмом, кто глоткой, кто непомерным  честолюбием,  кто скандальной славой.


                *  *  *
               
   В феврале 1917 года Россия сбросила с себя бремя монархии,  но в октябре того же  года  оказалась вновь во власти ещё худшей монархии. Республикой Россия была всего лишь семь месяцев. Однако если  царская  монархия отличалась  всё-таки  некоторой либеральностью,  то монархия  большевиков была насквозь диктаторской,  хотя  и  выступала  под  лозунгами  свободы.  Но, увы,  кто почувствовал вкус диктаторских методов правления,  тот  уже  не в силах избавиться от них даже тогда, когда подобные методы излишни. Нелепость,  чудовищность любой  диктатуры заключается в том,  что жизнь всего народа,  его благополучие  или  неблагополучие, его процветание или прозябание напрямую зависит от личных  качеств кучки  власть предержащих, их уровня  культуры  и  образования,  их  прихотей,  капризов. Сам  народ  мало  что решает, так же, как мало решают законы,  за них решают другие, те, которые лучше всего знают - что нужно народу для его счастья и что нет.

             
                *  *  *

   Ницшеанство и фрейдизм объединяет  то, что они  имеют дело всё же с социальной патологией. Бехтерев назвал психозы  человека уродливым протестом  против уродливых   форм  социальной действительности. Философия Ницше и психоанализ Фрейда отражают в себе своеобразно этот уродливый протест.  Невероятная  гипертрофия  одной   из   граней  сложной   человеческой  личности, будь то воля к власти в учении Ницше или сексуальное  влечение в теории Фрейда, неизбежно приводит к уродливой  картине, мало имеющей общего с реальной жизнью. Хотя,  необходимо признать, рациональные  зёрна в обеих  теориях есть,  и  их  довольно много. Ницшеанство и фрейдизм – теории сытых.

                *  *  *

   Не знаю,  кто  первый  сказал  о  Париже: Париж  –  это  праздник,  который  всегда с  тобой. То же  самое  можно сказать  о  Пушкине.  И  действительно,  настоящий талант – всегда праздник, каждая встреча с ним  воодушевляет и радует. Кого нам  благодарить за то, что у нас был и есть Пушкин: Бога, провидение, случай, звёзды?! Неизвестно. Нам остаётся  только поздравить друг друга с этим необычайным явлением нашей жизни.
   Что значит для нас Пушкин?
   Пушкин – это зеркало, в котором отразились  душа  и  дух  человеческий  с его страстями. Пушкин вненационален, всеобъемлющ, безграничен.
   Пушкин – это объединяющее и примиряющее начало. Каких  бы  цветов  и оттенков мы ни были,  все мы найдём примирение в Пушкине,  ибо зерно его творчества, как и зерно христианской религии, есть любовь.
   Пушкин – это, если хотите, индикатор, показатель душевного здоровья  народа. Пока будет спрос на Пушкина – мы не пропадём,  у  нас  есть  надежда, у нас есть будущее. 

                *  *  *

   Голос  Бога  –  голос  совести,  если,  конечно,  она  ещё  есть.

                *  *  *   

   Счастье  находит  того,  кто  его  не  ищет.

                *  *  *

   “Любовь зла –  полюбишь и …”. Это  верно. Пока  у  человека  жива  душа, пока он способен чувствовать, переживать, до тех пор в  нём будет  жить  неистребимая  потребность любить. Обстоятельства  ставят  порой  человека в такие условия, при которых у него просто нет выбора. В подобные  моменты человек, вопреки своим склонностям,  может привязаться душой  к человеку ничтожному,  грязному,  порочному, и  чувства к нему, что удивительно, будут искренни. Почему так происходит? Вероятно, в душах людей всегда есть надежда на то, что их любовь даже к  дурному  человеку  способна  преобразить  этого человека  к  лучшему,  оживить его душу, сделать её крылатой. А что касается внешности, то, согласитесь, в любви внешность – дело десятое.

                *  *  *

   Слова – лишь строительный  материал,  да  и  тот  не  столь  значительный, чтобы можно было судить о мастерстве творца. Вспомним  хотя  бы  русских мужиков-умельцев, возводивших  без единого  гвоздя  храмы. Секрет  –  кто, как  и  каким  инструментом. Вот  в  чём дело-то. Было б что сказать, а слова найдутся. Пушкин писал стихи не для того, чтобы потом его творения анатомировали, перебирали по косточкам.  Если бы мы  задались  целью – изучить досконально творческое наследие поэта,  чтобы затем,  основываясь  на  этих знаниях, растить сотни Пушкиных, то мы бы  глубоко  заблуждались,  ибо такое творчество, как  поэзия,  неподвластно  и  недоступно  математической  логике. Это столь же абсурдно,  как  если  бы  мы  постарались вывести  единую формулу любви.

                *  *  *

   Репрессивность, жесткость  нашей  социальной  системы в коммунистический  период  были обусловлены во многом попытками власть имущих искусственного  поддержания  в  глазах  мирового сообщества  иллюзии исключительного  благополучия  нашего строя. Это всё равно  что больному,  измождённому, бледному и  уставшему человеку постоянно наводить на щеках румяна, взбадривать его щекотанием  под мышками или пинками  под  зад. Для тех же,  кто  имел  мужество открыто критиковать систему, всегда  гостеприимно были открыты двери колоний и психиатрических больниц.

                *  *  *

   Память – основа сознания и мышления. Память – лаборатория  мысли. Память – хранилище  своего  и  чужого опыта. Мысль – это  челнок,  курсирующий  большее время в сознание, но иногда ныряющий в подсознание. Мысль может  играть с нашей  памятью во сне: сводить людей  никогда не встречавшихся в жизни; создавать ситуации. Когда же  мы  сами  играем  мыслью, то подобное называется творчеством, художественным вымыслом, фантазией. Высокий  интеллект – это не столько хорошая,  богатая память, сколько быстрая, гибкая, игривая  мысль,  мысль,  не знающая  пределов  ни  в  сознании, ни  в  подсознании.

                *  *  *
               
   Любовь  и  близкие отношения ещё не делают мужчину и женщину родными друг другу. Родными мужчину и женщину делают их дети.


                *  *  *

   Случайность  –  реализация  возможного.

                *  *  *

   Без человеческого  благородства  и  чувства  собственного  достоинства  не может  быть  позитивного  развития  общества. Общество  рабов обречено на вырождение. Семьдесят  лет большевистского правления  в  России  –  яркое тому подтверждение. Здесь человеческая личность,  индивидуальность были раздавлены безликой массой. Творческий  акт – прерогатива индивида, но не массы.
   Изначально коммунистический идеал включал  освобождение  человека от пут производственных отношений во имя  всестороннего,  гармоничного его развития, то  есть  именно для утверждения  человеческого  благородства и чувства  собственного достоинства. Но осуществить коммунистический идеал  скорым  волевым  актом  невозможно. Освобождение  человека –  долгий многотрудный путь, социальные революции и диктатуры пролетариата здесь не помогут.

                *  *  *

   “Красота – не прихоть полубога,  а  хищный  глазомер  простого  столяра”.
   Прав ли поэт? А красота человеческого лица,  красота  солнечного заката?! Чей  “хищный”  глазомер поработал здесь?!

                *  *  *

   Пожалуй, самым тяжким испытанием для человека в жизни является испытание буднями. Однообразная череда  буден, лишь  изредка  нарушаемая  каким-нибудь  незаурядным событием,  способна  измотать любого титана. Ах, время-время!.. Ничто  не  устоит  перед  твоим неумолимым прессом! Спасение – в  труде. Только труд помогает нам перемалывать время будней,  переживать бесконечные ожидания. 

                *  *  *

   Любовь…  Что это – чувство?  Только ли  чувство?  Вероятно,  всё  же,  это нечто большее. Чувство эфемерно, переменчиво. Любовь – особое состояние человека, триединый симбиоз, включающий  душевное,  умственное  и  телесное  влечение.  Исключи  хоть  один  из  трёх  элементов  –  и  нет  любви.  Любовь к родственникам, к друзьям, к Родине, к делу –  это действительно чувство.


                *  *  *

   Покой  души  моей – огонёк  свечи на ветру. Душевный покой есть первейшее условие моей  творческой  потенции, моего живого, открытого восприятия  мира.  Затухнет  свеча – я  умру.

          
                *  *  *

   Если верно,  что бог есть любовь,  то  я  всю  жизнь  жил  с  богом.


                *  *  *

   Меня  коробит, когда я  слышу  словосочетание: выиграть войну.  Война – не  шахматная  партия.  Война – тяжкий,  кровавый  труд.


                *  *  *

   Истоки любви мужчины к женщине берут начало в детстве, из любви к матери. В хорошей, настоящей мужской любви к женщине есть очень много от сыновней любви к матери. Только  такая любовь и может быть по-настоящему прочной  и  долговечной. В свою очередь,  в  женской  любви  к  мужчине есть  что-то  материнское.
   Кто в детские годы  не познал материнской любви и сам  не был  привязан чувством к матери, тот страшно обеднён и обречён на нелёгкую жизнь.

               
                *  *  *

   Заслуга новых поколений перед историей не только в том,  что  они приносят нечто новое, но и в том, что они исправляют ошибки, устраняют заблуждения предшествующих поколений. В свою очередь, новые поколения копят свои ошибки, оставляют свои недоделки в неосознаваемой надежде, что другие  всё  исправят и доделают. Новые поколения  просто вынуждены исправлять ошибки предыдущих поколений, ибо без этого не может быть развития, движения к совершенству.

                *  *  *

   Как часто, любя человека,  мы  невольно переносим свои чувства на всё то, что связано с именем  милого человека: дом  и  родину,  где  он  появился  на свет, его близких и друзей, его вещи  и привязанности. Любовь – красивое и объединяющее чувство. 

                *  *  *

   Всякое  неординарное  творение  человеческого  разума  требует освоения, «разноски»,  как разнашивают неудобную  и  тесную поначалу новую обувь.

                *  *  *

   Дыханье близкой славы может так же страшить, как дыханье смерти.

                *  *  *

   Опасайтесь людей, видящих мир только в чёрно-белом цвете.

                *  *  *

   Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд – великий выдумщик и путаник. В теории  условных и безусловных  рефлексов Ивана Петровича Павлова заложен в развитии  весь психоанализ, и шире и глубже фрейдовского.


                *  *  *

   Одна из причин перемены сексуальной ориентации  человека в зрелом возрасте: то, что мужчина искал в женщине, он  нашел  в  мужчине; то, что женщина искала в мужчине, она нашла в женщине.

                *  *  *

   Никакая  работа  не  должна делаться в спешке, в суете. Суета – зло страшное! В суете никогда не рождалось ничего стоящего. Тело, руки,  мысль в работе своей обязаны быть спокойны  и  обстоятельны,   их не должна лихорадить  спешка, иначе дело будет  сделано  наполовину, а если и сделано, то скверно. Исключить суету из жизни человека – цель благородная  и  необходимая.

                *  *  *

   Ты спрашиваешь – что для  меня было бы  нестерпимо в жизни.
   Боюсь попасть  под  чью-либо  зависимость,  боюсь  утратить  внутреннюю свободу. То,  что  мне удалось  сделать,  и  то,  что  я  смогу  ещё сделать, определялось  и  будет определяться только одним условием – внутренней свободой.  Я легче перенесу физическую несвободу, чем несвободу духовную, интеллектуальную.

                *  *  *

   Для меня с детства одним из самых оскорбительных, самых  обидных слов было – дармоед. Жевать не заработанный  своим  трудом хлеб унизительно и стыдно.

                *  *  *

   Легко  поддерживать  хорошие  отношения с теми,  к  кому  ты  (простите  за  прямоту) равнодушен. Вежливость и деликатность – и  этого довольно.


                *  *  *

   Солдат что пёс,  кто кормит, тому и служит. Сказано грубо, конечно, но ведь так и есть. Однако кормит-то солдата не пузатый  прапорщик,  а  народ.  Но  народа  солдат  не видит, видит  только прапорщика. Между солдатом  и народом  стоит  стена. Именно стена становится  причиной чудовищного положения,  когда солдат направляет свой автомат в сторону народа, в сторону своего кормильца.

                *  *  *

   Ты спрашиваешь меня – почему бы мне не повесить на стене своего жилища  изображение  моего  «великого»  открытия – периодической системы химических  элементов в спиральном форме. Знаешь ли,  постоянно  видеть то, что напоминает тебе о твоей «гениальности» – это раздражает. 


                *  *  *

   Мой  умиротворяющий  фактор –  дети. Особенно  после  рождения  Анны, дочери близкого мне человека, дети вносят в мою душу покой и мир. В стране, где идёт мучительная ломка старой системы,  где  заботам  и  проблемам  нет числа,  где  читать спокойно газеты  невозможно, смотреть телевизор тяжело, сегодня  только  дети  и  способны поддерживать наш дух, вселять  надежду, дарить радость.
               

                *  *  *

   Утрата  чувства  юмора  гибельна.

               
                *  *  *

   Большинство людей не терпит  по отношению  к себе благодетельных жестов в виде подачек,  не  желает, чтобы благополучие и счастливую жизнь его лично и его семьи устраивал  кто-то другой – будь то коммунисты, властители, меценаты. Такое благополучие – унизительное бремя. Люди, не  утратившие достоинство, сами, своими руками желают строить  своё  благополучие. Только  раб охотно принимает подачки, соглашается с любой властью, с любой тиранией. 
   Отторжение  коммунистической системы и идеологии произошло главным образом из-за их противоестественных попыток насильно привести  народ к счастливой и обеспеченной жизни. 


                *  *  *

   Психологи, социологи постоянно  изучают  человеческое общество,  изучают его проблемы,  ищут  пути  решения этих проблем, строят различные теории, дают конкретные рекомендации и советы,  дают как каждому отдельному  человеку,  так и обществу в целом. Однако в суете будней мы забываем о теориях,  рекомендациях,  писаных нотациях и руководствуемся в поступках своих исключительно сиюминутными настроениями, душевным состоянием.  Ровный,  стабильный  ритм  душевного состояния  каждого отдельного человека  в сто раз важнее для  благополучия  общества,  чем  бесчисленное множество теорий и рекомендаций.


                *  *  *
               
   Безумие и гениальность… Крайности сходятся. Сходятся,  но  не  перекрывают  друг  друга.  То общее,  что  объединяет сознание  безумца и гения, заключается в невероятной  свободе  и  гибкости  мысли, только у безумца она алогична, у гения – последовательна и логична. Мир сложен, многогранен, противоречив. Охватить  его в целости,  в совокупности всех его отношений, связей  чрезвычайно  трудно.   Только  свободному,  быстрому, энергичному уму  это отчасти  под силу. Ум  гения – стратег и тактик. Ум таланта – только тактик.

                *  *  *

   Если  природа  или  Бог захотят когда-нибудь прекратить жизнь человеческой  цивилизации на  нашей планете,  то  им  достаточно  лишь  выключить в мозгу человека механизмы,  доставляющие людям наслаждение во время половой близости.  Если люди не   найдут  иного  пути  размножения, то их ждёт безусловное вырождение. Жизнь  человеческого  общества  без наслаждения подобного  рода  придёт в упадок. Одними  из  первых  пострадают  науки  и  искусства. Существование людей станет довольно печальным. Вы возразите: ведь живут же дети, старики и монахи без половых  наслаждений – и ничего. Но, согласитесь, жизнь общества держится всё же не на них, а на  тех,  кто пашет  и сеет, стоит у станка, добывает уголь и нефть, на  тех,  кто  трудится.
   Наслаждение в половой близости – великий дар,  надо  благословлять его и довольствоваться тем, что он ещё существует.  (Придёт же такое в голову!)


                *  *  *

   Каждое поколение людей должно оправдывать своё существование, оправдывать перед историей, перед ушедшими и грядущими поколениями. Дереву и животному  не  надо  оправдывать  своё  бытие,  они  есть – и  слава  Богу.  Но мы – люди,  разум поставил нас выше остального сущего, и  мы  в  ответе  за  него.


                *  *  * 

   Для  человека  любые  лишения –  не  лишения,  тяжелая  работа – не  труд,  если рядом тот,  кого он любит.

                *  *  *

   “Жалость унижает  человека”  (М.Горький). Важно  правильно  понять  эти  слова писателя, они  рождены  уважением  к  человеку,  желанием видеть его гордым, свободным  и  красивым.  Горький имеет в виду не жалость человека к себе, жалость  к врагу, а жалость к человеку.  Когда  человеку тяжело,  когда плохо, больно, то ему нужна не жалость, а поддержка, помощь,  конкретное дело. Что слезливая жалость, что она может?!


                *  *  *

   Вера, надежда, любовь! Как банально, как  порой пошло звучат эти слова в житейской  суете. А  ведь  это великая  троица.  Отними  у  человека  всё,  но останутся  у него вера и надежда, и жив будет человек, воспрянет, расправит плечи и преодолеет  невзгоды.  Вера –  посох  в  руке  человека. Надежда –  звезда путеводная. Любовь – сила человека.


                *  *  *

   Книги – концентрированный  опыт  поколений.

                *  *  *

   Сила характера, сила духа нужна современному молодому человеку скорее не для того, чтобы  противостоять тяготам и невзгодам,  а чтобы суметь выстоять  перед соблазнами  жизни,  которых  сегодня  больше  чем  достаточно,  соблазнами, губительными  и  для  человека,  и  для  общества.   (1986 г.)


                *  *  *

   Что есть зло? Как прост вопрос, но как непрост ответ.
   Зло  есть  насилие. Но всегда ли  это  истина? Вспомните насилие  во благо или  насилие  против  насилия.
   Зло есть  несправедливость. Но что понимать под  несправедливостью? Равенство интересов явно соблюдается  в  малом,  но тайно нарушается в большом,  и  наоборот.
   Ложь  есть  зло. А ложь во спасение – зло?
   Зла  в  чистом  виде  нет, зло всегда  конкретно и определяется обстоятельствами, соотношением причин и следствий.


                *  *  *

   Читая роман Ю.Бондарева  “Берег”,  я  натолкнулся  на  интересное  место.  Вот оно: “Смысл существования человечества, будущее человечества знаете в чём? – почему-то вспомнил Никитин спор со знакомым молодым  физиком год назад. – Смысл в  ускорении движения, в завоевании всего космоса, а    потом – вселенной.”  И здесь  мне на ум  пришла мысль об аналогии этого процесса  эволюции скоростей в земной ноосфере с тремя стадиями кипения воды. 1.Начало нагрева воды, увеличение скоростей движения молекул внутри среды. 2.Скорости  перемещения достигли предела, начало парообразования. 3.Сильное парообразование, бурление воды с выбросом масс.
   Год спустя, в книге В.Н.Друянова “Загадочная биография Земли”, я прочёл строки,  которые  по  сути  подтверждают  сказанное  выше. Автором излагаемых  мыслей  является профессор Г. Покровский – физик. Вот что говорится в этих строках: «Профессор Покровский оценивает  развитие ноосферы совершенно с новых позиций – согласно закону статистической термодинамики. Он  представил организационную деятельность человека за всю историю его развития  как  модель испаряющегося вещества».  Согласно взглядам учёного,  ноосфера  на протяжении  многих веков ведёт себя  как атмосфера, которая постепенно нагревается. В конце концов начинается испарение “сферы жизни” в космос. И, поскольку  для  испарения  нужно тепло,  ноосфера приобретает со временем  всё больше и больше энергии. Если так будет продолжаться бесконечно,  то возможно, что вся  масса Земли  перейдёт в организованное вещество и в будущем  испарится  в  Космос  и  там  кристаллизуется вновь  в  ноосферу.

                *  *  *

   Нам нужно научиться прощать ошибки и слабости человека, этим мы даём друг другу шанс стать лучше.

                *  *  *

  Проблема войны и мира в нынешнюю эпоху перешла из плоскости политики  и  экономики в плоскость идеологии и психологии. Обеспечить прочный мир способна ломка  и  перестройка  стереотипов в сознании людей  как той, так и этой стороны.   (1983 г.)

                *  *  *

   Общечеловеческие моральные, нравственные, этические истины, открытые предшествующими поколениями, для живущих поколений ничего  не стоят.  Каждое новое поколение должно заново открывать  их. А  вернее, не открывать, а заново убеждаться в  их справедливости  и принимать или не принимать эти истины. Ведь  потому и существуют человеческие пороки, преступления,  что данные  принципы и истины не передаются потомкам  генетически  и  не  гарантируют им счастливое будущее. Только всестороннее воспитание и обучение, собственный  жизненный  опыт,  приобщение к культуре в широком  смысле слова делают общечеловеческие истины достоянием человека и поколения.

                *  *  *

   Города  –  оплот  бюрократизма.

                *  *  *

   Нам   необходимо  в   будущем   воскресить   в   архитектуре   гений  и  дух  Ле Корбюзье.

                *  *  *

   Революция  в  преподавании  естественных  наук  грядёт,  и она станет возможна  благодаря созданию единой  картины природы, начиная от микромира,  кончая  вселенной. Этот единый взгляд  на природу позволит очень многие процессы, явления, закономерности  и  прочее, происходящие в материальном  мире, изображать  графически, образно, доступно. Тогда не понадобиться  выпускать  миллионы  экземпляров  учебной  литературы, в которых главное  место  занимают тексты. Тексты по возможности заменятся графическими  моделями, образами. Это значительно облегчит обучение,  не понадобится много времени для чтения и конспектирования  этих  текстов. Будет щадиться здоровье человека, его психика, зрение. Экономится бумага, а значит, и лес, экономится труд человека – от вальщика до печатника.   

                *  *  *

   Когда человек  пишет, он оставляет на бумаге отпечаток мысли, но не саму мысль,  ибо  мысль в мозгу образна, объёмна, жива,  она рождается из непосредственного  представления в сознании человека. Эту образность и живость не увидишь в  написанных строчках,  но она  непременно сопутствует им, и мы лишь тогда поймём автора, когда совершим  обратный  процесс,  процесс перехода от слова  к мысли, т. е. тоже творческий процесс, только в обратном направлении. И здесь нам без образного представления  не обойтись. Но образное  представление  –  продукт  опыта, не  имея его, нам трудно представлять. Опыт  –  мера  понимания.

                *  *  *

   Истинная мудрость организатора и творца – избегать  крайностей,  предвидеть возникновение противоречий, способных  пагубно  повлиять на ход дел и событий.

                *  *  *

   Основа человеческого благополучия – свобода и  труд. Однако  труд труду рознь.  Сизифов труд – тоже труд.
   Какой труд нужен человеку, какой труд его удовлетворит?
   Самый разнообразный, живой, творческий труд, напрочь лишенный  монотонности  и однообразия, труд, способствующий развитию человеческих  качеств.
   Но  понятно,  что  современная  организация   экономики,  промышленного производства, уровень  развития производительных сил предоставить такой возможности  каждому человеку  не  могут,  а  напротив, требуют  от  него узкой  специализации  по  причине  разделения труда. Результаты  человеческой ограниченности налицо.
   Где выход из такого положения?    (1982 г.)

                *  *  *

   Моё большое желание – исключить из жизни общества иерархию, деньги и армию.  Это не сделает  людей  счастливыми, но сделает  их свободными.  А счастье  человек найдёт  в  любви.

                *  *  *

   Человечество  должно  созреть  для  свободы.

                *  *  *

   “Кто  у  вас  глава  семьи?”
   Когда в семье царят любовь и уважение, такого вопроса не встаёт.

                *  *  *

   Ты  спрашиваешь  меня – почему людям  хорошо со мной, почему легко со мной общаться? Дело в том, что я не мешаю им быть такими, какие они есть, т. е. быть самими собой. В общении важна  простота отношений. Игра, актёрство, неискренность в общении  быстро утомляют, и  это общение  не  может быть благом, а является лишь бременем.   

                *  *  *

   Человек любит  искренне, страстно другого человека только в двух  случаях: или хорошо зная его, общаясь с ним постоянно; или не зная  совершенно, встречаясь изредка глазами, наблюдая за человеком со стороны. 

                *  *  * 

   Пьяного  учить – что   мёртвого  лечить.

                *  *  *

   Нам очень не помешало бы  создать  культ  закона  сохранения. До сих пор негласно  торжествовал  в  виде  морали  единства, объединения душ человеческих, закон всемирного тяготения  И.Ньютона. Но пришло время, с необходимостью  требующее замены  нравственных основ бытия, связанных с законом  тяготения,  на закон сохранения, ибо законы сохранения в материальном мире и законы справедливости в человеческом обществе суть едины.
   Пусть основой нашей нравственности будут не бог, не авторитет, а законы природы.  (1983 г.)      

                *  *  *

   Человек  будет  тогда  душевно здоров,  когда  полностью  будет обеспечиваться  витаминами, столь  необходимыми для его нормального развития. Но это не те витамины А, В, С,  которые потребляет человек с пищей. А витамины  эти  нематериальные – духовные,  и  берёт  их человек из своего окружения: людей, природы, дел. И легче их усваивает тот, кто любит.

                *  *  *
               
   На  всякого  Моцарта  найдётся  свой  Сальери.




* * *
   Как-то довелось услышать любительскую магнитофонную запись голоса поэта Николая Рубцова. Под гармошку он напевал своё стихотворение «В горнице», но совсем не ту популярную мелодию в исполнении Жанны Бичевской. Сам поэт не ведал – какая музыка сокрыта в его стихе. В хорошем лирическом стихотворении всегда таится мелодия, важно только услышать её, и тогда слова и музыка образуют неразрывное целое. Вспомним хотя бы песни «Подмосковные вечера» или «Одинокая гармонь». Здесь слова и мелодию оторвать друг от друга уже невозможно, это что-то органически цельное. Талант композитора в том и состоит, чтобы не выдумывать мелодию, читая текст стихотворения, а чтобы услышать, распознать мелодию, сокрытую в самом стихе.



* * *
   Раньше искусство было смыслом существования человека. Теперь же искусство – способ существования. Потому-то не видно нынче произведений, отмеченных печатью гения.


* * *
   Если человек и может быть счастлив вполне, то только во сне, ибо реальное земное счастье всегда чем-нибудь отягощено.


* * *
   Ты спрашиваешь меня  –  почему  мне  так  относительно легко  и  быстро удалось найти ответы на важнейшие вопросы физики?
   Причина – время. Другое время, другая эпоха.
   «Сова  Минервы  вылетает  в  сумерках».   Двадцать-двадцать  пять  лет  назад, в  конце пятидесятых – начале шестидесятых, физика и физики были  в  апогее внимания  и  славы. Молодёжь  той  поры  бредила  лаврами  Ломоносова и Эйнштейна.  Прошло двадцать лет. Наступили  сумерки  физики.  У  молодёжи  восьмидесятых  интересы  сместились в иную сторону,  далёкую  от  физики.  Лишь единицы, казавшиеся другим безумцами, посвящали жизнь проблемам  естествознания. Упрямые  одиночки,  лишённые  друг  с  другом  связи, продолжали  настойчиво  искать  ответы  на, кажется, уже давно решённые вопросы. И это было потому  легче  сделать,  что  вокруг подобных вопросов не было никакого ажиотажа, страсти давно отбушевали и улеглись. Однако истина так  и осталась нераскрытой. Нужно было время, нужен был покой,  чтобы  по  прошествии  десятилетий  взглянуть  на  старые вопросы свежим взглядом, с иной точки зрения.
   А если говорить в личном плане, то я никогда не мог смотреть на звёздное небо равнодушно.



* * *
   Иных людей война привлекает только одним – возможностью безнаказанно убивать.   


* * *
   Быть действительно разумным, смелым и дерзким возможно будучи независимым. Зависимость даже умника делает ослом.


* * *
   Вселенная… Что это? Машина, механическая система, которую Бог своей волей может запустить или остановить, или вселенная – это живое образование, неумирающее, стройное, организованное, в себе самом содержащее противоречие – источник вечного движения и саморазвития? Живая вселенная… А ведь красиво! Но Богу опять нет здесь места. Прости, Всевышний, но если вселенная действительно такова, то твоё пребывание здесь излишне...


* * *
   «Бытие определяет сознание». Эта истина справедлива для ребёнка и подростка. Для взрослого человека эта истина справедлива в перевёрнутом виде: сознание определяет бытие.


* * *
   Пьянство победит только интерес к жизни, вкус к жизни. Пьянство есть отчуждение жизни.


* * *
   Любовь – это, пожалуй, единственное чувство, способное заставить человека полностью отказаться от собственного Я и раствориться в другом Я.


* * *
    С течением времени храм науки превращается в авгиевы конюшни, и вновь нужен титанический гений Геракла, чтобы очистить их. Сегодня время пришло для нового Геракла,  ему есть – где развернуться. (1983 г.)



* * *
   Превратности судьбы… Как часто судьба того или иного очень популярного сегодня человека из мира политики, искусства или науки могла оказаться обычной, такой, как у большинства смертных, но лишь случай, стечение обстоятельств помешали этому. Не будь этой улыбки  Фортуны – сидел бы наш баловень судьбы на кухне с приятелем и бутылочкой и болтал о какой-нибудь чепухе, ходил бы каждый день к определённом часу на работу, словом, жил обычной, однообразной жизнью или вообще был бы заурядным пьяницей, бичом жены, детей и  соседей.
   Но есть судьбы, не подвластные никаким превратностям, судьбы изначально предопределённые. Какая-то неведомая рука ведёт человека по жизни, помогая ему, оберегая, отводя чрезмерные для него опасности и соблазны. И всё для того, чтобы человек свершил то дело, которое мы называем исторической необходимостью или неизбежностью.



* * *
   Уставшему, измождённому работой человеку не до прелестей поэзии Гомера. Понимать и ценить красоту литературного произведения, наслаждаться ею способен только человек, избавленный от ежедневного бремени физического труда. Конечно, физический труд необходим, и в разумных пределах такой труд для  души и тела великое благо. Важно только не допускать тирании физического труда, чтобы он не становился для психики человека непреодолимой стеной для духовных ценностей, чтобы человеческая душа всегда была открыта и восприимчива к ним. Ведь речь-то идёт в конце концов о душевном здоровье  человека. Душе так же нужна пища, как и телу, иначе зачахнет, захиреет, высохнет и умрёт душа.



* * *
   Истинная  человеческая  любовь  деятельна,  она  побуждает  к творчеству, стремлению  к  красоте внутри  нас  и  вокруг.



* * *
   Бесспорных мыслей не бывает. Всегда найдётся такая точка зрения, с которой любая мысль кажется сомнительной.




* * *
   Невозможно  чувство  высказать  словом.  Музыке  это  доступно.  Музыка есть по сути высказанное чувство.




* * *
   Ты  спрашиваешь  меня – какое  место в моей жизни занимает любовь? Огромное! Любить – моё нормальное, естественное состояние души. С тех пор, как себя помню, я всегда кого-нибудь любил, эта потребность неистребима. Творческие и жизненные силы, вдохновение, радость  и  смысл бытия – всё отсюда, всё из любви.



* * *
   Он говорил глупости с таким серьёзным видом,  что невольно думалось: не шутит ли?! Как часто уверенный тон речи, солидный и серьёзный вид выступающего вводят нас в заблуждение, заставляют нас обманываться, принимая очевидную  глупость за истину. Хорошо, если люди способны разобраться. Большинство же клюёт на приманку, проглатывая ложь. Оттого-то так легко демагог влияет на толпу, заражает её и ведёт за собой.   


* * *
   Длительная и плодотворная любовь немыслима без постоянного здорового чувства  стыда. Чувство стыда – привилегия  исключительно  человека,  это, наряду с разумом, то, что решительно отличает  человека  от  животного. Без стыда  любовь людей не имела бы той привлекательности и того очарования. В стыде  заключена человеческая  святость,  основа его духовности. Хочешь настоящей любви и счастья – береги стыд. Бесстыдство и счастье – вещи  несовместимые.  И  тот,  кто  покушается  на стыд,  кто истребляет  в  человеке чувство стыда,  тот  совершает  злодеяние  не  менее,  а  даже  более опасное, чем физическое  насилие,  оставляющее  человека  калекой   на  всю   жизнь. Чем меньше в мире стыда, тем больше зла.         


* * *
   Бог является людям в лучших творениях гения.


* * *
   Ведь  по существу всё то, чем мы живём,  рождено вдохновением, вдохновением  мастера, вдохновением  учёного, художника, мыслителя,  рождено в минуты  творческого взлёта, которые так редки. Но в суете мы  как-то забываем об этом.



* * *
   Мир людей велик, и всё в нём – миры: мир искусства, мир литературы, мир науки,  мир кулинарии, техники, архитектуры, спорта  и  так далее, а человеку скучно.


* * *
   Мои отношения с наукой были интимными, как отношения любовников. Может быть, поэтому мне удалось родить несколько хороших идей.



* * *
   Игра – вот ключевое слово к истокам и тайне рождения политики и искусства. Всё начинается с игры, с забавы. То, что представлялось поначалу игрой от избытка сил и фантазии, несерьёзной забавой, увлечением праздного ума, превращалось впоследствии в величайшие достижения человеческого гения или в ужаснейшие трагедии.



* * *
   Поэт о себе: «Я червь, я Бог...».
   Что бы человек ни сказал о себе, всё верно. Низкое, земное и высокое, божественное в человеке слито воедино, находясь в постоянном противоборстве.



* * *
   На любой предмет, будь то материальное  тело, явление  или  идея, можно смотреть с разных точек зрения, под различным углом зрения. С разных точек предмет будет выглядеть иначе. Часто дискуссии, споры, конфликты вокруг одного предмета возникают всего лишь из-за непонимания необходимости согласовать свои взгляды. Здесь, главным образом, сказывается человеческая ограниченность, неспособность или нежелание видеть предмет с иных точек зрения.


* * *
   Лейбниц утверждал: природа не делает скачков. Это положение можно уточнить: природа не делает скачков, но делает согласные переходы.



* * *
    Хорошая мысль отличается от фразы, банальности или констатации факта тем, что в ней есть новизна, в ней есть маленькое или большое открытие. Часто бывает так, что хорошая мысль чётко обозначает проблему и делает первый и важный шаг к её разрешению.


* * *
   Источники красоты неисчерпаемы, будь то в искусстве, в труде, в отношениях с людьми, в природе. Возможности и формы красоты калейдоскопичны.


* * *
   Истоки зла – в человеческой ограниченности, в неразвитости его душевной, интеллектуальной, физической. Вот почему требование гармоничного развития человека является не благим пожеланием, а необходимым условием его благополучия и свободы. И задача сводится к тому, чтобы исключить из нашей жизни всё то, что мешает человеку гармонично развиваться, стесняет его умственные, душевные и физические возможности. Это и будет борьба со злом.


* * *
   У человека и общества множество нужд и потребностей, а стало быть, целей. Разными  путями люди пытались достичь их, причём всегда для достижения цели приходилось чем-то жертвовать. И первой жертвой, как правило, падала красота.
   Государству нужны автомобильные дороги, нужны  полезные ископаемые для промышленности, и оно берёт всё, что необходимо, из земли, но взамен оставляя  изувеченные природные ландшафты, ту естественную природную среду, красотой которой жило и воспитывалось десятки поколений людей. Да, конечно, красотой сыт не будешь, и не оденешься и не обуешься ей, и страну не защитишь красотой. И всё же, каждый раз расставаясь с каким-нибудь кусочком земной красоты, люди страшно обедняют себя и потомков, ибо ничто так дорого не даётся и не ценится, как красота, будь то в природе, в человеке, в отношениях людей.



* * *
    В науке, как в любви: без страсти - ни удовольствия, ни пользы.