В Артеке

Леонид Трумекальн
В пионерский лагерь Артек экспедиция летела в пожарном порядке. Конец января, до открытия летнего сезона почти пол года. Но скорей, скорей отправляйтесь!
Прибыли. И вот, что открылось.
Местные строители, прельстившись красивым местом, возвели на территории пионерского лагеря Артек «Дом науки». В этом здании, должны были разместиться всякого рода научные кружки. Спланировали также «Олимпийски стадион». Здание «Дома науки» и «Олимпийский стадион» находились на одной линии, которая в свою очередь упиралась в ручей Артек.
Что повторяться? Любое строительство начинается даже не с фундамента, а с исследования места, где этот фундамент будет заложен.
Исследовать площадку под строительство должны геологи. Исследования стоят денег. Скупой платит дважды. Прописные истины.
В натуре все выглядело так.
«Дом науки» трехэтажное здание, в виде белоснежного корабля, уже построенного и находящегося на стадии, когда шла отделка и шлифовка полов, разломило пополам и раздвинуло так, что в разлом мог въехать грузовик.
В центре «Олимпийского стадиона», когда в горах шли дожди, начинал бить грязевой фонтан.
Стала понятна поспешность, с какой послали экспедицию. Приближалось время приемка строительного объекта Государственной комиссией, и возникал извечный российский вопрос, «что делать?». То ли исправлять, то ли демонтировать.
Мы сделали то, с чего надо было начинать. Провели исследования.
Когда – то сбегал по склону ручей и впадал в ручей Артек. Со временем русло этого ручья засыпалось дресвой, поверхность задерновалось.
Строители поставили здание на красивом уступе как раз поперек этого русла, потревожив тем самым улежавшийся наполнитель. И теперь, когда шел дождь, пульпа, насыщенная водой, потревоженная строителями, начала двигаться. Двигаясь по руслу, как по жерлу, пульпа расколола и раздвинула здание, и грязевым фонтаном вышла в центре поля стадиона.

На исследовательские работы время ушло с февраля по май месяц.
Нарисовали мы  геологическую «картинку» и тем самым свое задание выполнили.

На время работ разместили нас в одноэтажном доме, что рядом с общежитием пионервожатых лагеря «Кипарисный».
Стены дома метровой толщины, из ракушечника. В таком доме всегда прохладно. Окна дома выходили на каменную кладку стены. Эта стена удерживала гору. Стена поросла мхом.
На широченном, как круп лошади, подоконнике, я писал свой дневник, журнал наблюдения, стоя между двух поставленных вдоль стены друг к другу головами раскладушек.
На подоконнике же умещались еще и плитка, и книги, и «козел» - обогреватель  адское сооружение из проводов, включенных в сеть. Краски, мольберт Дяди Вити и кастрюля с питьевой водой. Уютный подоконник. И дом из ракушечника выглядел необычно. Утром, когда ты выходишь во дворик, тебя встречают кипарис, солнце, небо,  море и тишина, состоящая из голосов птиц, деревьев, моря и Крыма.
Мы поднимались рано, ложились, конечно, поздно. Иногда не высыпались, но настроение чудесного утра долго не покидало тебя днем, во время работы.

Пионеры играли в войну! Игра называлась «Зарница». Пионеры с явным удовольствием стреляли в тире из автоматов боевыми патронами, патрулировали территорию лагеря и береговую полосу совместно с пограничниками.
В то утро я был разбужен не столько страшным шумом, но ужасом.
Взрывались гранаты, раздавались команды, гремели автоматы и весь этот шум перекрывали рупоры, включенные на полную мощь. Рупоры передавали голос Левитана. Голос Левитана сообщал о начале войны с гитлеровской Германией.
И не сразу я сообразил, что это было шесть часов утра ….. 196 .. года.

Море было, небо было, кипарисы были, прекрасный воздух. Но мы опять завалились на раскладушки и зарылись головами в подушки, прогоняя от себя наваждение. Успокоиться сразу не получалось и даже слова блистательной Фаины Раневской «пионеры, идите в жопу» сразу не выговаривались. И не хотелось шевелиться, как после длительного напряжения.


Жертва искусства

Был у нас рабочий Вася. Так, ничего себе, парнишка кучерявенький. Вася как Вася. Нанялся поваром. В те времена наркомании «не существовало», а в Союзе «наркоманов не было». Но, тем не менее, что - то было. Наш Вася делал вот как: заглатывал пачку кодеина – таблетки от кашля, узенькая такая пачка ценою в 6 копеек, 6 таблеток. И запивал это  стаканом тонкого стекла, водки.
Кайф после этого он ловил всю ночь. Галлюцинации владели им до самого утра, и  колобродил он, и елозил во сне и ходил, как лунатик. И под утро приходил в себя среди изжеванных простыней.
 Инженера партии звали Тамара. Приближался день 8 Марта. В честь такого праздника Дядя Витя, специально для Тамары нарисовал кошку. Углем и мелом. Худющая, драная. Царица помоек. Бандитка. Впечатляющая получилась кошка!
Это было вечером, а утром…
Я был на профилях, когда за мной прибежал посыльный, и, глотая воздух, сообщил, что Васю «взяли» и при нем был нож, и мне следует скорее мчаться в милицию, выручать Васю.
Плохо соображая, что мне делать я поспешил в город. Злость закипала во мне. Наших  милиция брала часто. За всякое мелкое дебоширство. Выписывали квитанцию и отправляли (через дорогу) в банк  платить штраф. Штраф, что-то порядка пяти рублей – для пополнения местного бюджета.
Времена были «сказочные» – свирепствовали комсомольские патрули, отлавливали пьяных и выявляли  венерических. Готовились к открытию летнего сезона. Однажды  задержали пожилую даму из Чехословакии за то, что она в шортах(!!) зашла с пляжа в магазин.
В местном отделе милиции мне подтвердили, что Васю взяли, и, судя по всему, Вася натворил, что-то более значительное, и при нем был нож!
На территории лагеря «Артек» стояло пятиэтажное здание, с зашторенными окнами. По слухам в этом здании размещалась, прослушивающая турецкий берег техника.
Оказывается, Васю сняли среди ночи с балкона пятого этажа этого здания, куда он забрался по водосточной трубе!!
Начальник буквально пытал меня, выясняя: кто такой Вася, и что он понимает в радиотехнике. Я отвечал, что данный товарищ числится у нас поваром и не то, что в радио, но и в прочей технике «ни бельмеса». Я был настолько расстроен случившимся, что и мой внешний вид свидетельствовал доказательством абсолютного незнания Васей радиодела.
Второй тяжкий пункт - у Васи был нож!
Час от часу не легче. Нож мне предъявили! Это было мой нож!!!
Мне пришлось рассказывать историю этого ножа. Этот нож, был у меня, как память. В бытность мою в Заполярье мы, в знак дружбы обменялись ножами с хантом Виктором. Нож, который подарил мне Виктор и который теперь фигурировал, как вещественное доказательство преступления, был сработан из напильника, рукоятка из оленей рога, а ножны из берцовой кости того же оленя. Ножны имели отверстия под шнурок, что бы крепить их на поясе и на бедре. Такому ножу место в краеведческом музее. Выдумывать мне ничего не пришлось, а нож был настолько необычен, что мне не только поверили, но и тут же нож вернули!!
Кажется, пронесло.
 Все время, пока я объяснялся, Вася находился в коридоре.
- Давай его сюда.
 Начальник явно «остывал», и я вприпрыжку бросился в коридор и из мрака выпихнул Васю.
- Убедил меня твой начальник.
Вася пошмыгал носом, обозначая, свое присутствие.
- Давай паспорт. Штраф выпишу.
Вдруг голос его стал меняться, и я понял, идет шквал. Я увидел, как Вася достает из кармана платок. Но это был не платок. То был паспорт. Я увидел, как начальник берет этот паспорт двумя пальцами, как тряпицу. Я увидел, что оттопыренные уши начальника пунцовеют и пунцовость эта стекает к шее и шея багровеет, и жутко мне стало. Вот сейчас случиться  «кондратий»!! Я разглядел, что начальник держит паспорт Васи, и, что пустые страницы паспорта, куда следовало ставить печати при прописке, у Васи заполнены адресами и телефонами девиц. И записи были сделаны и шариковой ручкой, и карандашом, и даже химическим карандашом.
Нет, пусть теперь Вася сам разбирается, а я подожду снаружи. И я сбежал.
- Убью я этого Васю. 
Наконец Вася появился из темного проема двери. И прежде, чем «убить», я спросил - За каким……ты туда полез?
И Вася шмыгнул носом.
 - За кошкой.