Об угле, шахтерах, правых и виноватых

Михаил Анохин
   
                Михаил Петрович!
Прочитал Вашу статью в газете Вита плюс под названием «Связанные одной цепью». Очень она меня взволновала, я ведь отработал на разных шахтах тридцать лет и повидал всякое. Вот попросил внука напечатать и отослать Вам свои соображения насчет статьи. В целом конечно, правильная статья. Вы не стали, как это делают некоторые журналисты выискивать горелые ложки с ханкой, или  раздавленные комбайном самоспасатели, или окурки в забое. Вы в корень смотрели. Да, мы связаны с собственниками одной цепью, как Вы правильно написали: всем нужен заработок. Однако из Вашей статьи следует равная ответственность за «рекорды» шахтеров и собственника, а это не так. Есть еще и государство в лице целого легиона чиновников, и они в первую голову отвечают за положение дел в угольной отрасли.
Именно оно, правительство  установило такую норму прибылей для собственника, что шахтерам остаётся  только угольная пыль. и селикоз. Известная сказка про «Вершки и корешки». Государство и есть истинный виновник шахтерских трагедий. Такое моё мнение.
В заключе6нии скажу, что дело вовсе не в том, от чего и почему, в каком месте и по чьей вине выскочила искра, а почему в щахте была взрывоопасная концентрация метана. Конечно, мы сами отключаем датчики, но ведь с позволения  шахтового начальства, которое так же получает  свою зарплату от добычи угля.
Нужна такая автоматика, которая бы обесточивала шахту уже потому, что датчики этой автоматики отключены, даже если это один датчик.
С уважение ветеран труда Степан Николаевич.

                Уважаемый Степан Николаевич!
Искреннее спасибо за Ваш обстоятельный отклик. Однако же позвольте, с Вами не согласится, относительно виновности государства в шахтерских трагедиях, а в остальном, что касается поиска причин, я согласен. Не в ханке и не в курении дело – это верно, дело в нашем характере.
Наш характер, если угодно – наша ментальность, наша психология такова, что именно она и породила такое государство, которое хороводит с «абрамовичами», отдавая им львиную долю прибыли от реализации угля.
Мы всего боимся и всего опасаемся, а ведь давно, еще с древнейших времен подмечено, что только тот свободен, кто готов в отстаивании своей свободы дойти до смертного предела. А мы боимся не только смерти, но и потери работы.  Государство есть наше зеркало, а на него «неча пенять, если рожа крива». Мы ведь даже настоящих профсоюзов родить не можем, что уж тут говорить о государстве. Если народ боязлив  и  не любопытен, то у такого народа государство обязательно украдут. Об этом говорил русский философ Иван Ильин: «У темного, робкого  человека право голоса будет всегда украдено политическим жуликом".
Когда-то и я просил свободы, не понимая, что свобода не бывает без ответственности за каждый свой шаг и за каждый свой выбор. Из этих шагов и из этих выборов складывается судьба человека, и  государства. Об этом нужно не только помнить самому, но это нужно вдалбливать в голову своим детям и внукам. Не пустая фраза: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за ними в бой».
    Прокопьевск 2010 год