Трудно быть Богом?

Александр Савостьянов
          Сразу скажу, что таких поэтов очень мало, их обязательно нужно читать,  внимательно вникать в авторский замысел и анализировать.

Владимир Сорочкин «Солнце запуталось…»
http://stihi.ru/2017/01/06/1161

Солнце запуталось в сетке ветвей.
День закатился под шкаф.
Бабочка спит на подушке твоей,
Крылышки сна расплескав.

Плющ зацепился за створку окна,
Тени склонились к ручью…
Вряд ли ты сможешь остаться одна
В этом притихшем раю.

Чтобы услышать, как щёлкает дрозд
Песню свою без обид,
Ты поскорей возвращайся со звёзд,
С непостижимых орбит.

К дальним светилам, окутанным тьмой,
К безднам, горящим во мгле,
Я бы и сам полетел за тобой,
Но – мне милей на земле.

Здесь ожидают тебя дотемна
Тропка с осколками луж,
Бабочка, свет в перекрестье окна,
Ветром колеблемый плющ. (с)

Очень хорошо. Это классика. Звучит, как песня. Чувствуется дух настоящего времени. И ни одного лишнего слова. Такая поэзия мне по душе весьма. Написано ярко, образно, романтично и легко. Хотя лёгкость эта просто кажущаяся. Ведь не секрет, что труднее всего писать именно короткой строкой. Понравились и точные разнородные рифмы шкаф/расплескав, окна/дотемна. Впрочем, и точные однородные типа обид/орбит тоже вполне себе. Высший балл, конечно. И первое место вне всяких сомнений.

красота какая!
через дыры в стенке бумажной
светит Млечный Путь.
это я вилкой проделал однажды (с)
(Исса)





Владимир Сорочкин  «Какой портной…»
http://stihi.ru/2013/08/03/307

Какой портной в пресветлой горенке
     Под шорох ветра и планет
Смог без сучка и без задоринки
     Сшить воедино этот свет,

Соединить сиянье месяца
     И синеву звенящей мглы...
Посмотришь – жизнь твоя поместится
     На острие его иглы. (с)

          Очень кратко и по существу. Красота и гармония всего в двух катренах. И так бывает. Наверное, этот портной – для ангелов. Ангел, как бесконечно малая величина может поместиться в любои бесконечно малом пространстве. Таким образом, на острие иглы поместится и целая жизнь. Достаточно непрерывности пространства. А что ещё для души надо? Интересный момент. Любой Мефистофель нервно курит в сторонке...





Андрей Моисеев «Завтра...» http://www.stihi.ru/2015/01/27/294

Душно в палате. Бессонница до утра
не отпускает и не даёт забыться.
Спит на посту дежурная медсестра.
Это его последняя ночь в больнице.

Кончится завтра скудный больничный быт,
строгий режим, назойливый кафель белый,
эта еда, которой по горло сыт,
этот пейзаж оконный остекленелый.

Осточертела клетка – пора в полёт,
в серый январь, где голые стынут рощи,
в новую жизнь – туда, где никто не ждёт,
где будет всё на порядок сложней – и проще.

Завтра. Всё будет завтра. Поди проверь –
небо в алмазах, или же просто в звёздах?..
Сумка с вещами. Дверь. И ещё раз дверь –
и непривычно свежий морозный воздух.

И ничего не хочется говорить.
Всё позади – процедуры и перевязки…
Он у ворот остановится закурить.
Снег будет падать на спинку его коляски.

Я бы сказал, что это классика, Андрей. Как говорится, на все времена и сроки. Сильная вещь...
Тем паче,  человеческая жизнь - это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность.
Ведь буквально рядом с нами происходят довольно страшные вещи…
Что же касается самой техники исполнения стихотворения, то она на высоте, а конечные рифмы смотрятся, как стихотворение в стихотворении... точнее, как самостоятельный однословный многорифм:

до утра
забыться.
медсестра.
в больнице.

быт
белый
сыт,
остекленелый

в полёт,
где рощи,
не ждёт,
и проще

проверь –
в звёздах?..
дверь –
воздух...

То есть, в данном стихотворении рифмы действительно играют роль своеобразного нерва.
Но в последнем катрене этот нерв неожиданно и драматично рассыпается на конечные финальные строки:

И ничего не хочется говорить.
Всё позади – процедуры и перевязки…
Он у ворот остановится закурить.
Снег будет падать на спинку его коляски.

Значит, жизнь продолжается, несмотря ни на что... Ведь, самое главное, Он ЖИВОЙ... живой!
Однако, никогда и нигде человеческая жизнь не ценилась и не ценится в этом жестоком мире:

«…Внимайте без зависти
Сей повести душ.
В глазные оазисы –
Песчаная сушь.
…Без имени – канувший!
Не сыщете! Взят.
Пустыни беспамятны, -
В них тысячи спят!..» (с)
М. Цветаева

Вот такая вот поэтическая перекличка получилась в итоге. Между жизнью и смертью так сказать...
Если, конечно, я всё правильно понял.




Валерий Кулешов. Слово за Валерия Кулешова http://www.pz.tula.ru/2017_1/2017_1.pdf

«Слово идет от сердца,
что не устало гореть.
Будет чем мне согреться,
да и других согреть» (с)

Слово, творящее суть нашего бытия…
В очередной раз перечитывая  поэтический цикл «PERSONALIA» Валерия Кулешова, чувствуется,  что написаны все стихотворения  очень лирично с глубоким философским и жизненным смыслом:

«Устроена жизнь сурово,
и не отводи глаза,
ведь после тебя —
лишь слово,
которое ты сказал» (с)

И, правда, сколько всего мы вовремя не замечаем в нашей поспешной жизни.
Автор вполне сознательно  использует Слово, как выразительное стилистическое средство для придания каждому предложению особого, только ему одному присущего смысла; максимально усиливая общую выразительность авторского замысла:

«Я не знаю, что там — впереди,
может быть, воцарение стужи.
Все равно, чтоб оттаяли души,
ты поплачь у меня на груди» (с)

Душа — это и есть то, чем мы обладаем, и то, чем мы являемся.  Очень пронзительно и точно передано чувство острого ощущения будущего, которое неизменно преследует каждого из нас в реальной жизни. Это и есть настоящая современная российская поэзия во всех её сложностях и противоречиях.  Ради этого стоит жить и творить:

«Я и живу,
покуда выхаживаю
в слове посеянный свет» (с)

Это и есть несущий истинный Свет в нашу великую русскую культуру, о которой ещё П. А. Вяземский сказал, что она есть «исповедь народа, его душа и быт родной».
Чувствуется, что Валерий очень серьёзно берётся за те темы, которые требуют наличия способности к сопереживаниям его лирических героев.
Я могу пожелать ему только удачи в конкурсе на соискание всероссийской литературной премии «Левша» им. Н. С. Лескова. Спасибо за строки!





Гольгертс «Плети постоянства» http://www.stihi.ru/2012/06/03/2807

          Как лист увядший падает на душу
          Надменной догмой в танце колдовском!
          Где чистый ядом жадности надушен,
          А грешный отмывается песком.

          Цурэн Правдивый, плети постоянства,
          Как приговор за что-то, а не для.
          Тебя, иссиня-бледного от пьянства,
          Тошнит за борт большого корабля.

          Во гневе падших Арканар разрушен.
          Внутри печали - суета сует.
          Вы примечали суть, а тайны нет!
          Поэт озябший, проклиная сушу,

          Выкрикивал прощальный свой сонет:
          "Как лист увядший падает на душу"
            
Уникальному во всех отношениях автору присущи три весьма ценных качества современного во всех отношениях поэта: панторифмическая внимательность, смысловая сосредоточенность и фантастическое стремление к очень точной аллитерации.  Каждый катрен льётся у него так естественно, словно  это целая песня. Написано очень красиво, лирично и проникновенно с глубоким философским и жизненным смыслом.

"Как лист увядший падает на душу
Надменной догмой в танце колдовском!
Где чистый ядом жадности надушен,
А грешный отмывается песком." (с)

Автор использует инверсию, как выразительное стилистическое средство, для придания каждому предложению особого, только ему одному присущего смысла, максимально усиливая общую выразительность замысла. Нельзя не отметить  и нетипичную концевую рифмовку – «на душу / надушен»,  «Арканар разрушен / проклиная сушу», и внутренние панторифмы – "увядший падает / ядом жадности", "Во гневе падших / Поэт озябший".

"Цурэн Правдивый, плети постоянства,
Как приговор за что-то, а не для.
Тебя, иссиня-бледного от пьянства,
Тошнит за борт большого корабля." (с)

Великолепная аллюзия, отсылающая взыскательного читателя к воображаемому Миру Полудня братьев Стругацких в их повести «Трудно быть богом»,  вы не находите?! И это всё – в довольно жёстких рамках сонета, что тоже весьма похвально само по себе.

"Во гневе падших Арканар разрушен.
Внутри печали – суета сует.
Вы примечали суть, а тайны нет!
Поэт озябший, проклиная сушу,
Выкрикивал прощальный свой сонет:
"Как лист увядший падает на душу" (с)

Очень интересные и богатые образные сравнения, смысловые кольца и аппликации; пронзительно и точно передано чувство одиночества, которое неизменно преследует каждого из нас. Это и есть настоящая современная российская поэзия во всех её новаторских  сложностях и противоречиях.
И в качестве резюме: чувствуется, что Олег очень серьёзно берётся за те темы, которые требуют довольно высокой техники стиха, а ярко выраженное наличие у поэта способности к сопереживаниям его лирического героя дорогого стоит.
Я могу пожелать только удачи, ибо каждый талантливый во всех отношениях автор жаждет чисто человеческого и профессионального понимания его творчества на пути к своему совершенству. А за самый достоверный Цурэновский сонет - мой личный респект!





Гольгертс «Середина лета» http://www.stihi.ru/2013/05/20/6397
            
                Подниму больную тему
                совмещения простых желаний
                с невозможным исполнением в реале.
                У меня вошло в систему
                наблюдение людей не в плане
                гнева, но как тест бегущих по спирали.

                Вот, казалось, что мне лето?
                Буйство плоти с бронзовым загаром,
                настежь дверь и всякое такое...
                Водка залпом в прошлом где-то,
                а теперь не нужно и задаром
                приключений, раз колотится от кофе

                зашнурованное сердце.
                На проспекте крашенные птицы
                обозначены сухим: "Ну что, поедем?"
                Но "зелёных конвергенций
                жаль" и удивлять я разучился.
                Это значит, что забыл и вкус победы.

                А у них тату наглядно-
                эпатажны - очень впечатляет!
                Середина лета, мучаясь от скуки,
                с наступлением прохлады,
                провожаясь, девушки гуляют
                на груди зачем-то скрещивая руки.

Середина лета – это ещё не осень Патриарха.  Жизнь продолжается, несмотря ни на что....
Мужская рифма отсутствует, всё держится исключительно на женской однородно-разнородной. Равномерно по всему тексту. Так и должно быть.
Треугольная схема рифмовки вполне соответствует заданной философской тематике.
Встречаются и внутренние панторифмы – совмещения/наблюдение, вот, казалось/водка залпом, это значит/обозначены, середина лета/на груди зачем-то...
Есть среди них и разносоставные, и разноударные. Похвально весьма!
Впрочем, сердце со шнуровкой тоже очень даже бесподобно. Видел кружки с зашнурованным сердцем и на молнии. И сумки – тоже. И расшнурованные, разумеется...
Чувствуется, что ЛГ свою цистерну водки выпил, и очень давно. Если не эшелон.
Вполне достаточно для полноты ощущений, как мне кажется.
Так что всё только начинается... и солнце ясное... и лёгкое дуновение...
Тут самое главное – всё хорошо в меру, как кофе...
Ибо все мы точно знаем, что Материя и Движение её – вечны, только меняют Форму.
Ну а Истина – не только в Форме, но и в Содержании.

Александр Савостьянов






Ну и в завершение – самая любимая рецензия на мои стихи:

«В гостях у Андрея Моисеева» (Большой Литературный Клуб) http://www.stihi.ru/rec.html?2015/05/17/12032

Александр Савостьянов «Чёрный Ворон» http://www.stihi.ru/2013/11/17/9653

«В 1949 году на станции Обязь заключенные восстали, разоружили охрану, побили всех и направили в сторону Воркуты освобождать каторжников-шахтеров. Восставшие прошли около 80 километров с боями, освобождая лагерь за лагерем. К ним примыкали все новые и новые силы из освобожденных лагерей, и, в конце концов, число восставших достигло более 70 тысяч… Были приняты меры. Самолетами высадили десант, "подтянули" минометы, артиллерию, и началось уничтожение этих заключенных с воздуха и земли. Две недели шли бои, пока всех их не уничтожили».

(Из статьи, подготовленной Ринатом Саитовым по материалам журнала "Ямальский Меридиан", газеты "Красный Север", документов из архива Окружного краеведческого музея ЯНАО http://www.yamal.org/501/doc/5.htm)

«Жаль, будет жестокая бойня...» – тревожно застыл караул.
«Хоть семьдесят тысяч!» – спокойно, как пепел из трубки стряхнул:
«Однако, всё это чревато... Смущает подобный масштаб!
Готовы сражаться солдаты?» –
«Так точно!» – ответил Генштаб.

И брат отрекался от брата, от матери – собственный сын...
В упор добивали снаряды фрагменты вокзальных руин...
Дымился в руке у дороги нательный расплавленный крест.
Одни умирали, как боги, других подзадоривал бес.
В атаку пошла десантура (что делать?) – в бессмысленный бой,
И жертвой орла диктатуры пал самый последний герой.
Где с ночью был день перемолот, расстрельный развеялся дым:
Кто был столь наивен и молод, тот стал безнадёжно седым.

…Смущает практичным предлогом опять поворот – не туда:
По сталинским «Мёртвым дорогам» летят по костям поезда…
Смывают дожди по карьерам истории нашей «прости»:
Скрывающим суть лицемерам покоя в душе не найти!

– Хоть семьдесят тысяч! – ОН молвил, как пепел из трубки стряхнул…
Все семьдесят.
Вздрогнув невольно,
Как мёртвый, застыл караул…


Здравствуйте, Александр.

Вообще-то Вы мое отношение к этому стихотворению знаете. Но давайте я попробую сформулировать, чем именно оно меня привлекает.

Есть такое расхожее выражение "Победителей не судят". Оно очень часто используется в тех случаях, когда нужно поглубже спрятать правда или вырвать неудобные страницы из учебника истории. "Чего былое ворошить?" - говорят "победители", засекречивая архивы и заметая следы былых преступлений.

Однако так, чтобы от былых злодейств совсем не осталось следов - бывает довольно редко. Как правило, спустя некоторое время правда начинает пробиваться, как трава сквозь асфальт. И вырастает порой до таких размеров, что целым народам приходится менять свое мировоззрение и отказываться от истин, которые казались незыблемыми.

Но таким росткам правды, даже пробившись, бывает трудно вырасти. Например, факт, послуживший поводом для Вашего стихотворения мог быть упомянут в научной статье в специализированном журнале - кто бы узнал о нем, кроме узкого круга историков, которых, в силу их осведомленности, такие вещи даже не удивляют?

И тут нужно вспомнить о том, что поэзия, помимо всего прочего - это рупор, который может привлечь к тому или иному явлению широкий круг людей. Даже сейчас, когда есть телевидение, пресса, киноискусство и множество других каналов передачи информации - у поэзии остается своя, специфическая ниша - особенно там, где нужно воздействовать на эмоции людей и их подсознательное стремление к справедливости. Вот именно это, как мне кажется, происходит с читателями Вашего стихотворения - и в этом его несомненная ценность, и историческая, и художественная.

На фоне сказанного как-то не очень уместно упоминать мелкие недочеты текста, но все же скажу, что слово "жаль" в первой строке мне решительно не нравится. На мой взгляд, это не та ситуация, когда "жаль". Но в остальном - очень сильная и точная работа.

Андрей Моисеев   







Литературно-художественный журнал "Приокские зори" 2017 № 4 http://www.pz.tula.ru/2017_4/2017_4.pdf

О НОМИНАНТАХ НА «ЛЕВШУ» - 2017 http: //promegalit.ru/public/ 19811__o_nominantakh_na_levshu-2017.html

Содружество литературных проектов Русское поле. http://priokskie.ruspole.info/node/9066ооооооооооооооооооо